Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Дворцы Петра 1.Кадриорг

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Дворцы Петра 1.Кадриорг

Кадриорг (Екатериненталь,  — долина Кадри) — барочный дворцово-парковый ансамбль в Таллине.

Своё название Екатериненталь (долина Катерины) получил в честь супруги Петра I — Екатерины I.

Кадриоргский дворец считается самым грандиозным дворцово-парковым ансамблем в Эстонии. Эта отлично сохранившаяся летняя императорская резиденция была построена в начале 18 века (1718-1725).


Дворец в стиле барокко построен на уступе в итальянской манере. Главный фасад – трехэтажный, задний фасад – двухэтажный. Архитектурной доминантой главного фасада является центральная выступающая часть с открытым балконом на колоннах и барочным фронтоном.

В 1933-1934 годы по проекту А. Владовского перед задним фасадом были возведены банкетный зал и зимний сад в необарочном стиле. Сейчас в здании можно ознакомиться с коллекцией зарубежного искусства из Эстонского художественного музея.
Закладка нового дворцово-паркового ансамбля была начата 25 июля 1718 года по приказу Петра I.

Проект составил итальянец Никколо Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году по настоянию Микетти в Ревель направили Михаила Земцова, возглавившего строительство ансамбля на протяжении четырёх лет по проектам и указаниям Микетти. Начиная с весны 1721 года и до окончания строительства всеми работами руководил один Земцов

.В ходе Северной войны (1700—1721) Эстония была присоединена к России. Ревель капитулировал осенью 1710 года, а уже в декабре 1711 года Пётр I вместе с Екатериной впервые посетил город. Царю понравились окрестности Ласнамяги. Отсюда, с обрыва, открывался вид на город и на строившуюся гавань.

В 1714 году Пётр выкупил у вдовы Дрентельна часть их летнего поместья за 3500 талеров в государственную собственность. Сохранившийся дом этого поместья был приведён в порядок и приспособлен под резиденцию царя. Этот дом известен теперь как «домик Петра». Скромный дом был удобным для ночёвок и обозрения живописных окрестностей, но скромностью размеров и оформления не отвечал своему назначению.

Уже осенью 1719 года боковые павильоны (флигели) были покрыты черепицей, а к весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь некоторое время жили Пётр I и Екатерина. Стены главного здания начали возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу.

Капители фасада из тёсаного камня, консоли и другие детали каменных украшений изготовил рижский скульптор Генрих фон Берген. В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, бо́льшая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах, основные работы закончились в основном к 1727 году.

По легенде, при постройке здания Пётр I собственноручно положил три кирпича в его стену. Позднее, когда наружную поверхность стен стали покрывать штукатуркой, строители оставили «царские» кирпичи неоштукатуренными. Эти три кирпича, в угловой пилястре северного крыла дворца, остаются неоштукатуренными по сей день.

После Октябрьской революции в Кадриоргском дворце расположился Ревельский совет рабочих и солдатских депутатов 

В 1921—1929 и 1946—1991 годах дворец был главным зданием Эстонского художественного музея. С 1929 по 1940 год во дворце располагалась резиденция государственного старейшины (с 1938 года — президента) Эстонии. В настоящее время в Кадриоргском дворце находится филиал Эстонского художественного музея — Художественный музей Кадриорга.

Расположенный над вестибюлем парадный двухсветный зал является самым представительным помещением дворца. Его стены расчленены пилястрами, филёнками и межэтажным карнизом. Простенки над окнами имеют богатый лепной декор, выполненный мастерами М. Шейтингером (M. Seidtinger), А. Квадри (A. Quadri), С. Цельтрехтом (S. Zeltrecht). На продольной оси зала находятся два больших камина со скульптурным декором в стиле барокко (датируются 1725–1727 годами), над ними – монументальные картуши с латинскими инициалами Петра I и Екатерины I, поддерживаемые гениями славы. Плафон украшен росписью на темы «Метаморфоз» Овидия, выполненной в 1720 году (по др. данным в 1746) предположительно Лондицером (Londicer) младшим. Пол зала первоначально покрывали полированные каменные плиты и чёрно-белые изразцы. В других помещениях дворца от убранства XVIII века сохранилось мало.

 

В расположенных по обеим сторонам от парадного зала помещениях первоначально были узорчатые паркетные полы из дуба и клена, филёнчатые двери, барочные изразцовые печи, окна с мелкой расстекловкой в дубовых рамах, потолки украшала лепнина. Лепные потолки и наборный паркет также имелись в предназначенных для гостей комнатах «верхнего жилья» (третьего этажа).
Личные покои государя и государыни располагались в противоположных крыльях основного этажа. Кабинет и гардероб Петра I находились в северном крыле, спальня – в последнем помещении салонной анфилады.

Маленький музей Петра находится в этой избенке,места в своем же дворце ему не нашлось...

Пара скромных комнатенок,внизу кабинет...

Кабинет

Во время пожара 1745 года (по др. данным начала 1750-х) во дворце пострадали основной и в особенности верхний этажи. Его ремонтом и восстановлением в 1754 году руководил архитектор Й.Г. Тейхерт (J.G.Teichert). В 1782 году были отремонтированы фасады и террасы дворца с каменными лестницами и балюстрадами.

В 1827–1832 годах во дворце и подсобных постройках производились ремонтно-строительные работы, в результате которых в левом крыле дворца была нарушена анфиладность помещений, а на его заднем фасаде ликвидирована парадная лестница с балюстрадой и вместо неё построена небольшая одноэтажная веранда. Её снесли в 1933–1934 годах и по проекту архитектора А. Владовского между боковыми ризалитами построили банкетный зал. В 1933–1940 годах реставрировались фасады и интерьеры дворца, при этом некоторые его помещения получили новое оформление. 

Чайный сервиз Екатерины 1

Странные ботинки и сапоги,где они их выкопали,мало похожие на обувь тех времен...

Парочка оригинальных ваз и печка с любимыми голландскими изразцами

вернемся в основной дворец

Чисто...пусто...декор уже после реставрации

Парк Кадриорга 

Культурное озеленение появилось у подножия Ласнамяэского глинта во второй половине XVII века благодаря пяти влиятельным таллинцам, получившим разрешение на постройку своих летних мыз на территории, бывшей в то время городскими пастбищами. Участок, принадлежавший одному из них – городскому советнику Х. Фонне, назывался долиной Фонне

.В 1714 году эту территорию приобрел Петр I, который в качестве своей резиденции стал использовать здание, некогда бывшее главным зданием долины Фонне (с 1806 года – дом-музей Петра I). К «Старому дворцу» вела аллея вековых деревьев. крестообразный сад ограничен с двух краев каналами, и в нем росли 12 «драгоценных заграничных деревьев» – конских каштанов.

Очевидно, Петр заранее планировал по достижении мира начать создавать здесь дворцово-парковый ансамбль, подобный Петергофу. Убедившись в своей победе в Северной войне, он нанял из Рима на русскую службу архитектора Никколо Микетти; одновременно 22 июля 1718 было выбрано подходящее место для нового дворца и обрамляющего его парка.

Регулярные сады с итальянскими-французскими-голландскими полосками газонов занимали лишь часть парка. Преобладал природный каменистый ландшафт с древней дубравой, полянами и одиночными группами деревьев, откуда прогулочными дорожками вели аллеи. В дубовой роще и сейчас растет 30 древних, старше самого дворца, деревьев.

В районе Аполлоновой лужайки располагался сад каштанов, куда на несколько лет высаживали привезенные из Голландии молодые деревья, чтобы они привыкли к более холодному климату, прежде чем их вывозили в Петербург.

Японский садик Кадриорга

Три ступени, спускающихся к морю, создали в парке природные предпосылки для многоуровневого решения дворца и его окрестностей. Перед дворцом был запланирован Нижний сад, а позади, на краю полуискусственного уступа, будто на подиуме, расположились дворец и два его крыла. Второй уступ, позади дворца, стал Цветочным садом, заканчивавшимся фонтанной стеной – Миражной стеной. На третьем, самом высоком уровне находилось Миражное озеро. Части сада на двух уступах позади дворца назывались Верхним садом.

По желанию Петра I в парке могли свободно находится все желающие, таким образом, царский парк с самого начала был публичным парком.

Нижний сад с его более сложной композицией имел крестообразную форму и был разделен тремя продольными аллеями и аллеями, пересекавшими их под углом. Центральная продольная аллея соединялась с центральной осью главного здания дворца. На местах пересечения аллей были запроектированы фонтаны. С боков сад был обрамлен сетчатыми проходами (трельяжами), а через каналы, ограничивавшие сад, были перекинуты узкие арочные мостики. 

Верхний сад, или т.н. Цветочный сад, образовывал внутренний двор за дворцом, и стороны двора были также ограничены сетчатыми проходами. Цветы, росшие в партерах, и насыпанная между клумбами кирпичная крошка создавали контраст с зеленью и гармонировали со стенами дворца в «марсовом красном». Самой эффектной частью Цветочного сада должна была стать Миражная стена со скульптурами Олимпийских богов. К ее панелям были прикреплены фонтаны в виде человеческих лиц (фонтаны-маскароны), в центре стены была создана водная лестница (Малый каскад).

На более высоком уступе Верхнего сада был вырыт Миражный пруд, окруженный декоративно оформленной оградой (балюстрадой); задуманный для острова посередине пруда сужающийся кверху монумент (обелиск) выполнен не был. За прудом главная ось дворца и регулярного парка должна была продолжиться каналом, который заканчивался бы большой водной лестницей (каскадом), с круто падающей из искусственного канала Ласнамяэ водой.

Из озера Юлемисте даже был прорыт канал, снабжавший водой все пруды, бассейны, каналы и «водные игры» парка Кадриорг. По замыслу Петра I художественные каскады парка должны были восхищать посетителей множеством скульптур и водных игр. К сожалению, после смерти Петра I (28 января 1725 г.) российский двор не был заинтересован в полной реализации крупномасштабных планов реформатора.

Было лишь приказано «сохранить имеющееся, довести до конца незаконченные работы, но не начинать новых». Успели лишь провести несколько аллей и прогулочных дорожек с павильонами для отдыха и беседками. Во второй половине XVIII века на склоне рядом с каскадом была выстроена т.н. Екатерининская (Katariina) лестница, которая спускалась с Петербуржского шоссе прямо ко дворцу.

Японский садик

Несмотря ни на что, дворцово-парковый ансамбль Кадриорга стал самым масштабным и стильным сооружением в стиле барокко в Эстонии. Дворец и парк стали образцом для эстонской аристократии при строительстве господских домов и регулярных парков на их мызахВ 1902 году в конце Морской аллеи, на берегу моря, был установлен созданный Амандусом Адамсоном памятник кораблю «Русалка», затонувшему в 1893 году.

Французский  цветочный садик

 К моменту открытия дворца после реставрации в качестве художественного музея в 2000 году был открыт и восстановленный Цветочный сад с фонтанами позади дворца. Миражная стена была отстроена парой лет позже, и в 2005 году в каскадной нише была установлена бронзовая скульптура M. Кармина «Посейдон». В тот же год вместо прежней альпийской горки был разбит новый розовый сад (5600 роз) и восстановлен фонтан.

Японский садик

В 2006 году в ниши в опорной стене террас Верхнего сада были установлены бюсты президентов K. Пятса и Л. Мери, как это и было предусмотрено проектом оформления парка от 1938 года. В тот же год была приведена в порядок и территория вокруг Лебединого парка.Изначально имел площадь около 300 га. Парк планируют восстановить в стиле XVIII века, включающем стриженные деревья. В этом стиле пока восстановлен дворцовый сад.В парке находится дом-музей Петра I, на границе — современное здание Эстонского музея искусства (Музей Куму).

Праздник в парке

Посреди пруда находился обложенный плитняком островок. Нижний пруд получал воду из ключей, бивших у подножья Ласнамяги. Ключевую воду по подземному водостоку отводили в пруд. Впоследствии, на островке Нижнего пруда были посажены деревья и построен павильон. Неподалеку от хозяйственных построек дворца, возле аллеи Ронга, был выкопан ещё один пруд.

 

В начале XIX века в районе Екатериненталя располагался пригород Ревеля, в народе называемый Слободой. Его населяла в основном беднота и он не был популярным местом отдыха, несмотря на дворцово-парковый ансамбль. Впоследствии, по мере застройки района жилыми домами и местами оказания услуг, престиж Екатериненталя возрос. Уже в 1832 году здесь отдыхали три дочери императора Николая I.

В 1880 году в Екатеринентале прошёл третий Всеобщий Праздник песни. В 1934 году — первые Эстонские Игры, с которых началась традиция праздников танца.

Успенский А., Бенуа А. Дворец (Екатеринентальский) и Домик Петра Великого в Ревеле // Художественные сокровища России. Т. III. СПб., 1903. C. 84–88.
Мююрисепп К., Вильбасте Г. Кадриорг, его прошлое и настоящее. Таллин, 1967. С. 72.
Лумисте М. Кадриоргский дворец. Таллин, 1976. С. 40.
Государственный художественный музей ЭССР / Сост. И. Тедер. Таллин, 1981. С. 120.
Кууксемаа Ю. Кадриорг. Дворцово-парковый ансамбль XVIII в. Таллин, 1985. С 43.
Кадриоргский дворец: Кадриоргский художественный музей / Сост. К.Полли. Tallinn, 2008. С. 80.

http://www.kadriorupark.ee/pargist/rus/

http://www.stena.ee/blog/park-i-dvorets-kadriorg

Серия сообщений "Прибалтика":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments