Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Ахенский собор-исторический памятник Германии

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Ахенский собор-исторический памятник Германии

Ахенский собор не так велик как Миланский кафедральный собор (Milan Cathedral) или Кельнский собор (Cologne Cathedral), но, тем не менее, он считается памятником огромной исторической, архитектурной и религиозной ценности не только для Германии и даже Европы (Europe), но и всего мира.

Величественный Ахенский собор, расположенный в одноименном городе на границе Германии, Бельгии и Нидерландов, - символ единоличной императорской власти.

За свою более чем тысячелетнюю историю храмовый комплекс достраивался, разрушался и реставрировался десятки раз, сохраняя внутреннее убранство в первозданном виде. Под древними сводами кафедрального собора короновались правители Священной Римской империи. В течение шестисот лет, с 936 по 1531 гг., здесь возвели на престол 35 королей и 14 королев германской империи.

Монета Карла Великого, изображающая Карла в традиционной римской одежде. Карл, будучи в Риме, был вынужден дважды надевать тогу. Надпись: KAROLVS IMP AVG

Ахенский собор – старейший в стране, он был построен по приказу Карла Великого (Charlemagne), первого Императора Запада, который еще при жизни получил свое прозвище, и именем которого названа целая династия могущественных королей. Собор в Ахене относится к числу имперских соборов (Kaiserdom), которые строились под непосредственным покровительством императоров Священной Римской империи (Holy Roman Empire), и все без исключения являются ценнейшими памятниками средневековой архитектуры.

Строительство Ахенского собора началось на рубеже VIII-IX вв., когда Карл Великий - герцог Баварии и император Запада - пригласил зодчих из Италии и Византии для создания в Германии монументального религиозного комплекса, призванного стать "новым Римом".

Знаковым символом власти стала дворцовая капелла-усыпальница, построенная в византийском стиле .Отделочные материалы для капеллы и опоясывающей двухэтажной галереи - мрамор, золотую мозаику и скульптуры - привозили из Рима и Греции. Ахенский собор стал одним из первых религиозных сооружений, внесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр архитектуры эпохи Каролингов

Карл Великий лично выбрал Ахен для строительства своей зимней резиденции и построил здесь в 778 году  еще и дворец с великолепным собором. Замок до наших дней не сохранился, но и сегодня собор сияет во всем своем великолепии, являясь самой большой гордостью этого древнего города. Едва ли не с самого начала Ахенский собор стал центром ежегодного паломничества, но к 1300 году паломничества стали организованными и проводились каждые семь лет.

 В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).

Восьмигранный купол

Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 г.по инициативе Карла Великого Одоном Мецским  является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа.

Подкупольный восьмиугольник

Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.

Дворцовая капелла в Ахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Ахенского дворца. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель . 

В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако, не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III.

По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках.

В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы.

 Barbarossaleuchter

В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу. Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену.

Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.


Ахенский собор на открытке 1900 года
Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель.

Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.

Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки.

В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I.

Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру.

Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.

Итак, Ахенский собор состоит из восьмиугольной центральной части, которая считается старейшей религиозной постройкой в Северной Европе, окруженной галереей. В западной оконечности собора находится монументальный вестверк, столь характерный для церковного строительного искусства эпохи Каролингов. В притворе Ахенского собора сохранились врата 9-го века. 

Существует легенда, согласно которой архитектор, строивший собор, заключил договор с дьяволом, который помог возвести храм небывалой красоты, но за свои профессиональные услуги потребовал душу первого, кто войдет в завершенный собор.

Жители Ахена долго думали, как спаси свои бессмертные души, и, в конце концов, придумали – они запустили в собор козла, так что дьяволу досталась не человеческая душа, а козлиная. В приступе гнева Сатана ударил когтистой лапой по воротам, и один из его когтей застрял в них. Говорят, что отпечаток дьявольской ладони и' ' сегодня можно разглядеть на древних воротах Ахенского собора.

В восьмиугольной дворцовой капелле висит бесценная люстра, подаренная собору в 1165 году императором Фридрихом I Барбароссой  . Среди других сокровищ храма нельзя не упомянуть Золотой портал, созданный в стиле Саксонской династии,

мраморный трон Оттона I

отделанную слоновой костью и драгоценными камнями кафедру, которую император преподнес собору в 1014 году.

Здесь же хранится золотой бюст Карла Великого и его мощи, заключенные в золотом сундучке, украшенном фигурами Девы Марии (Virgin Mary), святой Екатерины (Saint Catherine) и самого императора.

алтарь

Помимо главного алтаря, огромной популярностью у туристов пользуется так называемая Стеклянная часовня, сооруженная в 1414 году из прозрачного стекла 13 различных оттенков. Увы, оригинальное стекло погибло при бомбежках во время Второй мировой войны, и часовня была отреставрировала только в 50-х годах прошлого века.

Внутри восьмиугольной дворцовой капеллы

Мозаики

Реликвии

Detail of a natural pearls on the crown of Margaret of York

Crown of Margaret of York, made in London before 1461

Retable de la messe de Saint Grégoire, Hildesheim, vers 1525

Reliquary of Anastasius, dating about 10/11th century.

Schale im Aachener Domschatz

Krone von Margarethe von York in der Domschatzkammer Aachen

Серия сообщений "Германия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments