Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Русское барокко:Большой Екатерининский дворец.Часть 4.Интерьеры обеденных залов

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Русское барокко:Большой Екатерининский дворец.Часть 4.Интерьеры обеденных залов

Екатерининский дворец, выставка мейсенского фарфора

Триста экспонатов мейсенского фарфора из частной коллекции Курта Крокенбергера (Германия, Ремсхальден-Грунбах) представлены взору посетителей Екатерининского дворца.

Высококачественный фарфор Мейсена, поступавший в Россию в качестве дипломатических подарков и приобретаемый у иностранных купцов членами императорской семьи, на протяжении двух с лишним веков служил великолепным украшением дворцовых залов Санкт-Петербурга и его загородных резиденций.

Вазы, парадные и повседневные сервизы, скульптурные композиции и фигурки служили важной составляющей декоративного убранства интерьеров Большого Царскосельского и Александровского дворцов, а история их бытования в Царском Селе уходит в  глубь XVIII столетия. К сожалению, большая часть коллекции мейсенского фарфора погибла в годы Великой Отечественной войны. Поэтому возможность полюбоваться произведениями ведущего в Европе фарфорового предприятия представляется большой удачей.

 

 

 

 

 

 

КАВАЛЕРСКАЯ СТОЛОВАЯ

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.

1917

После того, как во время ремонта зала в 1860-х годах резьбу посеребрили, зал получил название Серебряной столовой. Таким интерьер просуществовал до войны. При послевоенной реставрации столовая вновь получила золоченое убранство, задуманное придворным архитектором Елизаветы Петровны.

Украшением Кавалерской столовой является многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Ф.-Б. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

Живописный плафон украсил Кавалерскую столовую в середине XIX века, в ходе переоформления интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера. Из императорских кладовых архитектор выбрал полотно «Александр Македонский и семья персидского царя Дария» кисти живописца XVIII века К. Балка.

По замыслу зодчего плафон был дополнен лепными медальонами с живописными вставками. При воссоздании отделки зала после войны в центре потолка была помещена картина неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос (из фондов Государственного Русского музея). Гелиос и Эос изображены в окружении фигур, олицетворяющих времена года.

На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера. В течение многих десятилетий сервизы украшали столы в дни торжественных праздников, посвященных покровителям наиболее почетных отечественных наград — орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира.

В 1780-х годах, когда тогдашняя хозяйка дворца Екатерина II переехала в новые апартаменты, созданные Ч. Камероном, в Кавалерской столовой проводились небольшие вечерние собрания и изредка давались «комнатные балы»

ЗЕЛЕНАЯ СТОЛОВАЯ

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф.-Б. Растрелли. Одним из торцов этого своеобразного зала под открытым небом был фасад дворцовой церкви, вместо штучного паркета в нем пестрели барочные цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, установленных в тени фруктовых деревьев.

Однако со временем сад стал источником сырости во дворце, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В. И. Неелов (1722–1782) построил на его месте «Покой Их Высочеств».

Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.

Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых подчеркнут розовым фоном. Двери Зеленой столовой украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен русским скульптором И. П. Мартосом (1754–1835).

1917

В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник сильный пожар, от которого значительно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I была учреждена комиссия во главе с архитектором В. П. Стасовым для исправления сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Камерона, приобретенных графом Х. Ливеном в 1822 году в Лондоне у наследников архитектора.

В довоенной экспозиции Зеленой столовой находилось бюро конца XVIII века, украшенное 34 резными медальонами моржовой кости. Этот редкий мебельный предмет повторяет английские барочные формы — характерные для них прямолинейные очертания хорошо подходили для облицовки костяными пластинами.

Созданная для комнаты мебель состояла из 25 стульев и двух каминных кранов, причем два стула, предназначенные для хозяев апартаментов, отличались от остальных размерами. Стулья с красивыми овальными спинками, украшенными в верхней части резным веером веточек,

Убранство Зеленой столовой восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепной декор стен; скульптор Ф. Трискорни реставрировал мраморный камин; заново был набран паркет из разных пород дерева. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым.

В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. И. Штакеншнейдер подготовил проект оформления помещений бельэтажа Большого Царскосельского дворца (прежде всего потолков) с дополнением живописных вставок, полотна для которых предполагалось подобрать в кладовых Императорского Эрмитажа. Согласно этому проекту в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи «Торжество Бахуса» в обрамлении золоченых лепных орнаментов и декоративных живописных медальонов. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, по-вредивший потолки, но плафонную живопись удалось снять и спасти. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор Придворной конторы А. Ф. Видов, Зеленой столовой вновь было возвращено архитектурно-художественное убранство времени Ч. Камерона.

Каминные часы Мини и Пожарский, парные канделябры, ок. 1820. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Часы — по гравюре с рисунка И. П. Мартоса (1808) Канделябры — по модели Клода-Франсуа Рабья. Бронза, сиенский мрамор; литье, чеканка, патинирование; полирование.

Во время Великой Отечественной войны залы Камерона были частично разрушены и разграблены; плафонная живопись погибла. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок же, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.

Сегодня убранство Зеленой столовой дополнено стульями, бронзовой каминной решеткой и каминными приборами, выполненными по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Предметы столового сервиза, изысканные по форме и цветовому решению, декорированы вензелями владельцев.

МАЛАЯ БЕЛАЯ СТОЛОВАЯ

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I

.

Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах: стены покрывал белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшали выполненные по моделям скульптора И.-Ф. Дункера десюдепорты в виде сложных композиций с охотничьими трубами, колчаном, орлом с распростертыми крыльями, гирляндами с цветами и т. д.

Дополняли интерьер печь с «гамбургскими» изразцами, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет — традиционные элементы барочного декора. После пожара в 1820 году отделка столовой была восстановлена под руководством архитектора В. П. Стасова, в 1850-х годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был создан лепной и живописный декор потолка.

1917

Во время Великой Отечественной войны отделка интерьера была полностью утрачена. К сегодняшнему дню его реставрация завершена: восстановлена резьба на стенах и резные десюдепорты, барочная печь, установлен белый штоф на стенах. Для плафона использована копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

Кроме того, в Малой Белой столовой размещены подлинные предметы, сохраненные в эвакуации: виды Большого Царскосельского дворца и парка работы Ф.-Х. Баризьена (1724–1796), три пейзажа Ж. Делабарта (около 1730–?), изображающие Екатерининский парк, и полотно Ф. Я. Алексеева (1753–1824) с видом на Камеронову галерею.

Примечательны в зале резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева. История этого бюро, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II, связана с церемонией закладки Кремлевского дворца, состоявшейся 1 июня 1773 года в Москве.

По замыслу выдающегося архитектора В. И. Баженова, идеями которого была в это время увлечена императрица, новое здание должно было затмить славу древних чудес света и удивить мир «величавостью и огромностью». Вероятно, поэтому фасад бюро украшен видом на Московский Кремль. Связь предмета с именем Екатерины II подтверждает и наличие в его декоративной отделке двух наборных композиций с изображением павильонов Царского Села: Эрмитажа и Охотничьего павильона, или Монбижу (с гравюр А. А. Грекова и Е. Г. Виноградова по рисункам М. И. Махаева).

 Малая Белая Столовая. Бюро с инкрустацией в стиле маркетри на боковых стенках (вид павильон Эрмитаж в Царском Селе). Мастер Н. Васильева, Санкт-Петербург, 1770-х годов

БЕЛАЯ ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Стены этой столовой со времен Елизаветы Петровны были затянуты белым штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придавал интерьеру особую нарядность. В настоящее время стены зала украшены натюрмортами И.-Ф. Гроота (1717–1806) — частью большого цикла, созданного придворным живописцем в 1740-х годах для Царскосельского павильона Монбижу. Живописный плафон «Триумф Аполлона» (копия XIX века с картины Г. Рени) дополняет декоративное решение интерьера.

Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золоченые консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века.

В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Этот сервиз числился в дворцовых кладовых уже в елизаветинскую эпоху и, несомненно, украшал парадные столы во время торжественных обедов императрицы.

Согласно традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, а также фарфоровой композицией, которая изображает беседку, напоминающую «Большой каприз» в Царскосельском парке. Это изделие, выполненное в конце 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744-м, свидетельствует о высоких технических достижениях русского фарфорового дела.

Масленки-обманки в виде цветка, персика, лимона, груши, граната и артишока, дополняющие оформление нарядного стола, также изготовлены в Мейсене во второй половине XVIII века. Оттуда же происходят стоящие на консолях между окнами декоративные вазы-ароматницы, называемые по форме украшающих их цветов «буль-де-неж» (от франц. boule de neige — снежный ком).

 

БУФЕТНАЯ

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.

Нынешний интерьер Буфетной полностью воссоздан после разрушений военного времени. Стены затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, в углу установлена печь с расписными изразцами, двери украшены позолоченными десюдепортами с причудливой барочной резьбой. В простенке между окнами, выходящими на дворцовый плац, расположено зеркало в резной золоченой раме с двумя светильниками-бра.

Для плафона использована картина известного итальянского художника XVII века П. да Кортоны (1596–1669) «Ловля кораллов», переданная в Царское Село из фондов Государственного Эрмитажа в послевоенное время. Две декоративные композиции, выполненные в технике гризайли, изображают путти с гирляндой цветов и амуров на дельфине. Живописные вставки заключены в изящный лепной орнамент в виде вьющихся побегов.

 

1917

Мебель Буфетной относится к XVIII столетию: это барочные кресла работы отечественных мастеров, выполненные одновременно с резной отделкой залов дворца, французский комод наборного дерева XVIII века и столики-бобики, изготовленные в петербургских мастерских, один из которых специалисты связывают с деятельностью придворного мебельщика Екатерины II Х. Мейера. Также в зале представлены два западноевропейских натюрморта XVII века и две анималистические композиции художника И.-Ф. Гроота, написанные в середине XVIII столетия для царскосельского павильона Монбижу.

ОФИЦИАНТСКАЯ

Официантскую — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия — Ч. Камерон разделил поперечной перегородкой на две «прихожих», одна из которых была полутемной и выходила на лестницу.

Интерьер Официантской значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего созданное шотландским архитектором декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В.П. Стасовым. Основной принцип художественного решения Официантской — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, — был сохранен. Рисунок деталей, из-за утраты образцов Камерона, был выполнен по чертежам Стасова. По этой же причине потолок в зале был оставлен белым.

1917

М.-А. Колло. Голова девочки. 1769

В 1840-х годах по распоряжению Николая I Стасов убрал в Официантской перегородку, и две «прихожие» превратились в просторную светлую комнату. Значительно обогатил строгое решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный в это время из ценных пород древесины: палисандра, амаранта, красного и черного дерева, дуба и клена. Для центральной части пола был использован наборный паркет одной из «прихожих». Этот паркет сгорел в пожаре 1863 года. Сегодня в зале находится паркет, изготовленный в середине 1860-х годов, переживший Великую Отечественную войну.

В 1855 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в центр потолка Официантской была вмонтирована картина художника венецианской школы XVII века П. Либери. Ее обрамляли золоченые тяги, лепные орнаменты и дополняли декоративные Б.-Э. Мурильо. Горный пейзаж. 1680-еживописные медальоны. Весь декор потолка погиб в годы войны.

После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.

Сегодня в Официантской представлены наборные ломберные столики конца XVIII века, комод шведской работы второй половины XVIII века и стулья красного дерева, изготовленные русскими столярами в XIX столетии. На стенах помещены картины из царскосельского собрания: «Горный пейзаж» Б.-Э. Мурильо, «Вид с Палатинского холма» П. Лабруцци, «Водопад в Тиволи» А. Локателли и «Руины» А.И. Бельского.

продолжение следует...

http://polinadorofeeva.livejournal.com/ http://tzar.ru/museums/ Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк - путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
И. К. Ботт. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом, Из-во «Аврора», 2009
Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.

Серия сообщений "Интерьеры":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments