Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Готический стиль в архитектуре Испании. Часть.2

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Готический стиль в архитектуре Испании. Часть.2

Решающие бои испанцев с маврами закончились в середине XIII в. К этому времени христиане овладели всей территорией полуострова, за исключением его южной оконечности — Гранадского эмирата.

Castillo de San Marcos

Содержание политической истории Испании второй половины XIII, XIV и XV вв. заключается не столько в борьбе с маврами, сколько в борьбе между феодалами за распределение отвоеванных земель. В обстановке междоусобиц и конфликтов, порожденных двойственной политикой королей — раздачей феодалам громадных территорий и попытками обуздать их непомерные притязания, происходило сближение двух крупнейших государств полуострова — Кастилии и Арагона. В 1479 г. они объединились под властью «католических государей» в единую испанскую монархию. В 1492 г. пал последний оплот мавров — Гранада. Реконкиста была полностью завершена.

Torreón de Don Juan.1237
На протяжении последнего этапа реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании.

Arcadas góticas de las naves.1252

С наибольшей полнотой тенденции ее развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. 

El veintitrés de noviembre, día de San Clemente.1262

monasterio de San Clemente, Seville

Cloister of the monasterio de San Clemente, Seville

Во второй половине XIII, в XIV и XV вв. планировка городов и принципы распределения укреплений в них не претерпели изменений по сравнению с предшествующим периодом.

Saint Dominicus, Jerez

Iglesia de Santo Domingo en Jerez .1266

Но самые укрепления в конце нового периода начали строить с учетом недавно появившегося огнестрельного оружия. Толщина стен увеличилась, зубцы и стены получили приспособления для пушечного боя, в верхней части стен и башен появились машикули. Изменился и их облик: стали более стройными пропорции башен, увеличилось количество, а частично и размеры проемов, устройство машикули придало живописность облику стен.

Puerta de entrada a la cripta de la S.I. Catedral Metropolitana de Badajoz

Catedral de Cuenca. 

Ворота Серрандос в Валенсии
На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций.


Большинство замков Испании возведено в ХIV-ХV вв. Апогей строительства замков не совпадает с апогеем реконкисты, а наступает позже в эпоху оживления феодальных междоусобиц. Вызванные к жизни одинаковой целью, замки второй половины ХIII-ХV вв. представляют собой единственный тип сооружений особенности и эволюция которых были общими для всех областей Испании.

С упадком Гранадского эмирата и усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Постепенно из крепости замок превращается в благоустроенное жилище дворцового типа. Его жилая часть становится обширнее, комфортабельнее и раскрывается во внутренний двор галереей, подобной галереям городских дворцов.


Помимо функций сугубо утилитарных, он приобретает функции представительства: превращается в символ, по которому судят о могуществе и богатстве владельца. Это существенно повлияло на облик замков: чем ближе к нашему времени, тем богаче и изысканнее становится их декор.


Объединение страны под властью «католических государей» ознаменовалось запрещением строительства замков. Больше того, самодержцы Испании приказали разрушить многие замки, служившие оплотом мятежным феодалам.

1282г.

Pont de Pedret (Cercs)1286

Seu Vella vista desde el Baluarte de Louvigny.1288
Замки второй половины ХIII в. (Полан, Садоба) еще близки романским суровой простотой своего облика. Замки XIV в. остаются могучими крепостями и сохраняют суровый облик, но их объемно-пространственная композиция становится более сложной и выразительной. В этом смысле типичен замок Монтеалегра, трапецеидальный в плане, где могучие квадратные угловые башни чередуются с расположенными в центре стены небольшими полуциркульными башенками, а донжон усилен меньшими, служившими для прикрытия вылазок.


В замке Сотомайор (XIV в.) дворцовые помещения вынесены из донжона в самостоятельный объем, соединенным с ним специальным переходом. Это один из первых замков, где дворцовые помещения отделены от оборонительных. Появление в его ансамбле таких элементов, как переход с большими стрельчатыми окнами, дворца с изящной висячей галереей, защищавшей от зноя жилые покои, демонстрирует усложнение функций замка, постепенное превращение его в представительное жилье.


Ранее всего замки-дворцы начали строиться в недоступных для арабов районах — в Галисии, как Сотомайор, или на островах, как замок Бельвер в Пальме на острове Мальорка (1309—1314 гг.; мастер Педро де Сальва).


В XV в., особенно во второй половине его, появляются замки, хотя исохраняющие традиционный крепостной облик, но уже не имеющие оборонного значения. В замках, сохранивших подлинно военный характер, также проявляется тяга к внешней театральности. Их формы, свидетельствующие как будто об оборонительных устройствах, на деле часто оказываются бутафорскими.


В замке Валенсия дон Хуан сгруппированные по три круглые башенки создают впечатление большой башни, укрепленной меньшими, тогда как на самом деле такой башни нет. Центральная площадь замка утрачивает военные функции и превращается в парадный двор, донжон и башни становятся вместилищем парадных залов и благоустроенных жилых помещений.


Многие замки, вроде замка Олите (1419 г.), оснащаются всеми достижениями ценившей земные радости и комфорт восточной цивилизации — террасными садами, ванными комнатами, прохладными дворами с фонтанами.

Логическое завершение этого процесса, где обилие и изощренность декора достигают наивысшего развития, представляют собой кирпичные замки

Медина дель Кампо

Ла Кока.
Городские дворцы Испании распадаются на два типа — кастильский и каталонский.

Жилые дома феодалов Кастилии обнаруживают непосредственное сходство с замками: господствующая над основным объемом башенная часть с зубцами и крупными модульонами, редко разбросанные небольшие окна.
Одновременно особенности кастильских домов — подковообразные или сдвоенные арочные окна, орнаментальные резные вставки над ними, черепичные крыши со слабым наклоном — свидетельствуют о том, что традиции восточного жилья нашли здесь благодатную почву (дом Плата в Касересе, XV в.).

Castillo Castle - Manzanares el Real - Madrid - Spain

Жилые дома Каталонии
В противоположность кастильским каталонские города были не только важными политическими центрами, рано освободившимися от сеньориальной зависимости, но и подлинным средоточием экономической жизни, центрами кипучей международной торговли и развитого ремесленного производства. В соответствии с особенностями городов испанских государств гражданские постройки XIII—XV вв. сосредоточены преимущественно и Каталонии, в ее экономическом и политическом центре — Барселоне.
В относительно неразвитых городах Кастилии, где ремеслом занимались главным образом мусульмане, гражданские сооружения почти полностью отсутствуют.

CASTILLO DE LA MOTA.14 век


Гражданская архитектура Каталонии
В готическую эпоху монастыри утратили былое влияние на формообразующий процесс. Тем не менее в монастырских комплексах Испании имеется немало первоклассных сооружений, из них наиболее значительными являются клуатры. Один из лучших — клуатр монастыря Педральбес (1421 г.) в Барселоне. Его изящные аркады, где вертикализм стрельчатых арок нейтрализуется протяженностью расположенных в третьем ярусе галерей, исполнены гармонии.

Alcázar of Segovia

Castle of St. Servando, Toledo, Spain.
Общими для всех культовых построек Испании чертами, продиктованными климатом страны, являются их небольшая высота, малые размеры окон, плоские крыши и обусловленные этим нерасчлененность и монолитность объема.

Casa del Doncel

Противоположная северным странам тенденция уменьшить оконные проемы и максимально сохранить нерасчлененной плоскость стены обусловила и относительную невыраженность каркасной системы, неразвитость аркбутанов.

Galice Orense Pont Romain

Но самая яркая особенность испанских культовых сооружений — богато декорированная башня над средокрестием — симборио, в строительстве которой можно усмотреть непосредственное продолжение традиций романской архитектуры. Потоки яркого света, льющиеся из окон симборио, выхватывают из полумрака, царящего в интерьерах, средокрестие, куда в кастильских церквах переносятся из восточной части хор и главная капелла. Последние, однако, относятся уже не к общеиспанским, а местным особенностям.

Castillo de Sanlúcar de Barrameda
Главная роль в строительстве соборов Старой и Новой Кастилии (в противоположность Каталонии, где основными вкладчиками были горожане) принадлежала капитулу, состоявшему из представителей духовной аристократии. Слабость экономической базы кастильских городов и засилье клерикалов определяли своеобразный антидемократизм пространственной организации готических соборов Кастилии

Архитектура Испании готической эпохи несет на себе печать этого сложного времени. Политическому объединению страны, которым завершилась реконкиста, не предшествовало ее экономическое и культурное объединение.


Наличие двух архитектурных школ — религиозно окрашенной кастильской и рациональной, отмеченной подлинным единством гражданских и культовых построек каталонской — составляет характерную особенность испанской готики.


Столь же характерным и обусловленным своеобразием политической истории Испании был несравнимый по объему с другими европейскими странами размах строительства замков. Последнее роднит архитектуру Кастилии и Каталонии, как роднит ее восходящий к романскому периоду процесс синтезирования восточных и европейских влиянии, завершившийся в XVI в. созданием подлинно национальной архитектуры. Несмотря на объективно более прогрессивный, светский характер каталонской архитектуры, первенствующая роль в этом процессе, как и в сфере политической (в реконкисте и в деле объединения страны), принадлежала Кастилии.


Укоренившаяся в Испании традиция восточной архитектуры была первопричиной появления, несмотря на отсутствие непосредственных контактов, общих черт в зодчестве Кастилии и Каталонии. К ним относятся распространенность деревянных перекрытий, универсализм планировки с внутренним двором, полихромия, виртуозное использование декоративных свойств материалов, их фактурно-цветовой выразительности. Обилие солнца определило преобладание гладких стен, плоских крыш или крыш с минимальным наклоном, малые размеры редко расположенных окон.

Замок Коломарес.

это почти новодел -Коломарес вчесть Х.Колумба

Излюбленным в обоих испанских государствах был также прием контрастного сопоставления небольших, но обильно декорированных плоскостей с плоскостями, совершенно лишенными декора. Однако, отмечая общность целого ряда явлений в архитектуре Кастилии и Каталонии, отмечая различную роль наследия обоих государств для последующего развития архитектуры, необходимо подчеркнуть, что более значительной, яркой, самобытной и цельной была готика Каталонии — детище достигших в XIII—XV вв. наивысшего расцвета городов Восточной Испании.

http://arhistroika.ru/gotika-v-ispanii

http://masterok.livejournal.com/2601447.html

Серия сообщений "Испания":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments