Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Немного о Геральдике


German armorial goblet, 1592 Немецкий геральдический кубок


Понятие Геральдика своим происхождением обязана средневековому латинскому слову heraldus (глашатай) (что составляет любопытную паралель происхождению слова «реклама»)
Главный объект исследования геральдики — герб. ( нем. "Erbe"-наследство) - символический знак отличия отдельного лица, фамилии, рода, области, города, государства, учреждений
Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями.
Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они «подписывали» документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.
В XIV веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло. Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам — герольдам.
Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой.

В более поздние времена геральдика не исчезла, а только упрочила свои позиции, возникло новое понимание и толкование когда-то зашифрованных в ребусах имен и титулов.
Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые наделеяются символическим смыслом. Так например металлы и цвета получают собственную символику:
золото Солнце,
серебро Луна,
красный цвет Марс,
зеленый Венера,
лазурный Юпитер,
пурпурный Меркурий,
черный Сатурн.

Подобным же образом были интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. Т.е. в Новое время скрытый подтекст символов порой приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.
Ещё пример: Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика.

Для описания гербов повсеместно применяется блазон (язык геральдики, от старофранцузского слова blason — щит).
Старейшая из геральдических коллегий действует и сейчас — это «Колледж оф армз», разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484 году. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР.


Armorial glass in the Schloss Ratibor, at Roth, Bavaria, Germany
Геральдический витраж в Schloss Ratibor, в Роте, Баварии, Германия


Stained Glass. Heraldic windows Shropshire, Ludlow, West window - Lords of the Manor - Roger Mortimer, Edmund Mortimer and Richard Duke of Cambridge - painted by T Williment c1862
Витраж. Геральдические окна Шропшир, Ладлоу, Западное окно - Помещики - Роджер Мортимер, Эдмунд Мортимер и Ричард Дюк из Кембриджа - мастер T Williment c1862


Stained Glass. Heraldic windows Shropshire, Ludlow, West window - Lords of the Manor, Joce de Dinan, Fulk Fitzwarine and Peter de Geneville - painted by T Williment c1862.
Витраж. Геральдические окна Шропшир, Ладлоу, Западное окно - Помещики, Joce de Dinan, Фалк Фицварайн и Питер де Женевиль - мастер T Williment c1862.


Penshurst - St John the Baptist Parish Church. Heraldic glass of 1627 in the west window.
Пеншерст - Приходская церковь Св. Иоанна Крестителя. Геральдическое стекло 1627 в западном окне.


St Olave's Church, Hart Street, London.
Церковь Св. Олэйва, Харт-Стрит, Лондон.


Stained Glass. Heraldic windows Wotton Underwood, Buckinghamshire.
Церковь Св. Олэйва, Харт-Стрит, Лондон.


Stained Glass. Heraldic windows Wotton Underwood, Buckinghamshire.
Витраж. Геральдические окна Подлесок Уоттона, Бакингемшир.

Geoffrey_of_Anjou_Monument.jpg
Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского.


Рыцарские Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе. В 1320 году был составлен древнейший справочник по геральдике — «Цюрихский гербовник».

800px-Hyghalmen_Roll_Late_1400s.jpg
Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485

далее извиняюсь за подстрочный перевод


Le hérault Montjoie (Gaignières 1839) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Monjoie»
hérault Montjoie (Gaignières 1839) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей ордена Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Vienne. - «Monjoie»


Guillaume de Vienne, sgr de Saint-Georges (Gaignières 1838) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de St.Jorge»
Гийом де Виенн, sgr Святых-Жоржей (Gaignières 1838) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Мбайт (n) s. св Хорхе »


Roland d'Uutkercke, sgr de Hemsrode, (?-1442) (Gaignières 1835). -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Rollant Duut Kerke»
Роланд д' Ююткеркк, sgr из Hemsrode, (?-1442) (Gaignières 1835). - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Госпожа [государь] Rollant Duut Kerke »


Pierre de Luxembourg, comte de Saint-Pol (Gaignières 1830) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Le co(n)te de St Pol»
Пьер де Люксамбург, граф Saint-Pol (Gaignières 1830) - Акварель, d ' после « Carousel рыцарей l ' порядок Руна d ' золотой, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с l ' инфанта Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета l ' император d ' Австрия, в Vienne. - « ко (n) тебе из St Pol »



Jean sgr de Roubaix (Gaignières 1836) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Rouboies»
Жан sgr из Рубэ (Gaignières 1836) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Мбайт (n) s. из Rouboies »


Jean IV, sgr de Créquy et de Canaples (Gaignières 1841) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Creky»
Жан IV, sgr из Créquy и из Canaples (Gaignières 1841) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Мбайт (n) s. из Creky »


Hugues de Lannoy, sgr de Santes (Gaignières 1832) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mo(n)s. de Santes»
Hugues Lannoy, sgr из Santes (Gaignières 1832) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Мбайт (n) s. из Santes »


Jean II de Croÿ (Gaignières 1817) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Jhe[an] de croÿ»
Жан II Croÿ (Gaignières 1817) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Госпожа [государь] Jhe [год] croÿ »


Régnier [= René] Pot, sgr de Prugne (v1362-1432) (Gaignières 1837). -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes[sire] Rinie Pot»
Régnier [= Возродившийся] Горшок, sgr из Prugne v1362-1432 (Gaignières 1837). - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Госпожа [государь] Rinie Pot »


Frédéric III dit "Valéran", comte de Meurs (Gaignières 1843) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Le conte de Meurs»
Жак sgr из Crèvecœur (Gaignières 1847) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Vienne. - « Мбайт (n) s. из Cruevecuer »

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/a6/9b/51/a69b5136747f9c56412ead06d2760273.jpg]
Antoine de Vergy, sgr de Champlitte, comte de Dammartin (Gaignières 1834) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «Mes(sire) Antone de Vergy»
Антуан де Вержи, sgr из Champlitte, граф Dammartin (Gaignières 1834) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « Госпожа (государь) Antone de Vergy »


Jacques sgr de Crèvecœur (Gaignières 1847) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Mo(n)s. de Cruevecuer»
Жак sgr из Crèvecœur (Gaignières 1847) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Vienne. - « Мбайт (n) s. из Cruevecuer »


Ruprecht IV, comte de Virnebourg (Gaignières 1815) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne. -- «le conte de Verneborch»
Рупрехт IV, граф Virnebourg (Gaignières 1815) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Вене. - « сказка Verneborch »


Andrieu (= André] de Toulonjon (Gaignières 1845) -- Aquarelle, d'après «Carousel des chevaliers de l'ordre de la Toison d'or, fait à Bruges aux nopces de Philippe le Bon, duc de Bourgogne, avec l'infante Isabel de Portugal au mois de janvier M.CCC.XXX», ms du cabinet de l'empereur d'Autriche, à Vienne.-- «Mes. Andrieu de Toulonion»
Andrieu (= Андрэ] из Toulonjon (Gaignières 1845) - Акварель, согласно « Carousel рыцарей порядка Золотого руна, действует в Брюгге в nopces Филиппа ле Бон, герцога Бургундии, с инфантой Изабель де Португэл в январе M.CCC.XXX », ms Кабинета императора Австрии, в Vienne. - " мои Andrieu de Toulonion "


Detail from Stammbaum des Pfalzgrafen bei Rhein Philipp des Aufrichtigen (Pedigree of the Count Palatine of the Rhine, Philip the Sincere) - 1481.

Геральдические пластины Ордена золотого руна, 1559 с гербами их высокородий .
Ко всем гербам прилагаются громкие титулы (маркизы, герцоги и проч.) и звучные фамилии с приставкой "де", есть даже королевские.

2a2b4b2e208e9d605028066d91e2cd45.jpgffae3a9f639551412f6fa724063346e7.jpg

ff70355ccdcdf20d8fd740583136483f.jpgf0146a50028c0f8ff4db055b45196eff (1).jpg

e06325756372d9865b747ef781c66ee1.jpge1bbdcf91724f5ac8896e27000e0cd1a.jpg

d6e3dc08914ad2509c50cce48153864d.jpgbd527a3b865c1a8af8a793cc5cfc2857.jpg

a99e4bdf52ff97cb138daa91cd2b6837 (1).jpga5b1cf171e37d7d8c9a893f38523d2e9.jpg

873775586c062dae0107a87081fc1d17.jpg49998338d47e17026ee79af239fb9425.jpg

9013b231fae45e32b3b63344bcad474c.jpg320996eb48b0fd4544cfce47e2949c62.jpg

2050ede1b927cd3b406c1e400842e42e.jpg076b1dad5dff951551308c304d114361.jpg

55fc4c07cd966d2ce7da592628ea544f.jpg076b1dad5dff951551308c304d114361.jpg

2f8463cbe4b2f620df8733b77c142790.jpg9a93851165a5c4ee3fdf9d1abbcc151a.jpg

03781114d782ebcfe1ec44b3cd148f70.jpgbd527a3b865c1a8af8a793cc5cfc2857.jpg

df6b48473a91cf2198dcca7c57428662.jpgedb708dcfc2bace6c7a2ba1d694923eb.jpg

f0146a50028c0f8ff4db055b45196eff.jpga67f1810b45ab56264f51f33fa0eb02a.jpg

5b3668fecfd1b4f0dac1733b6acae61f.jpg9182526ebdf561b9a076847c5e2196ba.jpg

Ландскнехты, как помнится, наемные воины, вероятно тоже представляющие свои земли
615e9c0623c576555812c773f4239e51.jpg
Landsknecht

JS32343089.jpg
Король Эдуард II, воссозданный с помощью 3D голливудской технологии в новом центре Бэннокберна за £9 миллионов


Этот пост на уровне красивых картинок с целью ознакомления с данной темой.
Геральдика, как и всякая наука невероятно сложна и требует очень детального изучения многих факторов и проч.
Т.е. функции цвета и его смысловые слои; увеличение количества вариантов герб фигур и эмблем; отличение знаков друг от друга в устойчивых сочетаниях с определенного вида фигурой; коммуникативные специфические знаки символическое значение собственно цвета национальные особенности цветовой символики и национальные цвета; политические и династические символы; религиозная символика; нюансировка символики фигур в зависимости от цвета; оккультная и мистическая символика; астрологическая символика; эстетическая функция; психологический и архетипический аспекты - в этом посте не рассматриваются.
Гораздо более подробно о символах блазон:
http://www.symbolarium.ru/index.php/Цвет_в_геральдике


https://ru.wikipedia.org/wiki/Геральдика
http://www.symbolarium.ru/index.php/Геральдика
http://sigils.ru/heraldic/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments