Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Дома нашего детства. Самара, Безымянка....

Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения
Дома нашего детства. Самара, Безымянка....

Имха большинство из нас родились и выросли в городах, и многие в домах построенных
после "великого октябрьского скачка" в 30-е годы, возникла мысль рассказать о них на примере моего родного дома в
Самаре. Конечно они не замки, дворцы, поместья, однако в ним мы родились и выросли да они дают представление
о архитектуре того времени.
Немного истории. Мой дом находится в раионе Самара с историческим названием "Безымянка".
В 1903 году, один из 76 разъездов Самаро - Златоустовской железной дороги, расположенный в 15 верстах от губернского центра, пустынный, и совершенно ничем не примечательный, получил название Безымянка. Не было в то время в его окрестностях ни единого сколько-нибудь выделяющегося объекта, в честь которого можно было бы его назвать. Так и голову ломать не стали - обозначили, как просилось...
Однако совсем немного времени прошло - и стало это место обживаться и застраиваться. А слово меж тем в обиход вошло прочно...
Первыми в районе Безымянки поселились железнодорожные рабочие. Возник поселок, к которому примыкали дачи.
За период 1912-14 годов, построили здесь и завод - тот самый Сажерез. Будящее фантазию название расшифровывается следующим образом: Самарский железнодорожно-ремонтный завод. Здесь производился ремонт железнодорожных составов.Впоследствии, во времена, собственно, нас интересующие - в начале 30-х годов 20 века, завод этот сильно видоизменили.
В 1932 году была проведена масштабная реконструкция, построили новые корпуса, расширили производство, завод стал не только ремонтировать, но и выпускать запчасти для вагонов и паровозов. В 1935 году название предприятию дали другое - Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева. Примернов этоже время началасьреализация плана " Большая Самара"В 1927-29 гг. московские архитекторы бюро картоиздательства НКВД профессора В.Н. Семенов и А.А. Галактионов разработали проект планировки и застройки города "Большая Самара" на тридцатилетний расчетный срок. На конец расчетного периода (1958 г.) численность населения города планировалась в 336 тысяч человек.
Но этот проект был отвергнут городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.
Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края.
Руководителем разработки нового плана, получившего название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев", стал местный архитектор - А. Каневский.
В рамках этого проекта в начале 30-х годов, в районе Безымянки планировалось построить Город Будущего, в основу которого легли вышеперечисленные идеи и обстоятельства.
Это должен был быть город образцового социалистического поселения трудящихся. Варианты таких поселений в ту эпоху широко обсуждались в прессе.
Немаловажную роль при выборе места будущего образцового поселения играло наличие в непосредственной близости железной дороги и реки Самары.
По принятому плану Безымянка делилась железной дорогой на зону промышленную и жилую. Отделять друг от друга их должна была широкая полоса зеленых насаждений с административными и культурно-бытовыми объектами.
Первый проект капитального строительства в районе Безымянки- был создан архитекторами А. Каневским и Л. Волковым.
Это как раз 6 (по плану - 8 домов), которые должны были быть построены на территории квартала Сажереза.
В 1934 году был утвержден план - и - началось строительство.
В квартал, помимо восьми 4-х этажных домов в стиле постконструктивизма, было включено еще здание Дома Культуры.
План 1-й очереди квартала Сажерез. 1934 год. Границы - современные ул. Победы - Ново-Вокзальная - Калинина - Свободы.



b1 (577x518, 385Kb)

Первым домом проекта - и первым капитальным зданием на Безымянке был построенный в 1934 году дом по улице Победа, 94, жэтои есть мой дом изначально даже улице не было адрес был такой Безымянка дом 1.
Прорабом на стройке работал Герой Советского Союза - Сорокин Михаил Яковлевич. Безымянлаг в то время еще не был создан - так что строили дом - обычные рабочие - строители.
1934 год. Один из 6 построенный по типовому проекту домов (переулок Славный, 4). В глубине - виден дом по ул. Победе 94, и двор -в котором предусматривались кладовые для жильцов и подвалы для хранения. Подвалы существуют и сейчас. Фото - из личного архива жителей дома.



b2 (600x419, 107Kb)
Шесть первых капитальных домов квартала Сажерез были возведены до начала войны. Затем - планы строительства были прерваны обстоятельствами, и оставшиеся два дома так и не были никогда построены.
Существующие строения похожи, но не дублируют друг друга. Каждый дом имеет свои лицо, свои архитектурные особенности, различия в деталях - но во всех легко угадывается один и тот же общий базисный план.
Дома построены по традиционной на тот момент технологии - кирпич, дерево, бетон. Метровой толщины несущие стены, полная звукоизоляция внутри квартир, потолки в 3,5 метра.
Четырехэтажные здания раскинуты широко и неэкономно. В каждом - 48 квартир, по 2 на этаже. Сейчас поставили бы свечку - а в те времена - думали о безопасности. Жилые строения растягивались, на тот случай, чтобы в период, если придется, военных действий, при попадании бомбы в дом - потери среди жильцов были минимальны.
Фасады тех домов, которые выходят на центральную улицу (после войны, названную улицей Победы) - были декорированы более щедро, чем тех, которые стоят в глубине дворов. Это - дома по ул. Победа 94 и 96.
Здания имеют эркеры, длинные балконы, некоторые - угловое застекление, но в настоящее время все они требуют реставрации.
В последний раз их капитальный ремонт производился в 50-е годы.
В квартирах (к тому времени, почти сплошь - коммунальных), были устроены ванные комнаты - в зависимости от планировки под это дело пожертвовали или одну из комнат, или половину огромной общей кухни. В итоге - ванные комнаты и сейчас по этой причине, удивляют здесь своими щедрыми размерами.
В тот же период,продолжалось оформление дворов дальнейшими застройками - и к дому № 94 был пристроен подъезд (по сути - отдельный маленький дом), уже иного качества, с другими по планировке квартирами, что делает весь дом ассиметричным, и вызывает у некоторых несправедливую критику его архитекторов.
На прилагаемой ниже карте все герои повествования отмечены красными точками.



b3 (600x477, 324Kb)
1. ул. Победы 94,
2. ул. Победы 96,
3. пер. Славный, 4,
4. ул. Калинина, 3,
5. пер. Штамповщиков, 7,
6. ул. Свободы 99.
В глубине сквера, по адресу ул. Победы 96а, находится Дом Культуры Самарец, который входил в изначальный общий ансамбль.
Лирическое отступление сквер перед ДК в мое время назывался "Колин садик" по легенде его практически в одиночку посадили поддерживал местныи типа юродивый - психически неполноценный человек по имени Николая Савостин. В мое времы он был довольно запусчен скамеек не было кусты акации разрослись в джугли, что делало любимым местом игр в казаки-разбойники, кулюкушки ( сиречь прятки) и конечно в воину.
Переходим непосредственно и показу наших героев....
Дом по ул. Победа,94.



b4 (600x340, 194Kb)
Уже писал наша квартира третий этаж, окна разделены трубой.



b5 (600x341, 166Kb)
Дома построены в разное время, но соединены арками, обрамляющими дворы и формирующими их внутреннее пространство.



b6 (600x341, 167Kb)
Двор большой, но весь занят насыпной горой. Внутри - подвальные помещения (в других дворах проекта подвалы не предусмотрены). Да и в нашем дворе они были не предусмотремы до дай бог памяти 1967 или 69 года на месте этих " бункеров"
были деревянные сараи. Излюбленное место игр наравне с " Колиным садиком", которые сгорели в одну ночь. Дату ессно не помню, но сам пожар оставил неизгладимое впечатление, окна моей комнаты вуыходили как раз во двор и я проснулся среди ночи от яркого света в ней. Гарью воняло примерно с месяц. Вот на их месте и были построены погреба.



b7 (600x340, 234Kb)
Обратная сторона дома - вход в подъезды, никаких украшений и излишеств.



b8 (600x340, 169Kb)
Угловые балконы и круговые балконы вокруг эркеров. Виден пристроенный дом более позднего периода с аналогичными деталями.



b9 (600x341, 189Kb)
Фасад. Фрагмент. Балконы ограждены металлическими решетками. Декор отсутствует. Дом был сдан первым в серии в 1934 году - сталинский классицизм еще не развернулся.



b10 (342x600, 188Kb)
Минимальный декор со стороны Победы. Виден заложенный позднее парадный вход.
Вход с улице заложили примерно где-то 73-74 годах. Причина прозаическая до нельзя ...
Что не испражнялись в подьездах....
Дом в переулке Славный, 4.



b11 (600x341, 241Kb)
Дом брат близнец слегонца моложе....
Стоит, можно сказать, спинои к спине дома предыдущего, и является его зеркальным отражением, которому не повезло выходить на центральную улицу и реставрация которого, по этой причине - имеет еще более туманные перспективы...
Лирическое отступление если мой дом назывался дом один то этом имел название дом 2 ( не путат
с гомерическо- порнографической телепередачей современности).
Там жили наши " заклятые враги" по играм в казаки, войну, кулюкушки и примерно с 67 года в футбол.
Дом на дом рубились в "Колином садике " ворота 2 дерева поле утоптання до твердости бетона поляна.
Играли практически каждый день....



b12 (342x600, 246Kb)
Пролеты подъездов. Узкие окна, выходящие во дворы и напоминающие бойницы - на самом деле принадлежат подсобным помещениям - в частности - ванным комнатам (да - в ванных есть окна - мы помним, что они были сделаны позже). Вообще архитекторы стремились запустить максимальное количество дневного света внутрь квартир - в залах, находится до 4-х окон (в том числе - угловых), перегородки между кухней, коридором, ванной и туалетом, а так же ванной и коридором, внутри квартир - тоже имели внутренние окна.



b13 (600x341, 199Kb)
Козырек крыши над черным входом. Простая бетонная плита. Черные входы в подъезды располагаются на внутренней стороне дома. Парадные - на фасаде впереди. В некоторых домах (в этом, к примеру), сохранились и те и другие. В иных - только черные или только парадные входы.



b14 (600x340, 202Kb)
Лицевая, так сказать, сторона дома. Выходит на спортивную площадку.
В мое время ни ворот ни баскетбольных щитов не было.
были ржавые брусья и пара перекладин не менее ржавых.



b15 (600x341, 272Kb)
Центральная часть фасада. Постконструктивизм в неразбавленном виде.



b16 (341x600, 300Kb)
Эркеры и круговые балконы.



b18 (342x600, 231Kb)
Угловые балконы - усовершенствованные поколениями жильцов.
Лирическое отступление до пристройки пятого подъезда фактически еще одного дома
у нас был угловой балкон...
Весчь помню мелким я там на велике катался, после пристройки там была кладовка - страшное место ....
Дом культуры Самарец.



b19 (600x340, 221Kb)


b20 (600x341, 240Kb)
В мое время назывался дом культуры 9 ГПЗ.
В народе сарай по кличке клуб.
Практически в нескольким метрах от входа начинался "Колин садик" , мимо него
проходила дорога в школу надо было пройти вдоль клуба повернуть на лево...
Как помним - тоже входил в изначальный план застройки квартала.
Буквы СПЗ - означают не что иное, как Самарский Подшипниковый Завод - тот самый Сажерез.
Странно звучит, но ДК и сегодня работает по прямому назначению. Изнутри он кажется раз в 5 больше, чем снаружи - имеет огромный актовый зал, у туеха хуча помещений. Насколько знаю - он до сих пор принадлежит заводу.
Конец первой части ...



Серия сообщений "Родное-любимое":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments