Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Искусство Тибета Часть 2.

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Искусство Тибета Часть 2.

Тибетская культура тесно связана с буддизмом, возникшим в Индии в VI веке до н. э. и распространившимся впоследствии по всей Южной и Восточной Азии. Обращение тибетцев в буддизм относится к VII веке, а в XV веке он широко распространился. Религия Бон несмотря на все гонения также сохранилась в некоторых районах Тибета.

    Эта часть посвящена наиболее широко распространенному виду изобразительного искусства в Тибете - скульптуре.

Несмотря на то, что до принятия буддизма в Тибете существовала местная скульптурная традиция (напр. гробницы ранних тибетских царей украшали скульптуры каменных львов-охранителей), более-менее последовательная её история начинается с приходом буддизма.

 Знакомясь с тибетскими скульптурами, следует учитывать, что они являются памятниками культового искусства, основной сюжет которого – изображения персонажей будд и бодхисатоттв, величественных лам и устрашающе гневных защитников и покровителей буддизма

Сидящий Будда 338г бронза с позолотой

Относительно первых тибетских изображений есть такая история: «Мастер Падмасамбхава размышлял о том, чтобы покинуть Тибет и отправиться в Уддияну. Тогда художник Тами Гёнцон выполнил портрет, заменяющий Великого Мастера. Гёнцон создавал изображение с натуры в присутствии самого Мастера.

                 

Будда Шакьямуни. 998-1016 гг. бронза                                                                         Тара 11 век камень                                                                                                                                         

Статуя была в точности похожа на Падмасамбхаву, но размером с большой палец руки». Когда мастер благословил статую, «земля затряслась, и пространство наполнилось лучами света пяти цветов, а боги пролили дождь из цветов. Это было проявление тела Мастера, устные наставления, рожденные из сути всех питак, непревосходимая „капля сердца“, Великое Совершенство» (Five Classes of Exposition). В другой истории говорится, что Падмасамбхава дал каждому из своих восьми учеников по чаше с глиной и попросил сделать его портрет. Один из этих восьми нгадрама-портретов хранится теперь в монастыре Румтека в Сиккиме.

К наиболее ранним примерам тибетской скульптуры относится также глиняная расписная статуя Сонгцена Гампо во дворце Потала, в Лхасе, выполненная ок. 830г в реалистическом стиле

Первые статуи, согласно древним сутрам, были деревянными, но позже скульпторы стали применять и другие материалы, в том числе камень.

Найденный в XI веке текст сообщает, что  первая тибетская буддийская статуя была сделана в монастыре Самье во времена правления  короля Сонгцена Гампо, и это был его портрет, у которого было название: «Король и все его королевы». Сонгцен  Гампо полагал себя воплощением тысячерукого Авалокитешвары, и статуя была сделана в соответствии с этим видением. Впоследствии это изваяние стало почитаться как защитник империи.

По преданию, скульптура как вид искусства благословлена самим Буддой. Он советовал использовать именно изваяния как для почитания живого Будды в образе человека, так и для церемонии жертвоприношения.

 

 Следующим буддийским королем был Трисонг Дэцен, который основал монастырь Самье. В этот монастырь была помещена ростовая статуя короля. «Кости статуи были сделаны из сандалового дерева, плоть из смолы гугуля и кожа из серебряного покрытия», впрочем, другие ранние источники свидетельствуют о том, что эта статуя была изготовлена из серебра. 

Наряду с круглой скульптурой в Тибете были распространены барельефы, вырезавшиеся из дерева и украшавшие затем храм

  

Деревянные скульптуры , Лхаса 7 век

Тибет­ская скульп­ту­ра име­ла раз­ные раз­ме­ры: в хра­мах уста­нав­ли­ва­лись гигант­ские ста­туи Буд­ды, а так­же ста­туи боже­ств и свя­тых раз­ме­ром в чело­ве­че­ский рост (они лепи­лись из гли­ны, или выре­за­лись из дере­ва, затем рас­пи­сы­ва­лись худож­ни­ка­ми; для част­ных меди­та­ций и молитв изго­тав­ли­ва­лись пор­та­тив­ные ста­ту­эт­ки боже­ств, как пра­ви­ло, из метал­ла или дере­ва, кото­рые лег­ко и удоб­но мож­но было пере­во­зить.

Скульптура западного Тибета демонстрирует большее влияние кашмирских мастеров (напр. бронзовая статуя Будды Шакьямуни из Кливлендского музея искусства, выполненная ок. 1000г, имеющая надпись о принадлежности Нагарадже — сыну Еше О), а скульптура центрального Тибета — влияние мастеров пальских (Будда Майтрейя из монастыря Нартханг, пров. Цанг, выполненная ок. 1093г). 

 Майтрея 8 век бронза

Для того, чтобы создать изображение, пригодное для использования в ритуальных целях, мастер обязан был следовать особым правилам иконографии и иконометрии, пришедших в Тибет вместе с буддизмом в Индии.

Майтрея 14век                                                                                        Ботхисатва 14 век

В графических трактатах описывался внешний вид божества, его поза, положение и число рук, ног, атрибутов и т.д. Иконометрические тексты определяли пропорции изображения, причем для каждого класса божеств предусматривалась своя система. Столь строгая регламентация не оставляла казалось бы, возможностей для проявления творческой индивидуальности художника. Но канон при всей его подробности был лишь детально разработанной схемой и учитывал далеко не все.

Желтый 14 век                                                                                           Лама 17 век

К таким «неучтенным» моментам относились форма украшений – корон, ожерелий, браслетов, орнамент на одежде, рисунок стилизованных лепестков лотоса, окружающих престолы божеств, и многие другие детали. Подлинный художник одухотворял эту схему, освященную столетиями, внося в статуэтку частицу своего таланта.

Авалокитешвара  12 век бронза                                                                Царь Трисонг децен 14 век бронза

Фантазия мастера всегда могла найти себе применение в моделировке и пластике скульптуры, в рисунке орнамента. Отливая скульптуру, мастер, несомненно, использовал и приемы той художественной школы, в традициях которой он был обучен.

Будда медицины 17 век металл                                                                                  тара 12 век бронза

В тибетском искусстве безусловно существовали различные течения, что подтверждается значительным стилистическим разнообразием произведений.Тибетские мастера почти никогда не подписывали своих работ.

Падмасамбхава 14 век бронза                                                                          Будда Вайрочана 14 век бронза

Центрами культуры в Тибете были монастыри. Лишь в самых крупных из них имелись специально-оборудованные мастерские со штатом художников. Обычно же мастера ездили по стране, изготовляя скульптуры для небольших монастырей и для заказчиков, не принадлежащих к духовенству.

                     

 Авалакитешвара 12 в бронза                                                Ачала 12 век бронза

Денег за свою работу они не получали: продавать священных изображения считалось большим грехом, и с мастерами расплачивались одеждой, продуктами питания, домашней утварью. Отливать статуэтку разрешалось только в особые, благоприятные для этого дни, которые в каждом случае определялись ламой

 Непосредственно перед работой мастер должен был совершить обряд очищения. Весь процесс изготовления скульптуры контролировался ламой, даже в тех случаях, когда художник и сам принадлежал к монашескому ордену.

  Архат 15 век бронза                                                                                     Манджушри 12 век бронза

 Начиная с X в., периода закрепления буддийского уче

ния в Тибете, изваяния Будды и идамов были в основном бронзовыми, размещались на каменных постаментах, и атрибуты божеств также были бронзовыми.

  Будда Шакьямуни 11  век бронза                                                            Лама Дордже 12 век бронза

Соблюдая каноны пропорций, скульпторы оставляли изваяния неодетыми и без инкрустации.

При ламе Цзонхаве для скульптур стали использовать драгоценные материалы, такие как золото и серебро.

    

  Гьялва   17 век бронза                                                                Шенлха О кар 17 век бронза

Медное и бронзовое литье было сохранено, однако статуи украшались сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. На голову бронзового идама, как правило, воздвигалась золотая корона, со вставками из яхонта, изумруда, рубина и, особенно часто, бирюзы.

 Гухьясамаджи  Золото 15 век                                                             Ганапати 17 век золото с инкрустацией

Другие атрибуты – серьги и подвески, браслеты и ожерелья, изготовленные из драгоценных металлов, – также надевались на бронзовые тела. Минеральные красители использовались для раскрашивания частей статуи (лицо, волосы и пр.).

  Бодхисатва 12 век металл с позолотой                                             Майтрея 13 век бронза

Затем тела бронзовых статуй стали покрываться тончайшим слоем кованого золота, а позже стала использоваться техника золотого напыления.

Шадакшвари Лакешквара 14 век позолоченное серебро и бирюза

Золочение металлических статуй производилось с использованием натурального золота. Иногда золото было нанесено на поверхность изваяния таким толстым пластом, что от его поверхности отваливались маленькие крупинки.

Ваджрасаттва 14 век латунь с золотом

  Майтрея 18 век, бронза с золотой инкрустацией                                 Амитаюс Будда 15 век, медь, позолота

Эти крупинки назывались «шал-сэр» (zhal-gser, «личное золото»), они имели особое духовное значение, дорого ценились и предназначались впоследствии только для золочения живописных изображений. В этот же период стало принято облачать скульптуры в богатые парчовые и шёлковые одежды.

 Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй  особый костюм из драгоценной парчи. Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же  надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями.  Иногда  из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Чаще всего богато одевают и расписывают редкие, драгоценные  статуи, которые к тому же помещают так высоко, что они фактически становятся недоступными для обозрения.

Статуя Будды Шакьямуни которую привезла китайская принцесса

Танская принцесса прибыла в Тибет в 641 году. Главное сокровище, которое она привезла в Тибет, — огромная статуя Будды, называемая тибетцами Джово.

Для этой статуи (существующей и поныне) в 653 году, спустя четыре года после смерти Сронцена Гампо, царица Бхрикути выстроила в Лхасе знаменитый храм Джокханг; для его возведения были привлечены непальские мастера.

  Амитабха  18 век, бронза, драгоценный камень                               Ваджрадхара 15 век медь, серебро, камень

Статуи буддийских божеств создавали не только из бронзы, а также из различных материалов: дерева, глины, камня, и из быстро твердеющих смол. Статуи расписывали либо целиком, либо частично; может быть расписана только голова и некоторые атрибуты.Сама роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. Зачастую при изучении особо почитаемых и старинных статуй видно, что изначальные очертания лица практически стерты многочисленными слоями золота.

  

 Дзонкапа 19 век медь                                                                      Дрогми Лацава 16 век бронза 

Скульптура Тибета, так же, как и живопись, связана с буддийским культом. В различных местах встречаются высеченные в скалах и раскрашенные яркими красками рельефы с изображением буддийских святых. В насыщенную декоративность храмового убранства металлическая скульптура вносит торжественное сияние позолоты, строгость незолоченых, покрытых темной патиной фигур.

Сонгцен Гамбо и его жены — непальская и китайская принцессы

Скульптуры традиционно делались в восковых формах. Глина заливалась в восковую форму, а затем воск растапливался. Металлический отлив в глиняной форме делался обычно из чистой меди. Встречаются очень старые изображения, отлитые в колокольном металле – смеси сплавов меди, серебра и олова.

 

  Манджушри 13 век бронза                                                                 Ваджрапани  14 век метал

После отливки, изображения золотят. Затем их, как правило, подкрашивают яркими красками. Иногда украшения божеств инкрустируют драгоценными камнями, а волосы, губы и глаза часто раскрашивают. Существует специальная «церемония открытия глаз», также как и с тханками, когда рисуются глаза божества.

   Тара, 14 век.бронза серебро                                           Ачала 13 век металл

Статуи полые, и после того, как им «открыли» глаза, они подвергаются другой церемонии – наполнения реликвиями и мантрами. Прежде чем запечатать дно статуи в самую последнюю очередь в нее кладут немного драгоценных камней как знак богатства. Именно поэтому статуи часто ломали те, кто рассчитывал найти там драгоценности.

   

     Ваджракила  16 век бронза                                                                                              Авалокитешвара 10 век медь, серебро                                                                  

                                                        Падмасамбхава 17 век металл 

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников. Если в Индии и в Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из камня или алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем, а затем в скульптуре стали использовать широкую палитру всевозможных материалов.

 Джордже Гьялпо 13 век металл                                                                                       Авалокитешвара 10 век медь, серебро

У появившихся позднее металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях — вся статуя покрывалась сусальным золотом. У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. 

 Тара 17 век серебро, драг.камни                                         Дхритараштра 17 век дерево

Вирудхака 17 век дерево                                                                    Вайравана 17 век дерево

В наши дни статуи расписываются точно также:  у металлических голова, а  гипсовые и керамические — целиком. Деревянные статуи при желании могут быть загрунтованы и расписаны целиком

Существует масса тибетских преданий, в которых говорится о том, как статуи Будд оживали — плакали в трудные для тибетцев времена  или разговаривали. Во времена, когда  царь Лангдарма пытался уничтожить Дхарму в Тибете, многие буддийские скульптуры разрушались, и иногда на сломах выступала кровь. Но это лишь добавляло тибетцам преданности.

 Мавай Сенге 17 век бронза напыление                                              Кунзанг Кьялва 16 век, бронза , камень

В Лхасе находится знаменитая статуя, которую тибетцы зовут Джово. Эта статуя была сделана в Индии и морем была переправлена в Китай. Китайский император относился к статуе с великой преданностью и во всех своих делах и проблемах советовался с ней, поскольку в те времена статуя могла разговаривать. 

  

Тара17 век. бронза                                                            Будда 18 век, бронза

 Тибетский царь Сонгцен Гампо решил жениться на дочке китайского императора, и, отправляясь в Тибет, она взяла с собой из Китая статую Джово. Чудесным образом огромная скульптура стала совсем легкой. Однако царевна взяла Джово без разрешения своего отца, и когда он обнаружил пропажу, то огорчился  и сделал пожелания, из-за которых статуя перестала разговаривать.

В Тибете существует множество подобных историй, описывающих чудесные силы древних статуй и показывающих, что для тибетцев буддийская статуя представляет собой гораздо больше, чем простой объект искусства.

 

Миларепа 14 век сплав меди                                            Падмасамбхава 15 век, медный сплав, позолота

Бронзовые изваяния стали со временем неотъемлемой частью тибетской культуры и религии, а скульптурная традиция распространилась далеко за пределы страны. В любом из храмов Тибета центральными объектами поклонения являются статуи – Будды и других персонажей пантеона, выполненные либо из металла с инкрустацией, либо из глины, либо из папье-маше и даже иногда встречаются статуи из слоновой кости.

Падмасамбхава 17 век, слоновая кость

 Применялись не только металлические сплавы, такие, как «сплав пяти драгоценных металлов», куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец, а также сплавы, в которых присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть. Процесс состоял из смешения в определенных пропорциях, плавки, придания формы (резьба, литье и пр.) и завершающих ритуалов

 

Ботхитсаттва 11 век   бронза с позолотой                                                         Авалоккитешвара  13 век  сплав меди

Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища. После этого статуя, как правило снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом) и считалась «живой». Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала – бронзы, дерева или глины. Статуи в храме Рамоче и Большого Будды в Чжокханге недалеко от Лхасы явились первыми такими образцами.

     

Махасиддха 14 век, латунь                                                                                   Трисонг Децен 14 век медный сплав

  

                                                         Махасиддха     Вирупа 16 век папье-маше    Махасиддха Сараха 15 век сплав меди с золотом

   

Монах 12 век, латунь                                                                                           

Кроме скульптур, воспроизводящих пантеон и Будду, большое распространение получила скульптура анималистическая, воспроизводящая реальных и мифических животных. Львы, тигры, гаруды и драконы обычно изображаются у ворот монастырей и храмов, а также на ступах, стенах, крышах строений

Конечно же наибольшее развитие в тибетском искусстве все таки  получила металлическая скульптура

        Падмасамбхава 15 век бронза                                                               

Иконометрический (размерно-пропорциональный) и иконнографический канон содержал детально разработанную систему мер, уже описанную в первой части при написании картин .Однако, несмотря на это, каждая скульптура сугубо индивидуальна и неповторима.

Кармапа 16 век, позолоченная медь

 В скульптуре Западного Тибета XV-XVIII вв. выразительность изображения достигается за счет силуэта. Пластика этой группы представляет отдельно сложившийся в Тибете стиль, независимый от прямого подражания индийским и непальским школам.

  Ваджрадака 18 век, бронза                                                                    Дзанкапа 18 век, бронза                                                        

Буддийская  скульптура являет поразительное разнообразие стилей. Эти произведения  отразили грандиозный процесс развития различных школ искусства северного буддизма. 

Портрет Драгпа Гьялцена (1147—1216) — пятого главы ордена Сакья. XVI в бронза с позолотой

Представленные здесь фото взяты из каталогов различных музеев и частных коллекций всего мира, которые насчитывают сотни тысяч экземпляров. Жаль, что такое богатейшее наследие оказалось в основном за приделами своей страны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ следует...

 

Серия сообщений "Скульптура":

Серия сообщений "Разные страны Азии":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments