Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Ко дню рождения Василия Ивановича Баженова

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
Ко дню рождения Василия Ивановича Баженова

 

   12 марта 2017 года исполнилось 280 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова. География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. К сожалению, сейчас трудно с полной уверенностью сказать, автором каких строений точно является Баженов – ряд его проектов не пощадило время, некоторым из них так и не удалось воплотиться в жизнь, а те, к которым история оказалась благосклонна, можно сосчитать по пальцам.

Архитектура главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания... К достижению сего служат руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем сим общим вождем рассудок...

В. И. Баженов




    Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры. Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ


Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

   Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.


Василий Баженов (в центре) представляет проект в светском кружке.

     Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв — была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
 

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ЦАРИЦЫНО


Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

   Начиналось все хорошо: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от Екатерины II. Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По его плану в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами. 

Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова. 1776.

Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова. 1776

Василий Баженов настолько «болел» проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БЫКОВО


Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная. 

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна. 
Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.

ДОМ ПАШКОВА

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов. 

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада. 




Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года. Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке. Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

culture.ru

Скульптура «Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков». Царицыно.
Скульптура «Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков». Царицыно.

 

Первый кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Первый кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.


Третий кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Третий кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785


Оперный дом. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Оперный дом. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.


Фигурный мост. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Фигурный мост. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.


Виноградные ворота. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Виноградные ворота. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

eaculture.ru


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments