Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Дорогой НАШ человек

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
Дорогой НАШ человек

15 июня на 89-м году жизни скончался народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов


Алексей Баталов - принадлежит к редкому числу актеров, которые став полпредом своего поколения, изменили наше представление о национальном герое.
Он родился в замечательной артистической семье, вокруг всегда существовала уникальная питательная среда.
Племянник знаменитого артиста Николая Баталова, сыгравшего в фильмах "Путевка в жизнь" и "Мать", сын мхатовских актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской, он с пяти лет рос в доме Виктора Ардова. Этот писательский дом активно посещали Шостакович, Олеша, Булгаков, Светлов, Раневская, Мандельштам, Зощенко. Юный Алексей дружил с Анной Ахматовой и даже однажды нарисовал ее портрет. Будучи окружен людьми творческими, по большей частью - артистами, он мало сомневался в своем будущем пути. Поступив в Школу-студию Художественного театра, он на экране появился уже в шестнадцать в фильме "Зоя".



Алексей Владимирович сыграл десятки киноролей. Любопытно, что среди них нет проходных. Были важнейшие, увидев которые, уже не возможно Баталова забыть - таков его Протасов в "Живом трупе", Устименко в "Дорогом моем человеке", врач Березкин в "Дне счастья".


Кадр из фильма "Дорогой мой человек"


Но в этом многообразии есть, как минимум, пять фильмов, которые можно отнести к знаковым, сделавшим Баталова символом нашей эпохи.
Высокие человеческие качества Алексея Владимировича оказались настолько важны для страны, что он, появившийся в картине "Летят журавли" лишь в самом ее начале, сумел стать чуть ли не ключевой фигурой этой ленты, ставшей единственной советской полнометражной картиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля.


Алексей Баталов в кинофильме "Летят журавли"


Образ баталовского Бориса незримо присутствовал в каждом кадре, как высокий идеал человека, как укор и постоянный призыв к совести для прочих героев фильма.
Не менее запомнилась и самая первая большая его роль - потомственный рабочий судоверфи Алексей. Режиссер Иосиф Хейфиц, экранизируя роман "Семья Журбиных", в блестящий актерский состав, куда уже входили Гриценко, Кадочников, Андреев, Лукьянов, ввел 25 летнего Баталова, усилив тем самым фильм невероятно. Так в середине в середине пятидесятых родилась картина начисто лишенная штампов, присущих производственным лентам того времени. Ироничный, башковитый молодой герой Баталова полюбился зрителям сразу, в том числе и за читающийся в его взгляде скрытый интеллект. Невероятно, но на Каннском фестивале в тот год наградили сразу всех актеров картины, Баталов среди прочих получил международное признание.


Кадр из фильма "Большая семья"


А уже в следующем году он стал любимцем миллионов, сыграв в "Деле Румянцева" шофера-дальнобойщика. По сценарию Юрия Германа, ничего не ведающего героя Баталова обманом заманивали в аферу с краденным товаром, и он мужественно боролся за свои честь и достоинство. Отстаивание достоинства в преддверии XX партийного съезда, разхвенчивающего культ Сталина, воспринималось не только как явление, но и как веление времени. В Карловых Варах фильм даже был награжден Премией борьбы за нового человека.


Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"


Тем невероятнее на этом фоне оказалась одна из лучших чеховских картин "Дама с собачкой" в постановке Иосифа Хейфица, которую просто невозможно сегодня представить без Алексея Баталова и Ии Саввиной.


Кадр из художественного фильма "Дама с собачкой"


Думается, что любые последующие экранизации этой вещи всегда будут подвергаться сравнению и критики, потому что филигранное мастерство Алексея Владимировича, явившее миру тонкость, чуткость, интимность в этой роли, задало в данном случае высочайшую планку на все времена.
Госзаказ на умное кино, выразившее бы во всей своей полноте устремленность новых поколений советских людей к знаниям, научно-техническому прогрессу в полной мере реализовался в фильме Михаила Ромма "Девять дней одного года", где были ребром поставлены гамлетовские вопросы науки, способной как осчастливить вселенную, так и низвергнуть ее в катастрофу.


Кадр из кинофильма "Девять дней одного года"


И главный из вопросов вставал нравственный смысл бытия каждого. Здесь Баталов в очередной раз сыграл классического на тот момент ученого, героя твердых убеждений, готового за них идти на любые жертвы.

Ну, и наконец - Гоша, Гога, Жора из меньшовского оскароносного хита "Москва слезам не верит", побившего на родине все рекорды популярности. Роль слесаря, желающего во след за римским императором Диоклетианом, делать то, что ему нравится, несмотря на чины и звания, стала звездным часом Баталова, поднявшего тему творческой свободы личности в любых социальных условиях.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"


Алексей Баталов в кинофильме "Бег"


Эпизод из фильма "Звезда пленительного счастья"

"Ёжик в тумане"
Мультфильм, 1975
От автора Алексей Баталов







http://vm.ru/news/389125

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments