Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Неравный брак и судьба пасхальных яиц Фаберже коллекции Кельхов

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Неравный брак и судьба пасхальных яиц Фаберже коллекции Кельхов

 

Предметы искусства, кроме их немедленного визуального воздействия на зрителя, всегда несут в себе скрытое содержание. Очевидная красота изде­лия — на его поверхности, его совершенство обеспечено безупречностью вла­дения материалом и виртуозностью работы. Но за всем этим есть второй план, на котором располагаются невидимые действующие силы, так или иначе пред­определившие историко-культурный генетический фонд данного предмета. Знакомство с этим вторым планом обогащает наше эстетические восприятие вещи, соединяя нас с источником ее происхождения.

«Яйцо с панелями» (или Двенадцать панелей) — ювелирное яйцо, одно из семи пасхальных яиц Кельха, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха.Яйцо с панелями было создано по заказу Кельха в 1899 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху 1899 года. 

Яйцами Фаберже супруги после развода  более не интересовались, а мадам Кельхвывезла коллекцию ювелирных пасхальных яиц в Париж. В 1920 «Яйцо с панелями» — одно из 6 Яиц Кельха, проданных в Париже Ла Вииль Русси. В 1933 продано Королю Георгу V и подарено им на Рождество 1933 года королеве Мэри, Великобритания. В 1953 году унаследовано королевой Елизаветой II, хранится в Британской королевской коллекции


Наследие дома Фаберже было вызвано к жизни не одной только инициати­вой художника и предпринимателя, основавшего мастерскую и создавшего рынок для ее изделий. Энергия времени, освоение минеральных богатств Рос­сии, подъем коммерции и культуры, наконец, стоящие в центре этих процессов личности, так или иначе предопределили то, что эстетически кристаллизова­лось в феномене Фаберже.
Среди оригинальных владельцев, чьи имена увековечены в изделиях Фа­берже, фамилия Кельх связана со второй по величине коллекцией пасхальных яиц. Первенство принадлежит собранию императорской семьи.


Странным и интригующим является то, что имя Кельх вовсе не принадле­жит ни к знатному роду, ни даже к сколь-либо богатой семье. Исследователи Фаберже, для которых имя Кельх имеет лишь служебно-атрибутивное значе­ние, с небрежной легкостью называют его «сибирским золотым магнатом» (Геза фон Габсбург, Александр фон Солодков), обманываясь тем, что группа пасхаль­ных яиц, принадлежавших жене А. Ф. Кельха, Варваре Петровне, урожденной Базановой, значится, по их предположениям, его подарками ей.

«Сосновая шишка» — пасхальное яйцо, ювелирное изделие, изготовленное в 1900 году фирмой Карла Фаберже по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха, который подарил его своей жене Варваре Петровне Базановой-Кельх.В 1929 году яйцо было продано частному коллекционеру в США. На аукционе Christie's в Женеве в 1989 году его приобрела за 3,1 миллиона долларов Джоан Шаг, вдова бывшего управленца корпорации McDonald’s. Во время торгов Шаг была на телефонной связи со своим представителем на аукционе. Позже Шаг рассказала New York Times: «Я была в восторге, когда мне сказали, что я приобрела яйцо».

В 1997 году яйцо «Сосновая шишка» из коллекции Джоан Шаг выставлялась на аукционе Christie's в Нью-Йорке, но не было продано, поскольку за него не предлагали больше 2,8 миллионов долларов, тогда как по предварительной оценке стоимость составляла 3,5-4,5 миллионов долларов


Биографические сведения об Александре Фердинандовиче (Федоровиче) Кельхе скудны, и сама эта скудость и даже полное отсутствие фактов последне­го периода его жизни рисует скорее тень, нежели полноценный портрет. Однако эта тень в своей загадочности привлекает внимание и симпатию.

Подробное знакомство с архивными данными о А. Ф. Кельхе обнаружива­ет, что он вовсе не был ни магнатом, ни даже совладельцем имений и капита­лов, в действительности принадлежавших его жене, наследнице семьи Базановых, владевшей золотыми приисками на Лене и сибирским пароходством.А. Ф. Кельх происходил из немцев лютеранского вероисповедания. Его отец, Фердинанд Каспарович Кельх, был статским советником и по долгу служ­бы часто менял местожительство. Орден св. Станислава, которым был награж­ден отец, одновременно приносил его кавалеру дворянство. Родился Александр Кельх в городе Чугуеве Харьковской губернии 15 февраля 1866 г.

Ему была уготована военная карьера. Выпускник Московского университета, он закон­чил Четвертый московский кадетский корпус. 24 апреля 1892 г. старший брат Александра, Николай Кельх, женится на Варваре Петровне Базановой. Брак оказывается коротким — вскоре Николай умирает, и в 1894 г. Варвара Петровна Базанова-Кельх выходит замуж за младшего брата, Александра Фердинандовича.

«Рокайль» («Рокайльное») — пасхальное яйцо, ювелирное изделие, изготовленное в 1902 году в Санкт-Петербурге фирмой Карла Фаберже по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх.Сюрприз в форме гравированного сердца с тремя миниатюрами внутри похож на сюрприз «Розово-лилового» яйца. В раскрытом состоянии сердечко напоминает лепестки цветка. Стоит сюрприз на трёх золотых ножках. Сюрприз сделан из золота, алмазов и белой эмали. С одной стороны сердечка алмазные инициалы «B.K.» (Варвара Кельх), а с другой стороны дата — «1902». Миниатюры, первоначально содержавшиеся в трёх рамках, теперь отсутствуют..

С 1949 по 1958 год яйцо оставалось в собственности магнатов Джека и Белль Лински, владельцев компании Swingline, пока их снова не приобрела «A La Vieile Russie».С 1962 по 1997 год яйцо находилось в частной коллекции в США. Яйцо не демонстрировалось публике более 30 лет.В июне 1995 года яйцо было выставлено на продажу в Лондоне, но его никто не приобрёл. В 1997 году оно было продано некоему американцу, при участии Линетт Пролер.В 2012 году оно было куплено Фондом Артура и Дороти MакФеррин. Сейчас яйцо выставлено в Музее естественных наук Хьюстона.


Оба замужества Б. П. Базановой представляют собой типичный вариант, не раз служивший сюжетом трагических или комических — в зависимости от жанра — историй в русской литературе и изобразительном искусстве. Купечес­кое сословие охотно вступало в родство с дворянством, соединяя нажитый капитал с аристократическим статусом. Можно предположить, что и это был такого рода брак. Сословная ли или какая-нибудь иная несовместимость Кельха с Базановой-Кельх сказалась в том, что они в первые годы супружества не живут вместе. 

Варвара Петровна жила в Москве на Моховой, 66, — этот дом и по сей день зовется домом Базановых, — в то время как Александр Кельх, оставаясь на военной службе в чине корнета Отдельного корпуса под командо­ванием графа Ф. Ю. Витте, проживал в Санкт-Петербурге на Большой Мор­ской, 53.

Базановы были достаточно известны как в Москве, так и среди сибирских промышленников. В 1860 г. дед Варвары Базановой Иван вместе с Яковом Немчиновым и Михаилом Сибиряковым основан Компанию промышленности, впоследствии объединявшую Ленские золотые прииски и Ленско-Витимское пароходство. По смерти отца Варвара Петровна вместе с матерью Юлией Ива­новной становится наследницей семейного состояния.

Участие А. Ф. Кельха в сибирском деле ограничивалось его членством в совете директоров компании. По существу, как явствует из документов, Алек­сандр Фердинандович все годы своего брака с Варварой Петровной был управ­ляющим ее делами — как ее долей в сибирских предприятиях, так и ее петер­бургской недвижимостью.


В 1896 г. Келъхи покупают дом в Петербурге на Сергиевской улице, 28. Дом был приобретен за 300 000 рублей у потомственного почетного граждани­на Кондояки — деньги были из базановских средств и сам дом был записан на имя Варвары Петровны.

Вчера я ставила  подробный пост об этом доме...

Супру­ги продолжают жить врозь, она — в Москве, он — в Петербурге. Варвара Кельх в ту пору, как и позднее, активно занимается благотворительной деятельнос­тью. В альманахе «Вся Москва» она числится патроном Общества для пособия нужд сибиряков и сибирячек, учащихся в учебных заведениях Москвы и Общества для пособия нужд студентов Императорского московского университета.

По документам ясно, что имущественное положение четы Кельх оставалось таким же, каким оно было до заключения брака: недвижимость и ценные бумаги прочно находились в руках жены, а муж продолжал сохранять положе­ние служащего, поначалу только по военному ведомству, а потом — также и в качестве управляющего делами своей супруги.Спустя два года после покупки дома на Сергиевской (в современном ре­естре памятников архитектуры он так и числится домом Кельхов) Варвара Петровна переезжает наконец в Петербург. Однако, согласно альманаху «Весь Петербург», проходит еще два года, прежде чем супруги упоминаются прожива­ющими по одному адресу. 

К тому же 1898 г., когда Варвара Кельх становится петербургской житель­ницей, относятся первые заказы Кельхов у Фаберже — так называемое яйцо «с курочкой», а также столовый сервиз.

Яйцо Фаберже «Куриное Келча»

«Курочка Кельха» — пасхальное яйцо, ювелирное изделие фирмы Карла Фаберже, изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год. Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца.В настоящий момент яйцо находится на территории России в частной коллекции Виктора Вексельберга.

«Курочка Кельха» была изготовлена ювелиром Михаилом Перхиным. «Курочка Кельха» напоминает императорскую «Курочку», первое яйцо Фаберже, но оформленное уже гораздо более роскошно, и превышает императорскую «Курочку» по размерам. Таким же подражанием царской семье выглядит и сам факт подношения жене драгоценного яйца на Пасху.

«Курочка Кельха» было впервые идентифицировано как яйцо, заказанное Кельхом, в начале 1920-х годов, когда оно было приобретено Леоном Гринбергом, представителем фирмы «A La Vieille Russie», у ювелира Моргана в Париже вместе с пятью другими пасхальными яйцами того же происхождения. Эта информация вместе с фотографиями, документирующими произведение Фаберже, была опубликована в 1979 году


Каким образом Кельхи становятся заказчиками Фаберже, не совсем ясно. Возможно, что его работами их заинтересовал Карл Шмидт, который был сыном двоюродной сестры знаменитого ювелира и строителем его дома на Б. Морской, 24, и дачи в Осиновой Роще.

Естественно предположить своего рода органическую деловую связь компаний Фаберже и Базановых — послед­ние могли прямо или косвенно быть поставщиками золота и драгоценных камней для мастерских Фаберже. Известную роль могло сыграть и то, что Варвара Петровна активно участвовала в деятельности благотворительных обществ, патронами которых были члены царской семьи.

В связи с этим уместно заметить, что некоторые из предметов кельховской коллекции были подражаниями императорским. Таким же подражанием царской семье выгля­дит и номинальный факт дарения жене драгоценного пасхального яйца — при очевидном имущественном неравенстве супругов акт такого подношения ка­жется чисто внешним.

«Цветы яблони» (другие названия: «Яблоневый цвет», «Нефритовое», «Нефритовая шкатулка») — пасхальное яйцо, ювелирное изделие фирмы Карла Фаберже, изготовленное в 1901 году по заказу российского промышленника Александра Кельха как пасхальный подарок для его жены Варвары Кельх. 

В 1910-х годах Варвара Кельх переехала в Париж и забрала с собой все семь пасхальных яиц Фаберже. Шесть из них, в том числе «Яблоневый цвет», в 1920 году приобрела парижская галерея «A La Vieile Russie». В 1928 году его приобрел неизвестный покупатель из Соединенных Штатов и до 1994 года оно находилось в частной коллекции в США. В 1994 году на аукционе Christie's в Женеве его приобрел анонимный покупатель из России. В ноябре 1996 году яйцо снова было выставлено на аукционе Christie's в Женеве и было продано Адульфу Петеру Гоопу, коллекционеру из Лихтенштейна, который собрал крупнейшую в мире коллекцию пасхальных яиц (примерно 3000 штук))

В июне 2010 года Адульф Петер Гооп всю свою коллекцию произведений искусства, включая яйцо «Яблоневый цвет», передал в дар Правительству Княжества Лихтенштейн.Коллекция Адульфа Петера Гоопа находится в фондах Национального музея Лихтенштейна (Вадуц)[5], а пасхальное яйцо «Яблоневый цвет» размещено в постоянной экспозиции в "Сокровищнице Лихтенштейна" - подразделении Национального музея Лихтенштейна.

Естественно предположить, что ежегодные, с 1898 по 1904 гг., заказы чрезвычайно дорогостоящих пасхальных подарков у Фаберже осуществлялись на деньги Базановой.

Вряд ли А. Ф. Кельх обладал достаточны­ми собственными средствами, чтобы позволить себе такую в буквальном смысле царскую роскошь: в 1898 г. Александр Фердинандович продолжал служить в чине корнета Отдельного пограничного корпуса, по-прежнему проживая отдельно, на Большой Морской, 53, а в 1899 г. — на Английской набережной, 22.


В 1900 г. супруги Кельх упоминаются во «Всем Петербурге» живущими по одному адресу — Сергиевская, 28. Казалось бы, с этих пор начинается пора благополучия и устроенности: в 1900 г. А. Ф. Кельх числится уже в чине титу­лярного советника, позднее становится членом, а затем и председателем Ком­пании промышленности, а также Сибирского и Ленско-Витимского пароходства. Варвара Петровна неизменно фигурирует в качестве члена благотворитель­ных обществ. Запись 1901 г. аттестует ее как личную дворянку, жену титуляр­ного советника, домовладелицу Сергиевской, 28, члена Дамского лазаретного комитета Российского общества Красного Креста.


Со следующего же 1902 г. она уже именуется женой отставного поручика. К 1905 г. появляются первые свидетельства финансового неблагополучия. Последнее, седьмое пасхальное яйцо было заказано у Фаберже в 1904 г. В 1905 г. дом на Сергиевской заложен за 700 000 рублей А. Ф. Кельхом по доверенности жены, которая в это время уже не находится в Петербурге.

Яйцо-часы «Шантеклер Кельха» — ювелирное яйцо, последнее из семи пасхальных яиц Кельха, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха мастером Михаилом Евлампиевичем Перхиным на протяжении 1898—1904 годов. Яйцо «Шантеклер Кельха» было создано по заказу Кельха в 1904 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху. Хранится Фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва.

В 1920 яйцо-часы «Шантеклер Кельха» — одно из 6 пасхальных яиц коллекции Кельх, проданных в Париже Ла Вииль Русси. В 1928 продано неизвестному покупателю из Соединенных Штатов. С 1949 года принадлежало доктору Морису Сандозу (Швейцария). В 1958 собрание покойного доктора Сандоза, приобретено Ла Вииль Русси (Нью-Йорк). На протяжении 1960—1966 годов яйцо-часы входило в собрание Ландселл K. Кристи (Нью-Йорк). С 1966 года — коллекция Форбса (Нью-Йорк). В 2004 году выставлено на аукцион Сотбис, Нью-Йорк, где приобретено Виктором Вексельбергом (Москва), хранится Фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва.

В 1907 г. (согласно архивным документам) А. Ф. Кельх не в состоянии выплатить долг. Кредитор, потомственный почетный гражданин Гинсбург, дает ему от­срочку до марта 1908 г. под залог собственности жены, то есть ее дома на Сергиевской вместе со всей квартирной обстановкой. В описи предметов, находя­щихся в доме, веши Фаберже не упоминаются. Вероятно, Варвара Петровна к этому времени уже уехала в Париж вместе со своей коллекцией изделий.

Сибирские финансы обнаруживают признаки упадка, адресом А. Ф. Кель­ха становится Михайловская, 1 (Европейская гостиница), Варвара Петровна, все еще значащаяся домовладелицей заложенного дома на Сергиевской, 28, и живущая, по словам Кельха, в Париже, в других документах того же времени указана проживающей с мужем в его собственном доме на улице Глинки, 13. 

Этот адрес — единственный, отмеченный как недвижимая собственность само­го А. Ф. Кельха, но и этот дом оказывается заложенным, а к 1910 г. проданным. В этом же году сибирские предприятия покупает английская компания «Лена Голдфилдс», создаются ликвидационные комиссии, в которые входит А. Ф. Кельх. На протяжении последующих лет его называют в справочниках титулярным советником (1907), затем коллежским секретарем (1908—1912) и наконец — статским советником (что соответствует военному чину полковни­ка, 1913—1917). Похоже, он пытался возместить финансовые провалы возвра­щением статуса государственного служащего.


Наряду с участием в ликвидационных комиссиях А. Ф. Кельх является также и помощником попечителя приюта Елизаветы и Марии, затем, в 1917 г. — Николаевского детского приюта. Как видно, Варвара Петровна, покинув Петер­бург, оставила на Кельха не только финансовые дела, но вручила заботам своего номинального супруга и столь важную для нее раньше благотворитель­ную деятельность. В том, что А. Ф. Кельх, похоже, безропотно принял эту роль на себя, проглядывает характер обязательного, преданного и, наверное, беско­рыстного человека. Это тем более обращает на себя внимание, учитывая, что брак их в лучшем случае носил характер дружеского договора.


Супружество Кельхов, по всем признакам формальное, приходит к концу в 1915 г.: через 10 лет полностью раздельного проживания их брак, согласно православной традиции, можно было счесть аннулированным. По-видимому, из-за антинемецких настроений в России времен Первой мировой войны, 30 ав­густа 1916 г., в день святого Александра Невского, А. Ф. Кельх принимает православие и становится Федоровичем вместо Фердинандовича.

В сентябре 1917 г. он уезжает на восток России. Найти объективные сведения о его жизни с этого момента автору этой статьи не удалось — единственное, на что остава­лось полагаться, это фрагмент судебных записей 1930 г., состоящий целиком из записи речи самого А. Ф. Кельха, тогда уже подсудимого. Даже предполагая абсолютную честность его характера, нельзя не принять во внимание обстоятельства, при которых произносилась эта речь, и естественное желание гово­рящего на суде избежать инкриминирующих моментов для себя и своей жены.


Нижеследующие сведения о Кельхе почерпнуты целиком из этой речи, которая, по моему убеждению, заслуживает доверия.
Очевидно, что ко времени, когда началась экспроприация собственности имущих классов, А. Ф. Кельх, и до того не владевший сколько-нибудь сущест­венной собственностью, уже не владел ничем. Он женится во второй раз на портнихе Александре Горкиной, у которой была десятилетняя дочь.

Все, чем обладал А. Ф. Кельх, был его опыт службы, так или иначе связанный с рудника­ми, и он упорно пытается сохранить эту связь, служа после переезда из Петро­павловска на химическом заводе северной группы рудников Кузнецкого бас­сейна. В 1923 г. предприятие переходит в руки американской компании, после чего А. Ф. Кельх переезжает с семьей в Петроград. Здесь он не смог найти себе никакого применении, семью содержат жена и падчерица, обе поступившие на завод «Невгвоздь» чернорабочими.

«Бонбонье́рка» — ювелирное яйцо, одно из семи пасхальных яиц коллекции семьи Кельх, изготовленных фирмой Карла Фаберже по заказу русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха мастером Михаилом Евлампиевичем Перхиным[.Яйцо «Бонбоньерка» было создано по заказу Кельха в 1903 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху 1903 года.  В 1920 году «Бонбоньерка» — одно из 6 Яиц семьи Кельх, проданных в Париже Ла Вииль Русси. В 1928 году перепродано американскому покупателю. С 1928 по 1990 годы хранилось в частных собраниях на территории Соединённых Штатов Америки. В 1990 году выставлено аукционным домом Christie’s и продано анонимному покупателю[2], по данным Австралийских СМИ приобретено миллиардером Kerry Packer. 27 декабря 2005 года перешло в собственность Керри Пэкера младшего и хранится в частной коллекции в Австралии


Живущая в Париже Варвара Петровна начинает переписываться с бывшим мужем. Несмотря на стесненные обстоятельства (все ее капиталы остались в Москве и, очевидно, были национализированы), она вплоть до 1928 г. каждые 2—3 месяца присылает А. Ф. Кельху деньги. Варвара Петровна помогала и матери, которая оставалась в Москве, где и скончалась в 1926 (?) г. 

1928 г. отмечена продажа всего кельховского собрания из семи пасхальных яиц Фа­берже парижским магазином «А ля Вьей Рюсси».Все эти годы жена и падчерица А. Ф. Кельха продолжают работать на том же заводе «Невгвоздь» чернорабочими. В письмах Варвара Петровна настойчи­во предлагает бывшему мужу приехать к ней в Париж, но что-то держит его на месте — то ли привязанность к новой семье, то ли, по его собственным словам, нежелание быть обузой, то ли неуверенность в своей способности самостоя­тельно зарабатывать на жизнь в чужой стране. 

Неуверенность тем более оправ­данная, что даже в своем знакомом российском окружении он оказался ни на что не пригоден, кроме того, чтобы продавать папиросы. Это была единствен­ная работа, которую мог найти себе А. Ф. Кельх через Биржу труда. Этим он и занимался с 1926 по 1929 гг., пока наконец не получил место конторщика в организации «Рудметаллторг», Последнее местожительство Кельха перед его арес­том — коммунальная квартира № 23 в доме 32/35 по 7-й Советской улице.


Наступило время сталинской индустриализации, сопровождавшееся мас­совыми арестами. Прошлой принадлежности к имущему классу, усугубленной перепиской и получением денег из-за рубежа, было достаточно, чтобы возбу­дить подозрения властей, и в 1930 г. А. Ф. Кельх был арестован и осужден. Здесь прекращается документированная биография А. Ф. Кельха — все мате­риалы, касающиеся выдвинутых обвинений, текста приговора и всей дальней­шей его судьбы остались в архивах КГБ, недоступных автору этой статьи к моменту работы над ней.


Материалы, использованные для этой статьи, находятся в собраниях Санкт-Петербургской Публичной библиотеки (сейчас Российская национальная биб­лиотека). Российского государственного исторического архива и Петербургского института истории.
Наталия Павлова-Кауфман

ЛИТЕРАТУРА

1.  Альманах «Весь Петербург» (Петроград).
2. Альманах "Вся Москва».
3. РГИА, ф. 1102, оп. 2, д. 599- Пичные бумаги А. Ф. Кельха, 1845—1916 (Кельх А. Ф., коллежский асессор. Пичные, служебные документы А. Ф. Кельха и его родственников, имуще­ственные документы на его недвижимую собственность в Петербурге, журналы заседаний ликвидационной комиссии по делам акционерного общества "Компания промышленности»).

http://skurlov.blogspot.ru/

Серия сообщений "Прикладное искусство":

Серия сообщений "Ювелирика ":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments