Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Жемчужины архитектуры Парижа:Часть 1(2).Люксембургские дворец и сад

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Жемчужины архитектуры Парижа:Часть 1(2).Люксембургские дворец и сад

Как в этом замкнутом пространстве
Вмещаются все радости земли?
Фонтаны, клумбы и дворец в убранстве,
Где некогда бывали короли.

(Мирошникова Ирина)
 





Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита. Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.




И центром этого прекрасного района, который носит название «Латинский квартал», является роскошный парк в самом конце бульвара Сан-Мишель – Люксембургский сад. Это место не только пронизано нежными строками Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Дидро, Руссо, Эрнста Хемингуэя, и привлекает оно не только тем, что является одним из главных культурных наследий французской столицы, но в первую очередь тем, что Люксембургский сад пропитан той самой неповторимой энергетикой левого берега.

Фонтан Леда

Добраться Люксембургского сада можно как двигаясь пешком вдоль по бульвару Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованной оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров

Люксембургский сад с севера ограничен одноимённым дворцом и «Малым дворцом» (Petit Palais), который является официальной резиденцией президента Сената,оранжереей и Люксембургским музеем (Musée du Luxembourg), а с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (Ecole des Mines).


Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.

                               

Сад был разбит в 1611 либо 1612 гг. по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Сад был заложен на землях, принадлежавших монастырю картезианцев, построенному на месте средневековой крепости Шато Вовер.


Крепость была огромной и пользовалась зловещей славой, похожей на репутацию замки Синей Бороды. До наших дней во французском языке сохранилось выражение «aller au diable Vauver», что означает «опасное путешествие». В XIII веке Людовик XI передал эти земли картезианцам, суровому монашескому ордену, основанному святым Бруно (ок. 1030-1101). Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Мария скучала по пейзажам любимой Тосканы, поэтому распорядилась посадить вокруг нового королевского замка большое количество деревьев и создать обширные террасированные партеры с эффектными цветниками. По замыслам королевы, разросшиеся деревья со временем должны были образовать настоящий густой лес, для питания которого влагой был спланирован специальный акведук.
Две тысячи вязов, высаженных на территории, сформировали перспективу, которая на юге заканчивалась стеной монастыря картезианских монахов.

Медичи хотела расширить территорию сада, но монахи отказывались отдать хоть пядь своей земли, поэтому этим планам суждено было осуществиться лишь в конце 18-го века, после разрушения монастыря во время Великой французской революции.
Сад был изменен в соответствии с замыслами архитектора Жана-Франсуа Шальгрена, который не только расширил и продлил центральную перспективу, но и благоустроил пустовавшую территорию в юго-западной части сада. В этот же период в саду появились балюстрады, которые нависали над центральным цветочным партером и большим прудом (Le Grand Bassin).В начале 19-го века, прилегающие улочки и дороги превратились в бульвары, но это не оказало какого-либо влияния на общую планировку сада.

Княжеский сад, в котором основоположник стиля рококо Жан Антуан Ватто уединенно работал и искал вдохновение, был открыт для публики в 1778 году. Детскую карусель и театр, героем представлений которого был Гиньоль (Петрушка), создал в 1881 году архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (J. Примерно в эти же годы в саду появились многие укромные уголки и площадки для игр и отдыха.

Оранжерея


 

Лианы, шалфей, георгины... Цветение растений в клумбах не прекращается в течение всего теплого периода года. Для достижения максимальной декоративности, три раза за год садовники меняют ассортимент растений в каждом цветнике.

В летние месяцы добавляются кадочные растения - апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры, некоторым из которых уже более двух столетий. Эти и другие декоративные растения можно увидеть и в оранжерее, построенной в 1839 году и расширенной спустя 50 лет.

В отдалении красуются белые каштаны. В скрытом за кулисами из растений месте расположились лавры, аукубы и бирючина. Здесь также сохранились деревья, выращенные картезианскими монахами в своем собственном питомнике при монастыре, - это, прежде всего, почти две тысячи сортовых яблоневых и грушевых деревьев, посаженные вблизи стен.


Люксембургский сад в полной мере соответствует главному требованию, которое предъявляется сегодня к парижским паркам. Растущие здесь деревья и кустарники хорошо переносят регулярную обрезку, а также толерантны к атмосферным загрязнением и заболеваниями.


Каштаны, липы и клены представляют собой прекрасные убежища для городских птиц. Подавляющее большинство пернатых наиболее активны и наполняют сад звуками весной, но некоторые больше привлекают посетителей в зимнее время, - такие как большой пестрый дятел, воробей, или королек – самая маленькая из европейских птиц

Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям,

Кто послужил моделью для многих статуй по большейчасти относящихся к XIX в., легко понять. Статуи королев и знаменитых дам Франции выстроились вдоль аллей парка. Среди них св. Женевьева, Мария Стюарт, Анна Бретонская, Клотильда Французска

                         



 

Кроме королев можно увидеть и другие скульптуры в парке, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура – дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина (с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалёку Музее Цадкина).

Статуя Свободы в Люксембургском саду
В оригинале сад предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613—1624 гг. был построен акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII в

В 1617 г. территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.


Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII в. Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.
 

В последующие годы территория сада испытала много изменений: в 1782 г. его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, чтобы провести реставрацию дворца. Во время революции после секуляризациик артезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров.





В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной рю Огюст Комт  и зданиями в восточной и южной части. Эти работы затронули в том числе особо любимые Ги де Мопассаном древесный питомник  и ботанический сад. Протесты граждан и пять петиций, одна из которых собрала рекордные для того времени 12 000 подписей, не возымели успеха. Фонтаны
 

Фонтан Медичи


Фонтан Медичи (1624 г., выполнен в модном тогда итальянском стиле) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада.

. Во времена королевы это был типичный итальянский фонтан-грот.

Однако в 1866 году мастер О. Оттен переместил фонтан и дополнил его скульптурной группой, дидактически толкующей миф о Полифеме. Бронзовый прообраз (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида.Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев. Их плода попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.

Люксембургский сад – самый «французский» из всех парков города, потому что только здесь можно увидеть истинное предназначение зеленых местечек в Париже, как именно проводят свое свободное время парижане, и, наконец, стать одним из них, уютно усевшись на креслице у фонтана, вдыхая аромат роз и наслаждаясь свежестью зелени, скрывающей от такого с одной стороны далекого и одновременно неизмеримо близкого центра города.

Сейчас на территории Люксембургского парка каждый год проводятся «Российские встречи», созданные по инициативе парижского Сената, на них собираются бизнесмены и предприниматели из Франции, уже инвестирующие капитал в российский бизнес, или только собирающихся это сделать. Целью данных встреч является обмен опытом, всестороннее обсуждение различных проблем и перспектив бизнеса, сюда приезжают и предприниматели из России, которые могут ответить на все текущие вопросы. Во дворце проводятся и художественные выставки, в его залах находились работы итальянского живописца Ботичелли, художника Филиппино Липпи, известного на весь мир Леонардо да Винчи, и популярного ювелира Рене Лалика.

                                                                     Люксембургский дворец

Но в XVII веке никто и не предполагал, что когда-нибудь местечко в пригороде Сен-Жермен на левом берегу Сены, окажется в сердце Парижа. Центром Парижа это место стало лишь в 19 веке, а триста лет назад на левом берегу Люксембургский дворец Сены был пригород, где находилась загородная резиденция королевской семьи.
Место постройки дворца выбрала Мария Медичи. После смерти ее супруга, она не могла больше оставаться в темном, мрачном и в тоже время величественном Лувре. Мария Медичи решает уединиться и отдалиться от дворцовой жизни Лувра. Поэтому в 1625 году покупает особняк с парком у графа Люксембургского. В то время особняк графа был на достаточном расстоянии от центра интриг Французского королевства, к тому же сама Мария очень тосковала по своему дворцу Питти, который был расположен во Флоренции.Потому дворец и сейчас называется Люксембургским, хотя сама Мария весьма нескромно называла его «Дворец Медичи

 


Мария Медичи

Как раз ее меланхолия и определила стиль и убранство дворца. Для Марии Медичи было главное восполнить утрату того места, который у нее ассоциировался с детством. Дворец только своим внешним обликом напоминает итальянское происхождение, но его план строения полностью сделан по всем канонам французской школы. План дворца предполагал парадный вход, закрытый со всех сторон двор и самого здания.
.

Для своего будущего дворца Мария Медичи приобретает другие постройки, находящиеся в этой местности, дабы увеличить территорию дворца. На этой территории был создан сад, но во французском стиле. Его заполняли извилистые дорожки, которые отдаленно напоминали английские парки, а так же бассейны и многочисленные фонтаны
Кстати первый отголосок существования дворца уходит глубоко в Средневековье. В Средневековые времена на этом месте был построен замок Вовер. Замок просуществовал до XVII века. Сейчас дворец до сих пор называют словом «Люко», так как предыдущее его воплощение выглядело мрачно и пугающе. Но, от этого не осталось и следа стараниями архитекторов.


Для строительства Люксембургского дворца (Palais du Luxembourg) был приглашен потомственный архитектор Саломон де Бросс, а для оформления интерьеров — уже тогда знаменитый в Европе живописец Рубенс.
Дворец понравился Марии Медичи. Она захотела украсить галереи второго этажа специально написанными картинами. Для этого она пригласила выдающегося мастера – Рубенса. Художник создал цикл из 24 картин «Жизнь Марии Медичи». Умелый дипломат, он пошел на смелый шаг: не слишком значительные вехи жизни королевы были изображены как великие события с участием античных богов. Сейчас эти полотна выставлены в Лувре.

Восхищенная Мария заказала художнику еще одну серию, посвященную ее усопшему мужу. Поговаривают, что Рубенс был не просто живописцем, но еще и шпионом. Живя во дворце, великий фламандец выведывал у королевы парижские тайны и докладывал о них эрцгерцогине Нидерландов, которые тогда принадлежали Испании

Впрочем, француз Саломон де Бросс спроектировал Люксембургский дворец таким образом, что он только внешне повторял тосканскую архитектуру, а сам подход к строительству был продиктован классическим духом французской школы — парадный вход в центре здания, двор защищенный со всех сторон, главное здание. Работа же Рубенса королеве очень пришлась по вкусу и она заказала ему серию из 24 картин «Жизнеописание Марии Медичи» (сейчас картины расположены в Лувре).

Строительство очень затянулось, Саломон де Бросс умер не успев его закончить и его сменил не менее известный Жак Лемерсье. Несмотря на все еще идущие работы в 1625 году состоялось торжественное открытие

Люксембургский дворец строился десять лет, но прожила в нем Мария Медичи всего несколько месяцев. Ее изгнал из Франции собственный сын – Людовик Тринадцатый за то, что мать открыто противостояла могущественному и очень влиятельному кардиналу Ришелье. Люксембургский дворец остался собственностью французских королей еще на полвека, до Французской революции.

Величественные колонны, выполненные для каждого из этажей в определенном стиле, венчает просторная терраса, с которой открывается прекрасный вид на сад с оригинальными фонтанами и искусственными прудами

.

В разное время в нем находились резиденция королей и императоров, тюрьма, Палата Пэров и Сенат.
В 1790 году Люксембургский дворец был национализирован и впоследствии превращен в государственную тюрьму, где содержались все «сливки» парижского общества – французская аристократия, известные актрисы, еще недавно развлекавшие королевский двор, бывшие члены Конвента, французские депутаты, изгнанные из Парламента.


Пестрая публика, заключенная в тюрьме, засмеивала друг друга – патриоты Франции смеялись над бывшими аристократами, потерявшими собственность и испытывавшими всяческие унижения, вельможи высмеивали бывших членов Конвента, отстраненными от власти. Но печальная судьба превратила бывших врагов в единое целое, арестанты ждали казни, но во дворце сохранялась шумная атмосфера. В крытой галерее, некогда украшенной картинами Рубенса, устроили площадку, где играли в мяч.

А время прогулки по коридорам арестанты могли встретить много знакомых лиц, а в полдень узникам даже удавалось пообщаться с Орлеанской герцогиней, вдовой Филиппа Эгалите. Таким образом, тюрьма в Люксембургском дворце чем-то напоминала светский салон XVIII столетия.

Среди арестантов были такие известные личности, как Камиль Демулен, художник Дави, Дантон, супруга патриотично настроенного генерала Лафайета Адриенна Лафайетт. При этом не обошлось и без курьезов – аристократка де Муши, супруга маршала Франции, попав в тюрьму Люксембургского дворца, радостно сообщила собратьям по несчастью, что ее веселая свадьба проходила именно в этом месте.

Еще одна узница — Жозефина Богарне, сумев избежать казни и покинуть светлую «темницу», еще сыграла свою роль в истории Франции – она стала супругой нового императора – Наполеона Бонапарта.

Люксембургский дворец не раз переходил из рук в руки. Так, с 1795 года он находился под управлением Директории, а начиная с 1799 года — Сената консерваторов, но архитектурным шедевр при изменении своего предназначения подвергся значительным переделкам, полностью сохранился лишь его величественный фасад, а все остальное было реконструировано кардинальным образом.

Архитектору Шальгрену удалось полностью изменить интерьер Люксембургского дворца, он даже парадную дворцовую лестницу сумел быстро перенести из центра здания в его западную часть, а на месте ранее располагавшейся здесь крытой галереи, украшенной картинами Рубенса, был оборудован зал для заседаний Сената. С 1814 года Люксембургский дворец становится местом заседаний палаты Пэров, а увеличения количества депутатов привело к новой реконструкции бывшей резиденции Марии Медичи.

Южный фасад дворца по планам архитектора Альфонса де Жизора был выдвинут вперед на 30 метров, а на месте крыла был построен зал для библиотеки, купол которой был расписан Эженом Делакруа. Был построен и новый зал для заседаний, представляющий собой две соединенные между собой полуокружности, в одной из них были размещены места для сенаторов, а в другой – для президиума.

Часть, где разместился президиум – это необычный купол, поддерживаемые восьмью колоннами, между которыми были расположены скульптурные бюсты известных законодателей. А сенаторский зал, украшенный изысканной резьбой по дереву, вместил 321 роскошное кресло, именно столько депутатов заседало в Парижском сенате. А первый этаж стал местом устроения для просторного зала для поведения конференций, который, по замыслу разработчиков проекта, был богато декорирован.

В ХIX столетии немало изменений коснулось и Люксембургского парка, ев его широких аллеях установили более полусотни различных скульптур и скульптурных композиций, одни из них изображают французских королей, полководцев и других выдающихся личностей, а другие – различных персонажей из франкской и античной мифологии.

С 1852 года Люксембургским дворцом распоряжалось много инстанций, в их числе и префектура департамента района Сены, Французский Верховный суд, во время войны здесь располагался генеральный штаб люфтваффе, а с 1958 года во дворце опять проходят заседания Сената.

Помещения, отданные для расположения Французского сената, закрыты для свободного доступа. Для экскурсий дворец открыт только в первое воскресенье каждого месяца.

Люксембургский дворец расположен в 6-ом округе Парижа, в центре Латинского квартала. Добраться до него можно совершая пешую прогулку по бульвару Сан-Мишель. В самом конце начинается сад вместе с уникальным архитектурным памятником. Так же до Люксембургского дворца можно доехать на метро и выйти на станции «Люксембург». Как, только выйдя из метро, вы сразу заметите высокую ограду, за которой скрывается сад

Медальон Наполеона II-го в комнате фельдъегеря в Люксембургском Дворце 

Люксембургский дворец расположился в самом сердце Латинского квартала, на левом берегу, где обитает дух Франции. Каждое здание здесь по-своему уникально пропитано обаянием Франции. Романтичные маленькие кафе, великие соборы с их тайными и историями, многочисленные сады с их зеленью и шумные горожане.

Люксембургский дворец в отличии от своих конкурентов таких как: Версальский дворец, Лувр, Елисейский дворец, имеет в себе какую-то особую ауру легкости и спокойствия. Лувр в сравнение с Люксембургским дворцом навеивает какую-то официальность. А Версаль долгое время был двором королей и тоже несет в себе официальность и статность. Но Люксембургский дворец обладает особым радушием и готов принять каждого гостя в свой собственный мир.





Сенат

Люксембургский сад и сейчас остается одной из лучших достопримечательностей Франции. Он открыт для посещений широкой публики и давно стал любимым местом отдыха парижан. Утопающий в зелени и цветах, обставленный скульптурами на широких аллеях и освеженный фонтанами он является образцом садового искусства.





Источник: Фото Петера Янсенна.(архив Викимедии)

http://warps.ru/

]http://france-guide.livejournal.com/,

http://gardener.ru/

 

Серия сообщений "Дворцы":

Серия сообщений "Садово-парковое искусство":

Серия сообщений "Интерьеры":

Серия сообщений "Красота в садах и парках":
Часть 1 - Японский сад Вроцлава в Польше
Часть 2 - Экзотический аромат Испании
...
Часть 40 - Замки и дворцы Нидерландов: королевская резиденция Хет Лоо
Часть 41 - Живописная Франция:деревня троглодитов
Часть 42 - Жемчужины архитектуры Парижа:Часть 1(2).Люксембургские дворец и сад

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments