Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Архитектура стиля барокко в Германии

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Архитектура стиля барокко в Германии

Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло свое проявление в архитектуре, скульптуре, живописи, а также музыке, театре и поэзии.

Аугустусбург

Фалькенлуст

Дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст расположены в садовом ландшафте города Брюль и относятся к самым ранним образцам архитектуры барокко в Германии XVIII века. В 1984 году причислены к списку объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оба замка возведены в начале XVIII века по распоряжению архиепископа и курфюрста кёльнского Клеменса Августа Баварского (1700—1761). Архитектором дворца Аугустусбург стал Йохан Конрад Шлаун, который спроектировал его в U-образной форме с трёмя основными и двумя мансардными этажами. Охотничий замок Фалькенлуст был построен архитектором Франсуа де Кювийе между 1729 и 1740 годами, как вспомогательное здание.

Церковь в стиле барокко-рококо, с ее блистательным убранством, подчеркивала присутствие в ней Бога и оказывала поразительное влияние на человека.В архитектуре идеал естественной красоты дополнился великолепием сверхъестественного, изображенного с помощью возвышенных форм, цвета и символов. Новая архитектура, наполненная причудливыми орнаментальными мотивами в виде раковин (в так называемом стиле рококо, особенно развившемся во Франции при Людовике XV), воплотилась в возведенных княжеских замках с их садами, скверами, аллеями, театрами, которые служили не просто местом приемов и представлений дворянского общества, но и показателем благосостояния и символом власти.

Замок Бенрат (— дворец с подсобными флигелями в стиле рококо, находящийся в административном районе Бенрат на юге Дюссельдорфа, на берегу Рейна. С 1929 года — музей.Парк, дворец и сопутствующие сооружения были построены по воле курфюрста Пфальца и Баварии Карла-Теодора (1724—1799) ландшафтным архитектором Николя де Пигажем (1723—1796). Постройка, начатая в 1755 в стиле рококо, завершилась только в 1770; законченный дворец приобрёл свойственные этому времени черты раннего классицизма.

Центры архитектуры барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, — венский Бельведер (Иоганн Лука Гильдебранд), королевский дворец в Берлине (Андреас Шлютер), епископская резиденция в Вюрцбурге (Иоганн Бальтазар Нейман), дворец и парк Шёнбрунн в Вене (Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах) и др.

Vue de l'Université de Bonn.

Bonn, Ehemaliges Kurfürstliches Schloss

Этому стилю отдали должное строители Цвингера в Дрездене и Сан-Суси в Потсдаме, замков в Мангейме, Карлсруэ, Бреслау и др. Всего с 1691 до 1773 г. было возведено 40 дворцов. Эти неповторимые ансамбли до сего дня остаются непревзойденными памятниками немецкой архитектуры.

Дворец Шарлоттенбург — один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии. Расположен в одноимённом районе Берлина. Дворец был построен по распоряжению супруги Фридриха I, королевы Софии Шарлотты.

Первоначально дворец носил название Литценбург и был летней резиденцией, но постепенно разросся в массивное сооружение. Главный вход в замок имеет 48-метровый купол, увенчанный позолоченной статуей Фортуны.

На службе архитектуры стояли скульптура и живопись барокко. Произведения искусства (росписи стен и потолков) украшали дворцы и храмы. Другие шедевры были еще редкостью. Один из них — это скульптура Великого курфюрста, исполненная Андреасом Шлютером.

Schloss Hachenburg

Германия в рассматриваемый период еще не вышла из состояния феодальной раздробленности, поэтому сложно выстроить единую картину развития визуальных искусств в этом регионе. Но самый последовательно барочный немецкий город, несомненно, главный город Саксонского королевства - Дрезден.

В второй половине 16 века иезуитская церковь святого Михаила в Мюнхене стала первым духовным зданием, которое содержало некоторые элементы барокко. Образцом при ее проектировании для архитектора Сустриса послужила Иль-Джезу (церковь иезуитов в Риме).

Свет, проникая через большие окна, создает контраст между темным сводчатым потолком и лучезарно освещенными алтарем и арками. Богатая штукатурка и скульптурный орнамент придают интерьеру почти праздничное веселье, чего не было в четко сконструированных церквях Возрождения. Не смотря на это, статическая прочность конструкций и прямые линии указывают на все еще ренессансную постройку.

В этот период саксонским королем был Август Сильный (1670-1733), легендарная личность, соответствующая идеалам эпохи. Он преуспел и на поле брани, и в делах любовных (его многолетний роман с графиней Коссель послужил материалом для нескольких книг, а позднее - фильмов), но особенно - в коммерции.

Дрезденский Цвингер  — архитектурный комплекс в Дрездене в стиле барокко и неоренессанс с внутренним садом. Название происходит от его местоположения, в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами (в русском языке использовался термин захаб).

Первое здание Дрезденского цвингера было построено между крепостными стенами города. Изначально комплекс строился как оранжерея для выращивания апельсиновых деревьев. Сегодня здесь находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, собрание фарфора, скульптурное собрание и наиболее известная Дрезденская картинная галерея или, как её ещё называют, Галерея Старые Мастера.

Он, пользуясь современной лексикой, инвестировал крупные денежные суммы в производство фарфора. И это принесло Саксонии колоссальные доходы. На эти деньги столица стала обустраиваться, заполняясь нарядными сооружениями в стиле барокко. Самым ярким из них является королевский дворец Цвингер.

Одну из сторон замкнутого в плане строения Август предназначил для картинной галереи. Она постепенно распространилась на весь дворец и известна во всем мире как Дрезденская картинная галерея.

Matthäus Daniel Pöppelmann 

Ее строительством руководил главный персонаж немецкого барокко Маттеус Даниэль Пеппельман. Главное творческое достижение этого архитектора и декоратора - дворцовый комплекс Цвингер в Дрездене.

Название дворца в переводе означает "клетка", оно произошло от того, что дворцовый комплекс построен около крепостного рва, где раньше держали диких животных. К тому же в плане здание образует замкнутый двор.

Комплекс был предназначен для празднеств на открытом воздухе. Наиболее величественна длинная галерея, расположенная вдоль берега рва, заполненного водой. В ее центре, акцентируя вход и мост, выстроены парадные ворота, увенчанные короной. Скульптурное изображение короны несет сложной формы купол.

В оформлении ворот и входных павильонов наиболее ярко проявился динамичный, напряженный стиль Пеппельмана. Декоративная скульптура дворцового комплекса выполнена скульптурой из Австрии Балыпазаром Премозером.

Другим выдающимся архитектором эпохи барокко в Германии был Иоганн Балтазар Нейман (1687-1770).

Барочная церковь Св. Паулина в Трире

Им была спроектирована и воплощена постройка городского дворцового комплекса, на тот момент едва ли не самого крупного в Европе, сооруженного для духовного лица: епископского дворца в баварском городе Вюрцбурге.

Дворец-резиденция в Вюрцбурге

Сооружение состоит из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон открытый двор. Особенно хороши интерьеры дворца. Значительна трехмаршевая лестница главного вестибюля, плафон для которой был расписан знаменитым венецианским художником Дж.-Б. Тьеполо.

Балтазар Нойман. Базилика в Гёсвайнштайне

Монастырь Эбрах Общий вид

Грандиозная роспись плафона посвящена четырем сторонам света. В убранстве вестибюля использованы также разнообразные скульптурные украшения, переходящие в роспись кое-где только визуально, а в некоторых частях реально: нога одного из изображенных слуг переходит в горельеф, реально выступая из стены, плащ одного из рисованных персонажей переходит в реальную ткань, покрытую стуком, и т.д.

Francois De Cuvillies 

Франсуа Кювилье (1695-1798), французский архитектор, много работал в столице Баварии Мюнхене. Наиболее совершенное его творение - дворец Амалиенбург под Мюнхеном. Часть искусстоведов относит его к стилю рококо. Это один из немногих памятников немецкой архитектуры, полностью сохранившийся после всех войн.

Франсуа де Кювилье. Богато декорированные покои  в Мюнхенской Резиденции.

Дворец Хольнштайн (Palais Holnstein). Возведен по проекту Франсуа де Кювилье в 1733-1737 гг. для графини Хольнштайн, фаворитки баварского курфюрста Карла Альбрехта.

Портал Дворца Хольнштайн, 1733-1737 гг.

Дворец Амалиенбург (Amalienburg 1734-1739 гг.)

Театр Кювилье (Cuvilliéstheater) (Театр Старой Резиденции – Alte Residenztheater,1751-1753 гг.)

Андреас Шлютер (1660-1714), архитектор и скульптор, работал в это время в Пруссии, украшая ее столицу Берлин и загородный комплекс королевских резиденций Потсдам. Он работал над расширением королевского дворца, пристроив к нему флигели. Данью происхождению мастера была церковь св. Хедвиги, возведенная им для эмигрировавших в Пруссию гугенотов.

Скульптурное оформление дворца Красиньских

Наиболее ярко национальная художественная традиция получила воплощение в церковных интерьерах, сооруженных братьями Азамами: Космосом Дамианом (1686-1739) и Эгидом Квирином (1692-1750). Братья работали как архитекторы, строители, живописцы, декораторы, скульпторы.

Эгид Квирин Азам и Космас Дамиан Азам 

Их самая известная работа находится в городе Pop в Баварии.

В местной церкви они создали смелую композицию на один из таинственных христианских сюжетов: Вознесение Марии.

В этой работе, выполненной из разноцветного и монохромного стука, фигура Богоматери парит между небом и землей вопреки всем законам земного притяжения. Лица и позы апостолов, собравшихся возле открытого гроба, выражают их реакцию на совершившееся чудо. Они выглядят как настоящие трагические актеры, исполняющие свои роли со страстной убежденностью.

Братья Азамы были учениками Бернини. В "Вознесении Марии" они выступают как достойные продолжатели великого учителя.

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753) возвел в парке загородной резиденции прусских королей дворцовый комплекс Сансуси. Другое выдающееся произведение Кнобельсдорфа - театр на улице Унтер ден Линден.

В отделке фасадов использованы портики коринфского ордера. Внутренняя часть являет собой триумф рококо. Это здание обозначает переломный момент в истории искусства: из недр барокко начинает вырастать классицизм.

В 1702 г. началось строительство Бенедиктинского аббатства в Мельке на Дунае (архитектор — Якоб Прандтауэр). Взаимодействие благодати и солидности, невесомости и массы, этот монастырь — яркий пример немецкого барокко.

Jakob Prandtauer

Одним из самых оригинальных изобретений архитектуры барокко — сделать основным планом овал. Овал имеет ту же бесконечность, что и круг, но две его стороны дают чувство направления; это изящно сочетает в себе центральные и продольные планы и создает гармоничное целое.

Базилика Фирценхайлиген (арх. — Бальтазар Нейман) имеет массивный фасад из двух башен и выпуклой центральной части. Интерьер ее состоит из искусно переплетающихся кругов и овалов (многие сопоставляют его с фугами Баха). Разнообразие стало единством, представляя богатство удивительного движения.

Базилика Фирценхайлиген

Немецкое барокко стремится к единству. Стены заменяются тонкими колоннами, а световые потоки охватывают твердые формы, создают золотой блеск на алтарях и святых, приводят в движение тени. Штукатурка и скульптура становятся необузданными и непредсказуемыми. Как будто преодолев все законы гравитации, ракушки, фрукты, цветы и виноград висят между стеной и потолком.

Кобленские ворота – парадные ворота архангела Михаила, построенные в стиле барокко. Раньше они служили помещением для собраний одноименного рыцарского ордена. Фасад ворот украшает позолоченная фигура Михаила, убивающего дракона.

Ворота были возведены в период 1751-1757 годов по приказу курфюрста Клеменса Августа по проекту Франсуа дем Альтерена. Верхняя часть ворот изображает персонификации четырех добродетелей ордена святого Михаила: религиозность, настойчивость, силу и верность. Сооружение в виде арки размещается на дороге, ведущей в город Кобленц.Фигура Михаила, убивающая дракона, является репродукцией, а ее оригинал хранится в университетском лекционном зале. Арка серьезно пострадала во время войны, но позже была восстановлена. Сейчас в помещениях ворот находятся административные офисы Боннского университета.

Небеса разверзлись, и под небесным светом ангелы и святые парят в церкви. А алтарь как будто спустился с небес и является посредником между жизнью на земле и небесами. В таких церквях прихожане не смирялись, они становились частью всего этого. Верующий забывает о себе, повседневной жизни и чувствует неограниченное великолепие и могущество сверхъестественного.

Дворец Карлсруэ — бывшая резиденция маркграфов и великих герцогов Бадена, построенная в 1715 году маркграфом Карлом III Вильгельмом и прослужившая в этом качестве до 1918 года. В настоящее время во дворце находится Музей земли Баден и часть Конституционного суда Германии, основное здание которого расположено в непосредственной близости от дворца. В планировке города дворец служит центральной точкой, от которой лучеобразно во все стороны проложены улицы.

Такие грандиозные эффекты не достигались только за счет архитектуры; скульптура и живопись также сыграли свою роль. Три основных типа изобразительного искусства — архитектура, скульптура и живопись — считались независимыми в эпоху Возрождения, но стиль барокко объединял их все. Не удивительно, что в те времена мастера сочетали в себе несколько навыков.

Potsdam New Palace from Entrance side

Сан-Суси́ (— без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля — архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу.

Areal view of the New Palace in Park Sanssouci in Potsdam, Germany, i

Живопись тоже была необходима. Фресковая живопись на потолке создавала воображаемый мир аллегорических и небесных фигур. Реальная архитектура продолжалась в архитектуре нарисованной, смешивая реальность и иллюзию. Небо и земля перестают существовать отдельно.

Нордкирхенский дворец — барочный дворцово-парковый ансамбль в Нордкирхене (Вестфалия).Строился на месте ренессансного «замка на воде» с 1703 по 1734 гг. мюнстерскими епископами из семейства Плеттенбергов. В туристических буклетах получил прозвище Вестфальский Версаль, хотя внешним видом больше напоминает голландский Хет Лоо.После секуляризации епископских владений дворец принадлежал княжеским родам Эстерхази и Аренбергов, пока в 1959 году его не выкупили власти земли Северный Рейн-Вестфалия. Кирпичное здание стоит на искусственном острове квадратной формы, по углам которого поставлены садовые павильоны. Регулярный парк украшен барочными статуями, некоторые из которых были обновлены в первые годы XX века.

Palais Stutterheim in Erlangen

Schloss Monrepos, Südansicht

Neues Schloss (new palace), Schlossplatzspringbrunnen (Schlossplatz, Stuttgart, Germany).

Барокко в восточной Европе также оставляет свой след. По большей части барочные постройки там производились приглашенными итальянскими и немецкими архитекторами. Но был ряд мастеров из Польши, Чехии, которые получали образование в Риме и затем, возвращаясь на родину, использовали усвоенное.

http://studme.org/

http://www.stilbarocco.ru/

http://maxbooks.ru/germani1/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments