Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Без заголовка

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
На балу у короля...или из жизни королевского двора

С представлением о жизни французского двора при королях связывается мысль о жизни торжественной, пышной, величественной, вначале более свободной, потом более размеренной, но во всяком случае жизни парадной, упорядоченной, скрашенной высоким искусством, трагедиями Расина, комедиями Мольера, музыкой Люлли, постройками Перро, декоративным искусством Ле-нотра. Жизнь этого двора представляется нам колыбелью хорошего просвещенного тона,очень часто стереотип навязывался  творениями кинематографа,историческими романами и мемуарами современников...jester

">

Engraving of a 1682 ball given by Louis XIV of France (Almanach royal)

Согласитесь,что каждому из нас,хотя бы иногда,хотелось бы пожить хоть пару дней жизнью придворного аристократа,обитателя  величественного замка,одеть изысканное платье или костюм и позвякивая шпагой или драгоценностями гордо вышагивать в сказочных интерьерах Лувра или Версаля...

И вот...я в замке,в Лувре,не судите строго плод моих фантазий...пройдусь по галерее Аполлона...Никого,король за городом...

Нет,пожалуй,в зеркальной галерее в Версале

В большой галлерее Версальского дворца зажгли тысячи огней. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам.

наряды придворных дам Людовика Х1У

Было светлее, чем днем. Было точно во сне, точно в заколдованном царстве. Блистали красота и величие. Глаза не хотели верить невиданным, ярким, дорогим и красивым нарядам, мужчинам в перьях, женщинам в пышных прическах. На волосах их красовались драгоценные кольца, или их переплетали нити бриллиантов".

 Король Людовик рядом с мада-мс де Монтеспан; брат короля, мадам де Субиз, Данжо и другие; Лангле и компания.На ковре рассыпаны тысячи золотых, других фишек нет. Я видела и любовалась бы Данжо.

Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо — французский военный и дипломат, известный главным образом как автор знаменитых в своё время мемуаров.

Как мы глупы по сравнению с ним...Он предложил бы мне принять участие в его игре, так что я моглабы сесть очень приятно и удобно. Я поклонилась бы королю.

Он ответил бы на мой поклон, как если б я была молода и красива. Королева долго говорила бы со мной о моей болезни, как будто дело шло о родах. Господин герцог мне оказал бы тысячу любезностей, о которых он не думает. Мадам де Монтеспан мне говорила  о Бурбоне, она меня просила бы  рассказать ей о Виши. Ее красота изумительна...только по мнению ее окружения

Мадам Атенаис

Ущипни себя за руку...ты у компа в 21 веке!Не все так однозначно и красиво,как ты себе нарисовала...та жизнь не однотонная. Она не только красива, но иногда и безобразна, не только изысканна, но и груба, отличается не только упорядоченностью, но и извращенностью, преступностью,но это тема другого поста.

Людовик XIV 

Под термином двор в данном сообщении понимается вся система окружения монархаfriends.

  Разумеется, он был связан с культурой и традициями конкретной страны. Практически именно двор в средние века и новое время был основным местом как политической, так и светской жизни.Быть придворным означало входить в элиту страны, иметь возможность влиять на ее политику, разуметься не без выгоды для себя. Говоря о придворных, следует сразу оговориться, что речь идет именно о придворных, т.е. дворянах, исполнявших определенные обязанности при дворе, а не о прислуге.

Louis XIV and Queen Marie Thérèse in Arras 1667 during the War of Devolution  

 Двор предоставлял огромные возможности для светской жизни. Практически двор был самой важной "тусовкой" своего времени. Периодически устраивались различные балы, маскарады и т.д. Праздновались дни рождения, свадеб приемов послов и т.д. При дворе нередко существовал театр.Вообще именно собрание в одном месте большого количества богатых людей, имеющих много свободного времени и денегking2

Да,кстати,наш Людовик был страстным любителем танца....Да,да...В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году с целью сохранения и развития танцевальных традиций он создал Королевскую академию музыки и танца. Директором академии был королевский учитель танцев Пьер Бошан.Людовик впервые появился на балетной сцене 26 февраля 1651 года. Королю не исполнилось и четырнадцати. Это был «Балет Кассандры», который давали пять вечеров подряд в театральном зале Поле-Рояля

Тоже,развлечение,да и себя показать во всей красе...

Ладно...отвлеклась от темы

Утро любого человека во все времена начинается с завтрака

Может в личной столовой Людовика?Нет...не про нашу честь...

из посуды Севрской мануфактуры?

Ну,а все мы...
Проснувшись,протерев глаза,отряхнув перья с волос и сняв чепец  придворные принимались за легкую пищу, "кипящий каплун" или "брачную похлебку"(1); ее готовили, заливая сырые яйца, вареную картошку или фрукты, в зависимости от времени года, кипящим душистым молоком.

 Правда, маленькие принцы  ели кашу или хлебную похлебку, когда выходили из грудного возраста. Но начиная с двух лет они питались тем же, что и взрослые. Мы знаем об этом из трактата врача Симона де Валамбера, служившего при дворе с 1551 по 1565 год.to_become_senile


Ребенок ел четыре раза в день: завтрак в восемь утра, обед в половине одиннадцатого, полдник - "легкая закуска" - в два пополудни и ужин в пять часов.

Взрослые иногда пропускали легкую закуску. На обед и ужин, если не устраивали пиршество с многочисленными переменами блюд, подавалось мясо - каплун, жареный цыпленок, вареная телятина, говядина, баранина, дичь, дрозды и куропатки, а также рыба.

Блюдами сопутствовали соусы: уксусный с сахаром и корицей, соус из незрелого винограда, щавелевый и иногда апельсиновый. Из овощей детям рекомендовались горох, нут и "добрые травы", для улучшения пищеварения блюда часто приправляли укропом и анисом.

Взрослым подавали лук-порей, репчатый лук, тыкву и салат, а также пряности и такие приправы, как горчица и хрен. Из фруктов больше всего ценились клубника, вишня, сливы и виноград, яблоки и груши, которые запекали, миндаль, лесные орехи. Готовили невероятное разнообразие выпечки и пирожных. Особенно ценились марципаны с миндалем и сосновым семенем. Вместо сахара использовали прекрасный белый мед из Лангедока.


Повседневным напитком служило вино, которое подавалось охлажденным. Начиная с пяти лет дети пили вино, разбавленное водой, но также им давали сироп на розовой воде, называемый "розовый морс", миндальное молоко, лимонный сироп и апельсиновый сок. Эти два экзотических фрукта были в большом почете при дворе XVI векаmalyas.

Специи привозились из зарубежных стран во время первых дальних путешествий французских кораблей. Они были редкостью и стоили очень дорого. Но именно специи становились необходимым условием для создания исключительных блюд. Рафинированный сахар импортировали из стран Карибского бассейна. В ту эпоху он впервые появился во Франции. Продавался по цене золота и употреблялся в качестве лекарства. Тогда же появились конфеты с медом.

Обычно королевский стол накрывали в передней комнате перед буфетом с роскошной посудой, которой не пользовались. Приборы приносили прислуживающие за столом дворяне: хлебодар, виночерпий и стольник, резавший мясо; должностные лица, принимавшие бокал у короля.

это современная королевская сервировка

С хлеба снимали салфетку и резали мясо. Королю подавали салфетку; кардинал или другой прелат благословляли стол. Миска с водой для омовения рук подавалась сначала государю, потом приглашенным. Три перемены блюд вносили дворецкий, хлебодар, камерпажи, мундкох и хранитель серебряной посуды; впереди шел придверник.

Ели почти также, как в Средние века. Перед каждым гостем лежала доска длля резки мяса, круглая или квадратная пластина из металла, дерева или очень плотного ситного хлеба, на которую клали мясо. Бокал для вина ставили справа, нож клали слева. Долгое время у каждого не было своей вилки: лишь стольник, обязанностью которого было резать мясо, пользовался маленькой вилочкой для накалывания кусков.

Потом гости брали тремя пальцами подаваемый им кусок, на своей доске разрезали его на маленькие кусочки и подносили ко рту правой рукой. Единственная ложка находилась в центре стола: ею брали кусок торта или пирога.

Соусы и супы подавались отдельно, в глубоких тарелках ии мисках: в них макали хлеб и таким образом съедали содержимое. Лишь при Генрихе II у каждого появилась своя вилка, походая на ту, которой, как рассказывали путешественники, с начала века пользовались в Венеции.


Поскольку ели руками, требовалось много салфеток; иногда во время простых обедов вытирались скатертью. В конце трапезы королю подавали миску с водой и читали послеобеденную молитву. Все сидели за королевским столом в головных уборах и снимали их лишь в том случае, когда к ним обращался государь.


Во время пира прислуживающие за столом наполняли бокалы тем, кто просил об этом. Было принято обмениваться тостами и здравницами и даже предлагать другому свой бокал. Однако следовало вытирать рот, преже чем пить из предложенного бокала.


При каждой перемене блюд заменяли тарелку, миску и доску для резки мяса и одновременно подавали новую салфетку.

В конце застолья остатки складывали в корзину, убирали скатерть и подавали гостям на блюде зубочистки. Однако многие предпочитали пользоваться собственной.Как рассказывал Брантом, адмирал Колиньи, когда не держал зубочистку во рту, носил ее за ухом или в бороде. Наконец, гостям снова подавали миски для мытья рук: вереница слуг с сосудами представляла собой великолепное зрелище. Золото, серебро и эмаль мисок блестели при свете факелов.

Каменный пол устилали душистыми травами, а в частных покоях такой пол все чаще стали заменять паркетом. Стены затягивали циновками, а висевшие поверх них ковры часто меняли.

Большие фаянсовые испано-мавританские блюда и тазы или имитирующие их итальянские изделия Бернара Палисси - это удивительные произведения искусства: изображенные на них рыбы, змеи, растения и ракушки, преломляясь в воде, кажутся живыми. Тем временем быстро убирали козлы и доску, служившие столом, а помещение превращалось в зал для танцев.



Когда задигали новые факела, начинали сиять драгоценности и ослеплять туалеты. Музыканты с лютнами, гобоями, корнетами и флейтами занимали места на подмотках или в небольшой, слегка приподнятой ложе, и все готовились к балу. Придворные танцы эпохи Людовика XIV в большинстве своем – народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде.

Картина"Бал в средневековом Лувре"

Павана - это медленный и плавный танец, мужчины танцевали, не снимая накидок и шпаг. Бранль - более живой, похожий на котильон: дамы и кавалеры стояли в кругу взявшись за руки, одна пара выходила из круга и делала фигуру, которую потом повторяли остальные.



В "бранле с четками" или "со шляпой" кавалер надевал венок на выбранную им даму, целовал ее и вводил в круг."Шляпа" переходила к следующему кавалеру, и новая пара начинала танцевать.

Бурре (от французского bourree) французский хороводный танец оживлённого четырёхдольного движения. Название говорит о том, как утаптывают ногами вязанку хвороста. Подвижный придворный танец, который был народным.



Гальярда – танец в быстром движении, который танцевали сразу после медленной паваны.



Куранта (от французского courante) – в переводе с французского текущий, бегущий. Французский придворный плавный танец-шествие.



Менуэт (от французского menuet, menu – маленький) старинный народный французский танец, с середины XVII века бальный. До появления вальса считался королём бальных танцев. Танцевался с галантными поклонами и реверансами. В годы правления короля Людовика XIV менуэт стали танцевать при дворе. Одна из композиций – участники танца выстраиваются в виде цифры 8. Музыка была торжественной, медленной, и сам танец исполнялся в замедленном темпе. Большое значение имело положение рук, головы, выражения лица. Было много поклонов и реверансов. Нам было бы весьма любопытно сейчас поглядеть менуэт в истинном виде. Менуэт, конечно, не дошёл до наших дней, но его можно увидеть в балетных композициях.



Экосез – в переводе с французского значит «шотландский» . Появился на балах в конце XVII века.



Основные правила проведения бального церемониала XVII века были следующие: на большом королевском бале могли присутствовать только принцы и принцессы крови, герцоги, герцогини, пэры, придворные дамы и кавалеры(да я пролетаю...); придворным не полагалось сидеть в присутствии его величества, кавалеры размещались за дамами; король открывал бал с королевой или с первой принцессой крови. После поклонов король и королева начинали танцевать бранль, которым открывались придворные балы времен Людовика XIV. Исполнив свой куплет, король и королева становились сзади выстроившихся пар, каждая из которых танцевала бранль по очереди. И так происходило до тех пор, пока их величества вновь не становились первыми.

Затем исполнялись гавот и менуэт. По окончании менуэта король садился. Отвесив низкий поклон королю, принц подходил к королеве или к первой принцессе и приглашал танцевать с ним менуэт.

После этого королева приглашала другого кавалера, которому по окончании танца указывала его новую партнершу. После менуэта кавалер с поклоном оставлял свою даму и садился. Дама приглашала другого кавалера, и так продолжалось до завершения бала. Если партнер отказывался танцевать один раз, ему не следовало танцевать в продолжение всего бала.

Его величество мог изменить порядок танцев, о чем сообщал танцующим через камер-юнкера. Подобную церемонию следовало соблюдать на публичных и частных балах того времени.

Сохранилось описание бала, данного королем по случаю обручения герцога Бургундского. Версальскую галерею тогда разделили золочеными перегородками на три части. В средней из них было устроено возвышение, покрытое коврами, вокруг него стояли бархатные кресла для дипломатов и военных, далее – стулья для других высокопоставленных лиц.

Вдоль стен были устроены галереи для зрителей и еще одна галерея для оркестра, состоявшего из 24 скрипачей, 6 гобоев и 6 «нежных» флейт. Вся версальская галерея освещалась громадными хрустальными люстрами и жирандолями. Повсюду блестели бархат, золото, серебро, парча и драгоценные камни. Король разослал приглашения всем знатным лицам с просьбой явиться в лучших платьях. Самые «бедные» костюмы кавалеров оценивались в 400 пистолей.

Бал открыли курантой, которую танцевали герцог и герцогиня Бургундские, затем герцогиня пригласила английского короля, а герцог – английскую королеву. Все постоянно менялись парами, и, таким образом, с женихом и невестой перетанцевал весь цвет знати с королем Людовиком во главе. Герцог Шартрский и принцесса Конти протанцевали менуэт и сарабанду. Во время антрактов между танцами общество угощалось фруктами и конфетами, кроме того, был устроен гигантский буфет с винами, ликерами и прохладительными напитками. Только в 11 часов вечера король с высокими гостями удалился ужинать.

По-прежнему большое значение уделялось приветственным поклонам. Танцоры-виртуозы украшали свои поклоны разнообразными арабесками, батманами и притоптыванием. Этому способствовали и пышные костюмы того времени: грациозно скользя по гладкому паркету в сложных па, кавалеры демонстрировали не только умение владеть телом, но и стройные ноги в белых чулках с подвязками и башмаках с затейливыми пряжками.

К концу царствования Франциска I распространилась мода на новые танцы из Италии: вольта, куранта, гальярда, фиссе или фиссень. Быстрые движения в них некоторые сочли неприличными: женщины ответили критикам тем, что выдумали пояса и специальные калесоны(2), позволявшие танцевать, не нарушая приличий.

Пояснения:

1 - Такую похлебку когда-то подносили новобрачным на другой день после свадьбы.
2- Калесоны, кальсонес грегоскос - широкие штаны до колен или выше колен во второй половине XVI века назывались "кальсонес греческие". Они были покрыты отдельными вышитыми или парчовыми полосками ткани, внизу собраны в узкую обшивку. Использовались дамами в основном для верховой езды. В XVI веке все штаны до колен назывались калесонами или кальсонами.

Серия сообщений "Королевские тайны":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments