Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Немецкое барокко:дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси(2)Дворцовые интерьеры

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Немецкое барокко:дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси(2)Дворцовые интерьеры

Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого. Фридрих монарх и человек — были два разных человека, что выражалось в том, что как монарх Фридрих строил роскошные дворцы и окружал себя исключительно дорогими вещами (как пример — маленькая деталь, которая не сразу бросается в глаза — цифры цифферблата часов в антикамере в его «квартире» в Новом дворце выложены бриллиантами), поскольку это свидетельствовало о мощи и престиже государства, но как человек при этом довольствовался походной солдатской кроватью, которая резко контрастировала с интерьером роскошной спальни дворца Сан-Суси, или старым военным мундиром с протёртыми от старости дырками и следами нюхательного табака.

                    

   В основе планировки внутренних помещений дворца лежит схема «двойных апартаментов», разработанная французскими архитекторами. Комнаты располагались двумя рядами, следующими один задругим, а главные помещения имели выход в сад. В своем черновом наброске, переданном архитекторам для исполнения, Фридрих II исходил именно из такого принципа планировки.

Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль (северная сторона дворца) и обращённый к саду мраморный зал (южная сторона дворца). В западной части дворца разместились пять гостевых комнат, а в восточной — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.

                                           

Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный потолок шведского художника Иоганна Харпера, на котором на небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.

                            

  Мраморный зал, высота которого превышает высоту самого дворца. Десять пар коринфских колонн, отделанных под мрамор, придают вестибюлю подчеркнуто четкую выразительность. На расписанном И. Харпером потолке изображена богиня цветочного царства Флорас гениями, которые разбрасывают с неба цветы и фрукты.

   Мраморный зал, имеющий эллиптическую форму, был творением Г. В. фон Кнобельсдорфа.

Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Фридриху Великому послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.

Сочетание слов «Пантеон» и «силезский мрамор» являются ключевыми к пониманию идейного смысла этого помещения. Использование силезского мрамора подчёркивало присоединение Силезии в состав Прусского государства. В свою очередь тема римского Пантеона — как храма всех богов, символизировала для Фридриха тему толерантности в государстве. Можно сказать, что купол — это лейтмотив вообще всех фридерицианских построек.

                    

Впервые купол и тему Пантеона мы видим в соборе святой Хедвиги, который был построен в центре Берлина рядом с оперным домом. Прусский двор того времени был кальвинистским, но Силезия как бывшая австрийская провинция — была католической. Фридрих, придерживавшийся мнения, что в его королевстве каждый может спасать свою душу на свой собственный фасон, придерживался толератности (не отрицая существование Бога, Фридрих не отличался какой либо набожностью).

                       

Купол был также возведён над новостроящимся Домским собором в Берлине. Библиотека в Райнсберге, Сан-Суси и его кабинет в Берлинском дворце были также круглыми. Куполом увенчаны и Картинная галерея в Сан-Суси и аналогичной внешней конструкцией Новые палаты. Также купол имеет и Новый дворец, не говоря уже о том, что даже проездная арка «Коммун» Нового дворца тоже имеет купол.

В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит:

te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor
Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь

     

      Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Кристианом Глуме. На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.

                               
   Концертный кабинет
дворца в Сан-Суси считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рококо. Живопись, скульптура, прикладные искусства, представленные здесь, гармонично образуют единое целое. Тематика большинства картин в этом кабинете заимствована из «Метаморфоз» Овидия («Пигмалион и Галатея», «Купающаяся Диана с нимфами», «Пан и нимфа Сиринга»). Все они выполнены придворным живописцем Песне.

В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим

Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения. Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси».

Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея.
На заднем плане на софе расположилась любимая сестра Фридриха Великого — Вильгельмина Прусская.

                       

Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом помещении 7 мая 1747 года состоялась музыкальная встреча двух гениев — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого. Во время этой встречи король попросил Баха сыграть фугу на тему, которую подготовил лично Фридрих. Бах блестяще сымпровизировал трёхголосную фугу, но для шестиголосной была нужна подготовка. Бах позднее сочинил шестиголосную фугу (т. н. ricercar a 6 voci) и ряд других произведения с использованием «королевской темы» (thema regis), которая потом вылилась в посящение, названное «Музыкальным приношением».

The Dock Facing the Doge's Palace     

                   

 Pygmalion und Galatea (Pesne)

  Превосходные картины можно было видеть и в Малой галерее, которая представляет собой длинное узкое помещение. Раньше здесь можно было познакомиться с произведениями Ватто, Патера, Ланкрета и других художников. Во время войны большая часть картиниз Малой галереи была вывезена, и теперь они находятся в берлинском дворце Шарлоттенхоф.

                       В нишах Малой галереи разместились античные скульптуры, приобретенные в 1742 году в составе коллекции кардинала Полиньяка. Впоследствии собрание этих скульптур было значительно пополнено, в основном это римские бюсты. Среди них особое внимание следует обратить на бронзовый бюст принца Генриха (работа скульптора Худона), а также бюст Фридриха II, созданный в 1787 году с использованием посмертной маски короля.

                         

Совсем другую картину являет собой переоборудованные в 1786 году Фридрихом Вильгельмом фон Эрдмансдорфом кабинет и спальня Фридриха Великого. Здесь господствует прямой и суровый классицизм. Обивка стен из зелёного шёлка с позолоченной резьбой по дереву уступила место опять же зелёной обивке, но уже без декоративной резьбы. Позолоченные потолочные рокайли из гипса были сняты и заменены живописным кругом, вокруг которого сгруппированы знаки зодиака.

                            Помещение делится на две части двумя высокими ионическими колоннами на постаментах, которые заменили богато украшенный парапет. В середине XIX в. интерьер был дополнен недостающими элементами мебели фридерицианской эпохи и живописными портретами, а также письменным столом Фридриха и креслом, в котором он умер.

                                 

                      Изначально спальня в Сан-Суси задумывалась как копия спальни из Потсдамского городского дворца с балюстрадой и путти над нею. На сегодняшний день из оригинальной фридерицианской обстановки остался только портал камина. Изображений спальни при жизни Фридриха не сохранилось, однако, при переделке интерьера в конце 18 века много лепных деталей не были окончательно сколоты и при проведённых в 19 веке исследованиях поверхностей стен позволило детально точно восстановить облик спальни во фридерицианский.Рабочий кабинет и спальня Фридриха II еще в 1786 году — в год смерти короля — были по-новому оформлены для его наследника. Отстарой планировки архитектор Ф.В. фон Эрдманнсдорф оставил лишь камин, и в настоящее время рабочий кабинет оставляет впечатление холодной деловитости, характерной для стиля классицизма: преобладание прямых линий и полное отсутствие каких-либо закруглений

   Первоначально в рабочем кабинете и спальне находилась рококо, но потом ее убрали, так как ко времени правления Фридриха Вильгельма II интерес к этому стилю почти пропал. Однако в середине XIX века ее опять сюда вернули.

         

Помещение библиотеки является одним из красивейших и гармоничных помещений в стиле роккоко, которые когда либо были созданы. Круглая комната вне анфилады залов практически спрятана в конце королевских апартаментов, а с кабинетом и спальней короля её связывает узкий коридор, что подчёркивает её частный характер.

Здесь «философ из Сан-Суси» мог укрыться в уединении. Обитые кедровыми панелями стены и книжные стеллажи из кедрового дерева придают законченность интерьеру помещения. Гармоничное сочетание коричневого с золотом богато украшенных рокайлей обеспечивает в библиотеке спокойную атмосферу. Использование кедра имело тайный смысл — этим деревом был отделан храм Соломона в Иерусалиме. Храм Соломона был краеугольным понятием для т. н. вольных каменщиков, к числу которых одно время принадлежал король. В свою очередь Соломон был знаменит своею мудростью.


Адольф фон Менцель. Круглый стол в Сан-Суси. 1850. Утеряна при пожаре в 1945.

В центре — Фридрих Великий, слева — Вольтер в окружении ведущих умов Прусской академии наук во дворце Сан-Суси.
В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., в том числе произведения поэта и философа Вольтера. Вопреки распространённому ложному мнению, что «немецкую литературу Фридрих особо не уважал», на самом деле франкоязычное наполнение библиотеки (всех библиотек Фридриха) было обусловлено тем, что король кроме родного немецкого языка (на котором он писал с чудовищными ошибками), прекрасно знал французский язык, любовь к которому привили воспитатели-гугеноты.

                                          

                      

Учитывая интерес Фридриха к античности, Фридрих читал античных авторов по-французски, так как не знал древнегреческого и достаточно плохо знал латынь. Именно наличие качественных переводов на французском языке было главной причиной, что книги Фридриха были все сплошь франкоязычные. Сам Фридрих не интересовался Францией — во время Семилетней войны он с ней воевал, никогда её не посещал (в отличие, от Голландии), практически не коллекционировал французскую живопись (кроме нескольких картин Ватто, купленных в составе коллекции кардинала Полиньяка), оперные либретто писал по-французски, но слушал по-итальянски и под музыку немецких композиторов. Любовь Фридриха к французскому языку носила исключительно потребительский хара                         

                       

Фридрих держал по библиотеке в каждом своём дворце — Сан-Суси, Потсдам, Новый доворец, Бреслау, Берлин и Шарлоттербург. В каждой библиотеке было совершенно идентичное собрание книг, более того, все они были расставлены идентично. Таким образом, королю требовалось только прибыть в другой свой дворец и взять книгу на том же месте, где она находилась в другом дворце. Была также походная библиотека. Книги отличались лишь монограммой на переплёте, например: V — дворец Сан-Суси (V=Vigne=виноград), S = Новый дворец в Сан-Суси, P = Городской дворец в Потсдаме, B (курсив) = Берлинский городской дворец, B,BR = дворец в Бреслау. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой, их делали французские и немецкие мастера, тем более, что разницы качества при том усердии в развитии ремёсел в Пруссии при Фридрихе Великом уже не было.

                          

На стороне парадного двора находится галерея. В стене узкого вытянутого помещения с внутренней стороны устроены ниши с мраморными скульптурами древнегреческих и древнеримских богов, а внешнюю стену с пятью окнами украшают зеркала. Ниши чередуются с картинами Николы Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто, чьи работы почитавший искусство монарх особенно ценил.

С запада к мраморному залу примыкают пять гостевых комнат. Благодаря двум именным комнатам достоверно известно, что привилегией проживания в Сан-Суси пользовались близкое доверенное лицо короля — граф фон Ротенбург, проживавший во дворце вплоть до своей смерти в 1751 году, и философ Вольтер, проживавший здесь летом во время своего пребывания в Потсдаме в 1750—1753 годах. Его присутствие в Сан-Суси увековечено на картине Адольфа фон Менцеля «Круглый стол в Сан-Суси». В заседаниях круглого стола принимали участие дипломаты, офицеры, писатели и философы. К последним относил себя из Фридрих Великий — «философ из Сан-Суси».

Пандан к библиотеке в западном крыле дворца образует комната Ротенбурга, также не входящая в анфиладу залов. Остальные гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты», оборудованные альковом в округлой стене напротив окон.

                         

Фридрих II Великий и Франсуа Вольтер во дворце Сан-Суси. Литография. 1860 г

Комната Вольтера отличается декоративностью оформления. Её второе название — «цветочная комната». Окрашенная в жёлтый цвет деревянная облицовка стен украшена разноцветной деревянной резьбой в виде обезьян, попугаев, журавлей, аистов, фруктов, цветов, цветочных гирлянд работы Иоганна Кристиана Хоппенхаупта Младшего 1752—1753 годов.

                                             Интерьеры других дворцов ансамбля

Новый дворец был задуман как жилой замок, поэтому его внутренние покои разделены на отдельные апартаменты, в которые ведут четыре лестницы. Каждый комплекс апартаментов состоит из передней, спальни, кабинета и общих помещений — столовой и музыкальной комнат.


  

Столовой в Новом дворце служила Мраморная галерея. Ее стены и пол облицованы яшмой и белым каррарским мрамором. Роспись потолка в Мраморной галерее представляет собой аллегорическое изображение времени суток: утро, полдень и вечер. На консольных столбах этой галереи, расположенных у окон, стоят три бронзовые скульптуры: Венера Медичи, Меркурий, Геркулес и Антей.

   Одним из самых красивых помещений Нового дворца стала «Палата телесного цвета», названная так по цвету обивки своих стен. Образцы обивки мебели еще в 1746 году создал Иоганн Август Наль, но тогда она предназначались для Потсдамского городского дворца и только потом была использована при оформлении «Палаты телесного цвета».

                      

Потолочная роспись

Эта палата являлась второй прихожей, располагавшейся перед жилыми покоями Фридриха II. Большой интерес у посетителей вызывают в настоящее время и вазы, сделанные в виде снежного кома и установленные на пристенных консолях.

 

   Незабываемое впечатление производит на посетителей «Зал с гротами». Вначале стены и колонны этого зала были покрыты стеклянным шлаком, ракушками и кораллами, а в XIX веке их заменили драгоценными камнями и окаменелостями.

                   

             

   Новый дворец служил королевской семье как летняя резиденция. В нем проводились пышные приемы, после которых гостей обычно вели отдыхать в просторные помещения оранжереи, расположившейся неподалеку от искусственного озера. Нередко в Сан-Суси приезжал русский царь Николай I с царицей — сестрой Фридриха I.

[Место смерти Фридриха Великого]

Екатерина Вторая, она же София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская - российская императрица в юности была простой прусской девушкой.

  Paul Carl Leygebe - Tabakskollegium of Frederick I 

Может быть, по утрам они ходили в Римские купальни, построенные по флорентийским образцам. А вечерами собирались в южном крыле Нового дворца, где и по сей день располагается театр, построенный по подобию античного. Кажется, что стоит только сесть в одно из кресел, как зазвучит музыка Феликса Мендельсона Бартольди, написанная для пьесы В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»: более двух столетий назад здесь состоялась ее премьера.

                         

   К настоящему времени большая часть королевских апартаментов сохранилась в неприкосновенном виде. Многочисленным посетителям дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси показывают любимое место Фридриха II, где он часто бывал и где зарыты его гончие собаки. «Я тоже хочу быть погребенным здесь, — говорил король, здесь, возле статуи Флоры, тогда я тоже буду без забот».


   Посетители могут пройтись по галерее, где часто прогуливался прусский монарх; им покажут его трагическое предсмертное изваяние, которое изображает Фридриха Великого с искаженными чертами лица и широко раскрытыми глазами, будто видящими приближение смерти. Выставлены в Сан-Суси кресло, в котором скончался король, и маленькие часы, которые он сам заводил. Сейчас они остановлены на времени смерти Фридриха Великого: 2 часа 20 минут пополудни 17 августа 1786 года.

Более подробно интерьеры Нового дворца здесь:http://geoblogger.livejournal.com/821536.html

   В замке Сан-Суси бережно сохраняется комната, в которой останавливался великий французский философ Вольтер, с которым прусский король был дружен и переписывался

источники

:офсайт комплекса Сан-Суси  -http://www.spsg.de/schloesser-gaerten/

Hans-Joachim Giersberg, Hillert Ibbeken: Schloss Sanssouci. Die Sommerresidenz Friedrichs des Großen. Mit Beiträgen von Thomas Blisniewski, Tilo Eggeling, Jürgen Hamel u.a. Nicolai, Berlin 2005. 
Autorenkollektiv unter Hans-Joachim Giersberg, Sanssouci — Schlösser Gärten Kunstwerke, Potsdam-Sanssouci 1979 (7. Auflage) — Bildband
Hans-Joachim Giersberg: Friedrich als Bauherr. Studien zur Architektur des 18. Jahrhunderts in Berlin und Potsdam. Berlin 2001.
Hans-Joachim Kadatz: Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff. Baumeister Friedrichs des Großen. Leipzig 1998, hier S. 190—214.
Портреты -Викимедия

 

Серия сообщений "Интерьеры":

Серия сообщений "Германия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments