Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Зимний дворец -шедевр русского барокко.Часть 2.Интерьеры

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Зимний дворец -шедевр русского барокко.Часть 2.Интерьеры


Оригинальных интерьеров Растрелли до нас почти не дошло: во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Сохранились лишь несущие кирпичные стены дворца, полуколонны в галереях первого этажа («Растреллиевская» и «Иорданская»).

Иорданская галерея

Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже (как и подъезд) была переименована в Иорданскую, так как в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через неё проходил крестный ход, направлявшийся к Неве, где над прорубью устанавливали так называемую иордань — павильон для водосвятия.

Иорданская лестница
В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.

Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли. Тем не менее, вместо колонн из розового искусственного мрамора по приказу императора были установлены сдвоенные колонны серого сердобольского гранита; вместо кованых золоченых решёток перил появилась мраморная балюстрада; воинские атрибуты в тимпанах ложных окон также носят классицистский, а не барочный характер. К тому же ведущим цветом лестничного пространства вместо розового стал белый.

Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности. За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз. На потолке размещен плафон кисти Гаспаро Дициани «Олимп», взамен сгоревшего кисти Валериани.

На кронштейнах стены установлены алебастровые статуи: Мудрость и Правосудие (работы А. Теребенёва), Величие и Изобилие (раб. Н. Устинова), Верность и Справедливость (раб. Н. Леппе), Меркурий (раб. А. Мануйлова), Муза (раб. И. Германа). В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII века, Аллегория Государства.

В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII века, Аллегория Государства. На потолке размещён плафон кисти Гаспаро Дициани «Олимп».

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов: П. А. Румянцева-Задунайского (Ф. Рисе), Г. А. Потемкина-Таврического (А.Виги), А. В. Суворова-Рымникского (Н. С. Фросте), М. И. Кутузова-Смоленского (П. Басин), И. И. Дибича-Забалканского (П.Басин), И. Ф. Паскевича-Эриванского (Ф.Крюгер). Портреты были размещены в шести из семи ниш.

Зарянко С.К. Фельдмаршальский зал. 

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что именно здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков.

В 1854 году на южной стене зала, по сторонам от входа в Малый Тронный зал, были помещены батальные полотна «Взятие русскими войсками предместья Варшавы» работы О. Верне и «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе» Г. Виллевальде.

Во время Первой мировой войны в зале располагались палаты госпиталя. После 1917 года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев. Начиная с 2004 года происходил возврат и реставрация портретов. В марте 2012 года все картины вновь заняли свои места. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует.

В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал



Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I.

В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Серебряный (с позолотой) трон изготовлен в Лондоне К.Клаузеном в 1731 г. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки с монолит. колоннами из ревневской яшмы находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Якопо Амигони (Амикони). В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского малинового бархата и изделия из серебра петербургской работы. После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.

Гербовый зал


Гербовый зал — одно из самых больших парадных помещений Зимнего дворца, использовалось в качестве аванзала дворца. Оформлен по проекту В. П. Стасовым в конце 1830-х годов.

С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы.

Э. П. Гау. Гербовый зал. Акварель.

В 1796 году Павел I на месте Белой галереи устроить Траурную залу для торжественного прощания со своими усопшими родителями. В первой трети XIX века первоначальное предназначение Белой галереи вернулось. В ней вновь шумели дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы. Однако в 1830 году император Николай I решил придать ей иное смысловое значение. Главная идея нового проекта — прославление могущества Российской империи.

Военная галерея

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем И. П. Крафтом.

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Воссоздана В. П. Стасовым в стиле позднего русского классицизма после пожара 1837 года для торжественных церемоний. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. В центре зала находится чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами.

По случаю открытия «народного театра» 12 июля 1919 года здесь была дана комедия Мольера «Лекарь поневоле».

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813—1814 гг. На её стенах помещены написанные Джорджем Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг.

Кроме того, в галерее помещены конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма III работы Ф. Крюгера, портрет императора Священной Римской империи германской нации и короля Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона», вып. итальянским скульптором Франческо дель Неро по рисункам Стасова (1842 г.).

К. А. Ухтомский. Георгиевский зал. Акварель

В этом зале проходили официальные церемонии и приемы. Расположенный за ним Аполлонов зал стал переходом в Картинную галерею, которая находилась в здании Малого Эрмитажа. 27 апреля 1906 г. депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета были приглашены на торжественный прием в Зимний дворец, где в Георгиевском зале с тронной речью к ним обратился Николай II.

В.В. Поляков. Прием в Георгиевском зале Зимнего дворца по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года.

Впервые в стенах императорской резиденции можно было увидеть «группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки», крестьян в своих парадных кафтанах, рабочих в блузах, священников в рясах; многие встречали рождение российского парламента в «самодельных» и «самотканных» народных костюмах.

В советское время тронное место к 1930 г. было разобрано, а в 1948 г. на месте трона была установлена созданная в 1937 г. большая физическая карта Советского Союза из 45 000 полудрагоценных и драгоценных камней. В 1989 г.  карта была демонтирована и перевезена в Горный музей. К 2000 г. трон вместе с балдахином был восстановлен на прежнем месте.

Аполлонов зал

Большая церковь

Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) — бывший православный дворцовый храм в петербургском Зимнем дворце; с 1918 года — один из залов Государственный Эрмитажа, используемый для выставок. Один из немногих участков, сохранивших вид первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Франческо Бартоломео Растрелли (интерьер, утраченный при пожаре 1837

Э. П. Гау. Большая церковь Зимнего дворца, 1866.

Придворная церковь размещена в юго-восточной части второго этажа Зимнего дворца — на том же месте, где до того существовала церковь при дворце Анны Иоанновны, освящённая 19 октября 1735 года архиепископом Феофаном Прокоповичем. Закладка храма состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии императорской семьи освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами. Большая церковь Зимнего дворца отреставрирована к 250-летию Эрмитажа.

Малая церковь

Э.П. Гау. Вид Малой церкви в Зимнем дворце

Сретенская церковь (Малая церковь Зимнего дворца) — домовая императорская церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построенная Бартоломео Растрелли в 1768 году и утраченная в пожаре 1837 года, воссоздана архитектором В. П. Стасовым.

После Октябрьской революции 1917 года не действует, иконостас демонтирован в 1929 году.

Внутренний вид малой церкви Зимнего дворца в Петербурге

Церковь имела золочёное барочное убранство, в ней был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова. Поскольку над ней находилась Бриллиантовая комната, то церковь не имела сводов и её плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Н. А. Майкова по рисунку Т. А. Неффа. На кровле дворца над Малой церковью был утроена звонница с барочным луковичным куполом. Лестница дворца, ведущая к Сретенской церкви, получила название Церковная.

В ризнице церкви с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, который был привезён из монастыря Пантакратор (Афон).После Революции 1917 года церковь была закрыта. В настоящее время иконостас демонтирован и помещение используется как выставочный зал Эрмитажа.

Пикетный (Новый) зал

Э. П. Гау. Пикетный зал
Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала.

Зал посвящён истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала — рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.

С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.

Александровский зал

Александровский зал — парадный зал в юго-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Interiors of the Winter Palace. The Antechamber of Tsesarevich Alexander Nikolayevich

По замыслу архитектора А. Брюллова, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. В северном торце зала был установлен большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпировкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. В настоящее время все это обрамление утрачено и в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, совершенно нарушающих пространственное восприятие.

 

Продолжение следует...

Серия сообщений "Дворцы":

Серия сообщений "Интерьеры":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments