Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Искусство Тибета Часть 2 (продолжение)

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Искусство Тибета Часть 2 (продолжение)

Отдель­ным и край­не ори­ги­наль­ным тибет­ским жан­ром искусства  явля­ет­ся так назы­ва­е­мая мас­ля­ная скульп­ту­ра, кото­рая раз­ви­лась из под­но­ше­ний–тор­ма (её дела­ли буд­дий­ским боже­ствам по празд­ни­кам).


Тех­но­ло­гия про­из­вод­ства такой скульп­ту­ры (Suyou hua) суще­ству­ет до сих пор. Она изго­тав­ли­ва­ет­ся из мас­ла моло­ка яков, кото­рое сме­ши­ва­ют с цам­пой (мяки­ша из жаре­ной ячмен­ной муки и тибет­ско­го чая), полу­чая эла­стич­ное тесто, в кото­рое добав­ля­ют раз­ные нату­раль­ные кра­си­те­ли и лепят не толь­ко фигур­ки боже­ств, но даже целые скульп­тур­ные ком­по­зи­ции.

Эта край­не эфе­мер­ная скульп­ту­ра выстав­ля­ет­ся в хра­мах зимой и толь­ко ночью — (в дру­гое вре­мя она может попро­сту рас­та­ять ), — и слу­жит нагляд­ным  сим­во­лом быст­ро­теч­но­сти и иллю­зор­но­сти бытия. Тра­ди­ции, име­ю­щие мно­го­ве­ко­вую исто­рию, сохра­ня­ют­ся у жите­лей Стра­ны Сне­гов до сих пор.

Худо­же­ствен­ные при­е­мы и навы­ки созда­ния мас­ля­ных скульп­тур пере­да­ва­лись от учи­те­ля к уче­ни­ку, искус­ство. Но, если для  веру­ю­щих мас­ля­ные ста­туи — объ­ект покло­не­ния и обра­ще­ния к богам, то для путе­ше­ствен­ни­ков – ско­рее, воз­мож­но­сть полю­бо­вать­ся древним мастер­ством, дошед­шим до наших дней.

Напри­мер, в празд­ник фона­рей, кото­рым завер­ша­ет­ся празд­но­ва­ние Ново­го года по лун­но­му кален­да­рю, ламы из мона­сты­ря Гьюд­мед, осно­ван­но­го в 1433 году, еже­год­но устра­и­ва­ют в сво­ей оби­те­ли выстав­ку ста­туй.

Как пра­ви­ло, тут пред­став­ле­ны тра­ди­ци­он­ные баре­лье­фы из мас­ла, ста­туи Буд­ды, буд­дий­ских боже­ств и пер­со­на­жей из исто­рии Тибе­та. Тра­ди­ци­он­ные баре­лье­фы из мас­ла, выстав­лен­ные в мона­сты­рях Гью­то и Гьюд­мед: Счи­та­ет­ся, что скульп­ту­ры из мас­ла впер­вые появи­лись в реги­о­не рас­про­стра­не­ния рели­гии сек­ты Бон око­ло полу­то­ра тысяч лет тому назад.

Леген­да гла­сит, что когда в 641 году прин­цес­са дина­стии Тан (618–907) отпра­ви­лась в Тибет, что­бы стать женой коро­ля Сон­г­це­на Гам­по, она при­вез­ла с собой скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние Сакья­му­ньи, кото­рое затем было уст­нов­ле­но в хра­ме. В знак ува­же­ния жите­ли Тибе­та поло­жи­ли жерт­во­при­но­ше­ния к ногам Буд­ды, но так как в это вре­мя года не было ни цве­тов, ни фрук­тов, они сде­ла­ли их из мас­ла.

Пона­ча­лу мас­лян­ная скульп­ту­ра была при­ми­тив­на, а мето­ды ее изго­тов­ле­ния доста­точ­но гру­бы. При­мер­но в 16 веке в мона­сты­ре Тар были осно­ва­ны две шко­лы для обу­че­ния мона­хов это­му искус­ству. Мона­хи упор­но тру­ди­лись и обу­ча­ли друг дру­га пре­одо­ле­вать труд­но­сти, посте­пен­но обо­га­щая это искус­ство, как с точ­ки зре­ния фор­мы, так и содер­жа­ния.



Перед тем, как при­сту­пить к про­цес­су созда­ния скульп­ту­ры, мона­хи выпол­ня­ют омо­ве­ния и участ­ву­ют в осо­бом рели­ги­оз­ном ритуа­ле. После это­го они обсуж­да­ют сюжет скульп­ту­ры, раз­ра­ба­ты­ва­ют ее идею и план и рас­пре­де­ля­ют рабо­ту меж­ду собой.

Толь­ко после это­го они захо­дят в поме­ще­ние с тем­пе­ра­ту­рой ниже нуля и при­сту­па­ют к рабо­те. Сюже­ты мас­ля­ных скульп­тур чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны. Чаще все­го они пред­став­ля­ют собой раз­лич­ные буд­дист­ские сим­во­лы, пер­со­на­жей мифов и легенд, птиц, живот­ных.

В сего­дняш­нем Тибе­те, когда мона­сты­ри ста­ли при­вле­ка­тель­ны­ми объ­ек­та­ми тури­сти­че­ско­го инте­ре­са, созда­лась прак­ти­ка, когда мас­ля­ные скульп­ту­ры поме­ща­ют­ся в закры­тые стек­лян­ные сосу­ды, где под­дер­жи­ва­ет­ся низ­кая тем­пе­ра­ту­ра; в таком слу­чае они могут сохра­нять­ся срав­ни­тель­но дол­го

В наши дни для скульптур монахи уже используют индийское растительное масло «далда», которое более устойчиво к высокой  температуре

.


И еще немного интересного про Тибетскую статую.

 В 1938 году экспедицией под руководством Эрнста Шефера (Ernst Schäfer), проводимой при поддержке Генриха Гиммлера в Тибете была обнаружена статуя, известная под названием Iron Man (Железный человек)Как именно была найдена скульптура, неизвестно. Экспедиция привезла ее в Германию, где она многие годы находилась в частной коллекции. Находка стала доступна для изучения после продажи на аукционе в 2007 году. Ее исследовали ученые Штутгартского университета под руководством Элмара Бухнера. По их мнению, скульптура была вырезана из фрагмента метеорита Чинга, который упал на границе Сибири и Монголии около 15 тысяч лет назад. Это был атаксит — железный метеорит редкого типа, содержащий большое количество никеля.

Вес статуи составлял 10.6 кг. Элмер Бухнер (Elmar Buchner) и коллеги предположили, что художник, создавший статую из очень тяжёлого метеорита, вероятнее всего знал о специфическом происхождении материала. Они прокомментировали этот факт следующим образом: «В доисторические времена многие культуры падение метеоритов связывали с посланием свыше»

Как считает Элмер Бухнер, статуя была создана около 1000 лет назад. Однако точный возраст статуи на данный момент учёные не определили.Статуя Вайшравана — единственное изображение человека, вырезанное из метеорита. В силу своей уникальности находка была объявлена бесценной.

Источники:

http://www.tibethouse.ru/2007/buddhism-02.htm

http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1368385933.pdf

 Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV–VIII вв. в общем пространстве "классической" скульптуры античного типа. М.: КомКнига, 2005. 200 с.

 Рерих Н.К. Искусство Тибета. В кн.: Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000. 232 c.

Огнева Е.Д. Жанры в тибетском искусстве // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 87-97

Бадмажапов Ц.-Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм. Теория и практика. – Новосибирск: Наука, 1995. – С. 197-206.

http://www.360doc.com/content/14/0525/17/272322_380773736.shtml

https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/tab/ru/Искусство_Тибета

http://www.himalayanart.org/items/88803

http://libed.ru/knigi-nauka/380562-5-iskusstvo-tibeta

http://diss.seluk.ru/di-iskusstvovedenie

https://himalayanbuddhistart.wordpress.com

http://old.archeo-news.ru/2012/09/blog-post_7297.html

 

 

Серия сообщений "Скульптура":

Серия сообщений "Разные страны Азии":

Серия сообщений "Архитектурная живопись":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments