Вопросы без ответа....
На этой фотографии справа в первом ряду моя мама, Полина Васильевна – это примерно 1944-1945.
Обветренные красные лица. Видно, что принарядились перед съемкой.
Все они работают каменщиками, единственный мужчина –бригадир.
В октябре 1941 года маме исполнилось 16 лет, война уже шла пятый месяц.
Никому так часто не носили в селе повесток на работу, как ей. Только домой вернется, мама ее отогреет на печке, а на следующий день опять повестка.
Сколько она земли перекопала!
У ее сестры Маруси в 1941 году родилась дочка Женя, муж ее ушел на фронт и погиб. Марусю повестки обходили из-за маленького ребенка.
Петр - старший брат мамы,уже был на фронте, вестей от него не было. Ваня,младший брат,которому шел 14-ый год,работал в колхозе, ему доверили быть водовозом.
Эта фотография сделана уже после войны.
Вот воспоминание сына Петра, моего двоюродного брата Володи:
«Богатая биография была у моего отца. Он воевал, окончив военное училище прямо перед войной,стал офицером. При отправке на фронт поезд разбомбили, он попал в окружение.
В одну из ночей ночевали на чердаке (возможно Гомель), местные жители их сдали полицаям. Сильно били. Затем плен, а через месяц, когда колонну вели через лес, мой отец организовал побег. (Об этом мне рассказывал его друг , бежавший с ним Михаил Кузенко, которого я уже после смерти отца нашёл в Москве. Кузенко был тоже инвалид войны - одна нога у него после ранения не гнулась в колене. Работал в Москве помощником прокурора после войны. )
Когда побег удался, они нашли отряд партизан в Белоруссии партизанской бригады "Железняк",там отец воевал до своего ранения. Закончил войну он командиром пулемётного взвода.
Сейчас у меня есть только архивная справка об этом. Был его военный билет и переписка с архивом, но я сдал их в военкомат.»
Маме было 18 лет, когда однажды ей принесли повестку, но не на фронт, а в Сибирь, в Кемерово.
Там она окончательно свое здоровье подорвала.
В отряде были одни девушки. Работали каменщиками. Носили кирпичи, месили цемент. Морозы ниже 40 градусов. Замерзали, надрывались, недоедали ( хотя на фотографии довольно крепкие девушки...) Жили в бараках. Вставали в 6 утра. Обязательно зарядка перед завтраком, затем на объект. Легче стало, когда пригнали первых пленных. Они стали выполнять тяжелую работу – носить тяжести, месить цемент. Иногда они ,т.е. немцы, подкармливали их, давали хлеб через заграждение.
Значит, кормили, получается, лучше пленных ? Вопрос без ответа.....
Как-то утром в окно постучал старичок и закричал – "Доченьки, война кончилась! "
Что тут началось! Плакали, смеялись, танцевали. Возвращаться домой было не на чем и не на что.
Она и еще одна пара добирались до Казани, держась за поручни, стоя на подножке поезда на полном ходу . Холод жуткий, очень страшно! Маме время от времени они кричали – "Полина, не спи!"
Каким образом мама добиралась от Казани до своего села в Саратовской области я не знаю.
Вернувшись домой, она три дня спала на печке не вставая, а перед этим моя бабушка натерла ей ноги керосином. Ноги были отморожены и потом всю жизнь сильно болели и ломили.
Вот все, что я знаю.
Почему ее отправили в Кемерово?
Что она там строила?
Может лагеря для пленных?
Не знаю, а она не говорила.
Все, что я узнала из интернета о том времени, так это то, что война застала Кемерово деревянным, одноэтажным, с грязными неблагоустроенными улицами и заболоченными пустырями. Жилой массив состоял из бараков и охватывал левобережную часть до речки Искитимка.
В Кемерово работали Коксохимический и Азотнотуковый заводы, а также эвакуированный из оккупированного Харькова завод «Карболит».
С июля 1944 года началась подготовка к созданию четырех лагерей в Кемерово и в Новосибирске, а в 1945 г. в Кемерово появились первые военнопленные. Сначала – немцы, потом – японцы.
Да, очень может быть, что строили именно лагеря.....
Мама была ветераном тыла. Умерла в возрасте 85 лет.
Вот все, что она получила...
Царствие им всем Небесное и вечный покой!
Серия сообщений "Родительский день":
Серия сообщений "Бессмертный полк":
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru