Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Готическая архитектура Чехии.Часть 1.

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Готическая архитектура Чехии.Часть 1.

Готическая архитектура Чехии  — одно из национальных направлений в европейском готическом стиле архитектуры, период развития чешской архитектуры, подразделяемый на три этапа: ранняя (Пршемысловская) готика (начало — конец XIII века), высокая (Люксембургская) готика (конец XIII — 2-я половина XV века) и поздняя (Ягеллонская или Владиславская) готика (70-е годы XV — начало XVI века).

Бенедикт Рейт (1454—1536 (1534)), иногда упоминаемый как Бенедикт Рид , также Бенеш или Бенедикт из Лоун, был чешским строителем укрепленных сооружений, архитектором немецкого происхождения. Умер в 1534 или 1536 году в Лоуни.

Важнейшие готические сооружения Чехии были возведены по инициативе королевского двора и влиятельнейших феодальных семей (Рожмберков, Пернштейнов и других), а также в результате строительства новых чешских городов. Чешская готика возникла под сильным влиянием архитектуры цистерцианских монастырских строений и классических принципов французской готики, постепенно развивая свой неповторимый архитектурный стиль, вобравший в себя особенности саксонской и подунайской архитектуры того периода.

Петр Парлерж (Петер Парлер) — немецко-чешский архитектор и скульптор, известнейший представитель архитектурной династии Парлеров.

В процессе развития готической архитектуры Чехии были разработаны особые типы зданий, такие как двухнефные южночешские костёлы. Наиболее известными архитекторами чешской готики являются Петр Парлерж и Бенедикт Рейт.

Костёл Благовещения Девы Марии в Тепельском монастыре премонстрантов — одно из первых монументальных сооружений ранней готики в Чехии (1232 год)

Костёл Вознесения Девы Марии в Тршебичском монастыре бенедиктинцев — пример смешения французской готики и романской архитектуры верхнерейнской области (середина XIII века)

Lovro Janša - Pogled na Romberk nad Vltavo.Рожмберк

Готика как направление искусства возникла в средневековой Чехии сравнительно поздно. В начале XIII века, когда готическая архитектура уже достигла своего расцвета во Франции и Германии, в чешскую архитектуру только начали проникать первые французские и немецкие готические элементы, которые возобладали над романской архитектурой в Чехии только к концу века.

Первые памятники готической архитектуры в Чехии относятся ко 2-й четверти XIII века, т. е. к концу правления короля Пршемысла Отакара I (умер в 1230 году) и периоду правления его сына Вацлава I (1230—1253). Относительно позднее возникновение готической архитектуры в Чехии объясняется, прежде всего, отсутствием ещё в XII—XIII веках развитого самосознания чешских городов, в отличие, например, от Франции, где в этот период именно города стали коллективным заказчиком и вдохновителем готического искусства (в частности, каждый город старался превзойти другие великолепием своих готических храмов).

В Чехии этого периода процесс градообразования ещё не закончился и социальное самосознание горожан находилось в процессе формирования. Именно по этой причине чешская готика возникла в XIII веке не как городское мирское, а как монастырское искусство, поскольку монастыри в то время пользовались особым покровительством королей и крупных феодалов Чехии (например, панов из Рожмберка)


Анежский монастырь (— средневековый монастырь в Праге, заложенный Анежкой Пршемыславной и её братом королём Вацлавом I в 1231—1234 годах на месте старой больницы. Сама Анежка стала его первой аббатисой.

Первые строения переходного романско-готического типа в Чехии были сравнительно немногочисленны, ими стали храмы цистерцианских, францисканских, доминиканских и бенедиктинских монастырей (в частности, Анежского, Тепельского, Тршебичского и Тишновского монастырей).


Тршебичский монастырь бенедиктинцев, ныне Тршебичский замок — национальный культурный памятник Чехии в составе объекта «Монастырь с костёлом Святого Прокопа в Тршебиче». Был заложен в 1101 году под названием монастыря Девы Марии князьями Ольдржихом Брненским и Литольдом Зноемским, сыновьями Конрада I Брненского. Первоначальный вид и размер монастыря не известны. Монастырские строения частично сохранились до наших дней в составе Тршeбического замка и Базилики Святого Прокопа, сохранившейся в почти первозданном виде. Монастырь являлся важным хозяйственным, экономическим и культурным центром, на основе которого впоследствии вырос в город Тршебич.

Первые монахи новых чешских монастырей, как правило, приглашались из монастырей Германии и Австрии. Вместе с монашескими братиями приходили артели мастеров, нёсшие с собой традиции готической архитектуры Западной Европы. В частности, орден цистерцианцев принёс с собой свой специфический тип готического храма, выработанный цистерцианцами на их родине в Бургундии. Особенностью этого типа было отсутствие башен и внешней опорной системы, а в Чехии этот тип храма был ещё более упрощён и приспособлен к местной романской традиции.

Роза в Страсбургском соборе

Первые строения в стиле ранней готики сочетали в себе традиционные массивные кубические черты романской архитектуры с новыми архитектурными приёмами Западной Европы, такими как готические рёбра сводов на консолях и резные ажурные оконные розы. Романские галереи и полукруглые апсиды боковых нефов сочетались в них с каркасной конструкцией готических сводов.

пример полукруглой апсиды...арка вверху

Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания

Примером эклектики верхнерейнских романских черт и франко-бургундских раннеготических элементов стал возведённый в конце правления короля Вацлава I (1230—1253) монастырский костёл Вознесения Девы Марии в Тршебиче (ныне известный как базилика Святого Прокопа).

Главный неф и алтарь базилики Святого Прокопа 

Соединение в одной архитектурной композиции восьмичастного свода в завершении хора, слепых арок и галерей создают впечатление загромождённости интерьера, придавая ему сумрачную и массивную, ещё романскую пышность.

Красочным примером раннего влияния немецкой готической архитектуры в Чехии является сохранившийся до наших дней раннеготический портал «Небесные Врата» костёла Вознесения Девы Марии в монастыре цистерцианок Porta Coeli, основанного королевой Констанцией и её сыном королём Вацлавом I в селении Пршедкластержи недалеко от южноморавского города Тишнова (костёл был освящён в 1239 году).

Констанция Венгерская

Портал, по всей видимости, был сооружён артелью саксонских мастеров. Вопреки аскетическим принципам цистерцианской архитектуры «Небесные Врата» были украшены двумя рядами скульптур апостолов на боковых откосах портала и рельефной композицией в тимпане. Исследователи отмечают поразительное сходство многоступенчатого с едва угадываемой стрельчатостью арок архитектурного строения портала и его скульптурного убранства (растительный орнамент, античные одежды скульптур апостолов) с порталом «Златые Врата» во Фрайбургском соборе в Саксонии (около 1230 года).


Архитектурная концепция портала «Небесные Врата» обладает несовершенствами, присутствующими в подобных готических сооружениях Германии, которые возводили по образцу творений французской готики. Здесь нарушена основная идея французского готического портала — форма соединения статуй с колоннами.


В данном случае статуи расположены не перед колоннами и даже не в специальных нишах, как во фрайбергском портале, а непосредственно перед углами уступов, что никак не соотносится с логикой строения готического портала во Франции. Как и во многих раннеготических сооружениях в портале «Небесные Врата» широко используются приёмы ещё романской архитектуры, что прежде всего относится к облику статуй апостолов.

«Небесные Врата»  — раннеготический портал костёла Вознесения Девы Марии в монастыре цистерцианок Porta Coeli, пример влияния немецкой готики (1239 год)



«Небесные Врата» костёла Вознесения Девы Марии .

Тимпан портала «Небесные Врата»с рельефным изображением Христа-Пантократора 


Скульптуры апостолов на левом откосе портала

Поскольку в XIII веке чешское искусство, в том числе и архитектура, развивалось, главным образом, в монастырях, процесс художественного развития ранней чешской готики не мог протекать достаточно системно и динамично. Социокультурная замкнутость монастырей и их разбросанность по территории королевства приводили к фрагментарности и непоследовательности в прохождении чешской архитектурой основных этапов формирования готического искусства Европы.

House of Sokols 
Разные по происхождению и архитектурным принципам монастырские артели мастеров, работавшие в разных частях Чехии в тот период, сменяли друг друга, не создавая при этом прочной архитектурной традиции.

Karlstejn

Неразвитость городов, замкнутость монастырей и центробежные устремления феодалов не позволяли ещё королям Чехии XIII — начала XIV веков использовать готическое искусство для достижения общегосударственных целей, что станет возможным лишь в следующем периоде — во время Люксембургской готики.



Королевский замок в Писеке (реконструкция первоначального облика) — пример южночешской школы готической архитектуры (2-я половина XIII века)



Уже на раннем этапе развития готики в Чехии сформировалось несколько школ готического искусства. Одной из них была южночешская школа готической архитектуры, дольше других сохранявшая архитектурные приёмы и особенности, присущие ранней готике.

Готические сооружения этой школы, такие как королевский замок и костёл Рождества Девы Марии в Писеке, возведённые при короле Пршемысле Отакаре II (1253—1278)

Замок Йиндржихув-Градец начала XIV века, отличались тяжеловесностью архитектурных форм и изяществом монументального декора.

Однако наибольшее значение имела столичная школа готической архитектуры, развивавшаяся в Праге и прилегающих к ней районах (например, в Кутна-Горе)

Собор Святой Варвары — самый известный архитектурный памятник Кутной-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе.


В период ранней готики происходит формирование основных архитектурно-строительных типов чешской готической архитектуры, среди которых были двухнефные здания, трёхнефные базилики с надстроенным центральным нефом

например, храм Святого Варфоломея в Колине, достроенный уже в XIV веке

Храм Святого Варфоломея в Колине - католический храм (приходская церковь) , расположенный на наивысшей точке города, основанного во время правления Прже́мысла О́такара  II (1253 – 1278) около 1261 года. Является одним из самых известных памятников сакральной архитектуры Чешских земель (Богемии, Моравии, Чешской Силезии). Костёл выполнен в готическом стиле.  В 1995 году храм вошел в список национальных культурных памятников Чешской Республики .

храмовые сооружения зального типа с нефами одинаковой высоты (например, костёл Воздвижения Святого Креста в Йиглаве).


В 60-е годы XIII века в основанном Пршемыслом Отакаром II Златокорунском монастыре цистерцианцев был возведён величественный четырёхнефный храм Вознесения Девы Марии

А в 1290 году началось строительство пятинефного храма собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя в Седлецком монастыре. Перечисленные сооружения в большинстве своём обладали рядом схожих черт, среди которых можно выделить минимальное использование опорной системы аркбутанов, относительно скудное количество скульптуры и активное применение стенной росписи.


Своеобразным архитектурным типом ранней чешской готики является и двухнефная Пражская синагога, возведённая в последней трети XIII века королевскими каменщиками, работавшими неподалеку на строительстве Анежского монастыря. Простые формы и немного приземистые пропорции синагоги делают её сходной с готическими сооружениями Саксонии того же периода



Площадь Пршемысла Отакара II в Ческе-Будеёвице — элемент чешского готического городского ансамбля (2-я половина XIII века)


Church of St Bartholomew and bell-tower in Rakovník

Архитектурно-строительным типом светской готической архитектуры стал городской ансамбль, возникновение которого было обусловлено ростом старых и строительством новых чешских городов.

1.Convent of St Agnes of Bohemia.2.Boční loď kostela Sv. Jakuba v Brně

Vault of the Bezděz Castle chapel, Česká Lípa District

1.Hrad Cheb, horní kaple

2.Cizkrajov, Kostel svatého Petra a Pavla, interiér: klenba (vlevo presbytář, vpravo loď)

Посреди городов или городских районов строилась главная площадь с городской ратушей и рынком, окруженная домами с лоджиями-галереями вдоль первых этажей, где горожане могли укрыться от непогоды (например, главная площадь города Ческе-Будеёвице). Городские улицы ориентировались на эту площадь и на городские ворота

Cloister near Church of Immaculate Conception of Virgin Mary in Olomouc

Interiér děkanského kostela v Mostě.

Этот архитектурный тип продолжал широко использоваться при строительстве чешских городов в XV—XVI веках, что обусловило сохранившийся до наших дней неповторимый облик площадей старинных городов Чехии. Другим новых архитектурным типом стал готический замковый ансамбль: при строительстве больших, прежде всего, королевских замков отныне решались не только оборонительные задачи, но и постепенно достигалась цель превращения замка в представительную готическую резиденцию (например, королевские замки Звиков XIII века с двором, окруженным галереей, и Карлштейн, превращённый в следующем веке в величественную королевскую резиденцию)

Готические своды монастырей,костелов.

Most (CZ): Assumption church interior (1525-1580)

Kostel svatého Víta (Český Krumlov)

Mary Assumption church in Kájov, Czech Republic. Gothic nave.

Saint Bartholomew church in Frymburk

Golden Gate by Peter Parler. St. Vitus Cathedral

Saint Catherine´s church in Hořice na Šumavě


Vladislav Hall ( Old Royal Palace, Prague castle ). Gothic vaults ( 1490 )

St. Jacob church Brno 

The Vladislav Hall of Prague Castle.

Gothic Hall (Gotická křížová chodba) in the Saint Michael Church in Olomouc

Продолжение следует...

Серия сообщений "Чехия и Словакия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Если б не было войны...

    Еще до встречи вышла нам разлука, И всё же о тебе я вижу сны. Ну разве мы прожили б друг без друга, Мой милый, если б не было войны, Мой…

  • Потсдам не Германия

    Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения Потсдам не Германия. Tолько я начал обживаться в деревне с лирическим названием Лаффайет, что…

  • О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ. 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments