Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Искусство ювелира Джоржа Фуке и художника Альфонса Мухи

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Искусство ювелира Джоржа Фуке и художника Альфонса Мухи

 Сегодня речь пойдет не об одном создателе уникальных золотых ювелирных украшений, а о творческом союзе художника Альфонса Мухи и потомственного ювелира Жоржа Фуке.

Альфонс Мариа Муха (24 июля 1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

Они начали работать вместе в 1900 году, когда Фуке недавно открыл собственную ювелирную мастерскую и готовился к участию к выставке в Париже, и попросил у Мухи сделать эскизы для его работ. Муха в то время уже зарекомендовал себя в Европе как художник и создатель рекламной продукции: особенно популярны были его женские образы — девы славянской и персидской внешности, с загадочными взглядами, неуловимо лукавыми лицами и сияющими волосами. За эту выставку Фуке получил золотую медаль, которая надолго скрепила союз живописца и ювелира.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е

Брошь с шершнем, Жорж Фуке, 1901(Золото, эмаль; Музей Виктории и Альберта, Лондон)

Золотые кольца с растительными орнаментами, заколки для волос в виде бабочек, и конечно же, броши и подвески с медальонами, на которых были изображены неповторимые фантастические красавицы Альфонса Мухи — вот обычный ассортимент магазинчика Фуке, который до сих пор существует в Париже, как достопримечательность и образец стиля. Лотосы и орхидеи чаще всего встречались в цветочных орнаментах этих ювелирных изделий: лотосы, изображенные в древнеегипетской манере, попадали на булавки и заколки для волос, а орхидеи превращались в брошки из перламутра, жемчуга и эмали.

«Орхидея»,Жорж Фуке, 1900 (Золото, эмаль, рубины, жемчуг; собрание Андерсон, Великобритания)

Также, как и Лалик, Фуке ценил бесформенные барочные жемчужины, прозрачность стекла, мерцающие опалы и переливчатый перламутр в сочетании с яркой эмалью и металлом. Но если у Лалика пеобладали европейские мотивы — греческие нимфы и кельтские фейри — то в работах Фуке и Мухи читались восточные, африканские и чешско-славянские образы и орнаменты.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль

Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

В 1923 году у фирмы начали падать доходы и сотрудничество Фуке и Мухи прекратилось. Поздние работы мастера более традиционны и лаконичны по дизайну: вкусы публики изменились, и с этим ничего нельзя было сделать. Но до сих пор по всему миру коллекционеры особенно ценят работы тандема Фуке-Муха, за их волшебную красоту и аромат эпохи art nouveau. 

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

Спустя треть века после обретения всемирного признания Ювелирный Дом Фуке все же был разорен. Однако на протяжении всей своей деятельности, а это чуть более 40 лет, Жорж Фуке и его сын Жан не только вывели компанию в лидеры, но и оставили после себя яркий след.

Вернемся в самое начало этого союа

Основателем Ювелирного дома Фуке был отец Жоржа – Альфонс. С одиннадцати лет он трудился на ювелирном поприще – сначала подмастерьем (поступил на службу к ювелиру в знаменитом парижском квартале Марэ в 1838 году), а спустя 5 лет начал самостоятельно выполнять заказы.

Известность к старшему Фуке пришла в 1855 году – когда он стал победителем конкурса по созданию наилучшего головного убора – свадебного подарка для вступающего на трон правителя Египта. Этот конкурс проходил в рамках Всемирной выставки в Париже. А спустя 5 лет после обретения славы, Альфонс открыл свой первый магазин. Украшения, создаваемые Альфонсом Фуке, были оформлены в венецианском стиле.В 1880 году мастер увлекся только набиравшим в те временя популярности неоклассическим стилем – Ар Нуво. За 5 лет до своего ухода Альфонс считался самым блестящим ювелиром в Париже. В 1895 году ювелирной компанией стал управлять его сын – Жорж. 

Стиль Ар Нуво стал для Жоржа основным направлением, в котором он создавал свои украшения. Сотрудничество в тандеме с чешским дизайнером Альфонсом Мухой принесло ювелирному дому Фуке еще большую популярность, чем было при отце. В 1900 г. украшения тандема Фуке-Муха были высоко отмечены на Всемирной выставке – это была одна из главнейших экспозиционных площадок тех времен.

Начиная с 1900 года, под брендом Фуке создавались исключительной красоты украшения с растительными орнаментами, изображениями нимф, фейри и сказочных животных. ло создано для легендарной Сары Бернар к премьере ее спектакля «Медея».

Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.

Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
Альфонс Муха

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.


Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза".А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»… Продолжение читайте в нашей биографии.

Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.

Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.

Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил? 

А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза, позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе

Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.

 
 
Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.
 
 
Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900.Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
 
 
Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж
Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж
 
 
 
Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг
 
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке
Альфонс Муха
 
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.
 
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни
 
А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.
 
 
Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.
 
 
Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!
 
 
Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!
 
 
Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже
 
Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.
 
 
 
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха
 
 
А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899, акварель, карандаш
Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899
 
 
Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке
Альфонс Муха
 
 
В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи
 
 
 
 
 
Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию, живопись, графику, фрески, ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник, единственной его целью был поиск красоты.
 

Серия сообщений "Прикладное искусство":

Серия сообщений "Ювелирика ":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments