Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Музей или театр? Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Музей или театр? Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе

 Архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера.Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее.

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.
Сальвадор Дали

 

Еще какое-то столетие назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов. 11 000 горожан и изредка наезжающие приезжие… Фигерас мог оставаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Произошло это знаменательное событие 11 мая 1904 года.

Успехи Дали в изобразительном искусстве проявились рано: в 1919 году, когда Сальвадору исполнилось 15 лет, состоялась его первая художественная выставка. Случайно или нет, но местом проведения выставки был выбран… городской театр. Возможно, именно это положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром. Стремлению, которое позже нашло гениальное воплощение в реальности: музей художника в Фигерасе более всего напоминает театр сюрреализма. Но, обо всем по порядку…


Когда Сальвадору исполнилось 10 лет, его отец, муниципальный нотариус, отдал мальчика учиться в Академию ордена маристов. Здесь будущий гений проучился до 1918 года, параллельно занимаясь в городской художественной школе. Первое знакомство Дали с модернистским искусством состоялось в 1916 году, в Кадакесе, где юный художник проводил каникулы.


Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.

В 1921 году, спустя 2 года после проведения своей первой выставки, Сальвадор с благословения отца уезжает за знаниями в Мадрид, где становится слушателем Академии художеств Сан-Фернандо. Здесь судьба сводит его с Федерико Гарсиа Лорка, видным деятелем культуры. Этому интереснейшему человеку суждено было стать лучшим другом будущего гения. А для Дали начинается время экспериментов в стилях дадаизма и кубизма.

Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена. 
Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.


Cadillac Convertible 1941 года.


Женщина - "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.

Еще одно значимое для Сальвадора знакомство состоялось в 1926 году: художник встретил Пикассо, который в значительной мере повлиял на изобразительный стиль Дали. Эта встреча совпала по времени с отчислением Дали из Академии (причиной стало дерзкое поведение по отношению к преподавателям). В это же время из-под руки художника выходят несколько новых работ. 1929 год можно считать началом сюрреалистического этапа жизни Дали, да и вообще одним из самых переломных моментов судьбе: в жизни художника происходят сразу 2 грандиозных события — он открывает для себя мир сюрреализма (и участвует в создании картины «Андалузский пес») и знакомится со своей музой и любимой, Еленой Ивановной Дьяконовой (позже мир узнает ее под именем Галá).

Весьма религиозные родственники Дали негативно восприняли его связь с замужней Гала, которая была старше своего возлюбленного. Разногласия с семьей вынуждают Сальвадора уехать из Фигераса. Тогда ему казалось, что навсегда. Влюбленные поселились в поселке Порт-Льигат, где купили ветхую рыбацкую хижину. Дали писал картины, а Гала отвозила их на рынок в Кадакес. Талант гения оказался не только ярким, а еще и очень удачливым: картины Дали пользовались спросом и выставлялись на экспозициях; популярность художника быстро росла.


Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.

Бунтарство было в крови Дали: все, что он делал, бросало вызов общепринятым общественным взглядам и устоям. Так, его брак с любимой Гала был гражданским до 1958 года. А в 1936 году художник бурно попрощался с обществом сюрреалистов, которые приняли слишком левую, по его мнению, позицию после того, как к власти пришел Франко.

С 1940 года начинается американский период жизни Дали. В США он много занимается дизайном, участвует в подготовке театральных постановок и даже начинает писать. В 1944 году в свет вышла его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», как и все произведения гения, книга спорна, ошеломляюща, скандальна и... коммерчески успешна


Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты. 

В 1960 году в ответ на просьбу мэра г. Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать целый музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявил о своем желании во всеуслышанье, объявив заодно и о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра, постройки 40-х годов XIX века, сгоревшего почти дотла в 1939 году


В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.

«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».


Там сидят манекены - водитель и два пассажира, обвитые плющом.

Руины театра, которые муниципия передала Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. А в результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.


Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси". 

Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Как это бывает в театре на постановке какого-нибудь великого мистификатора. Замысел удался: музей-театр представляет собой мистический монолит, объединяющий в себе несколько архитектурных стилей, таящий множество тайн и раскрывающий шокирующий внутренний мир художника. Каждому, кто входит внутрь музея в Фигерасе, предстоит совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Сальвадора Дали.

Графика Дали.



Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол, названный геодезическим.

Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения.

Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Сам художник объяснял свое решение создать купол так: «Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».

Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.

Инсталляции:



Крокодил с лампой и нечто с костылём.




"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".




"Венера Милосская с ящиками".

Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.




Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.


"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве - правее на заднем плане.


Зал "Дали д'Ор" с коллекцией ювелирных изделий.


Птица с портретом на голове.

Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:



Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:


Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).


Ники Самофракийские.

Ранние картины, почти семейный альбом: 

"Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).


"Фигура со спины" (1925).


"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.


"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).

Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну: 
 
Сюрреалистические копии фресок Рафаэля - слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре. 


На потолке - золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.


"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941). 

Выходим на бывшую сцену театра:

Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).

трансформируется обратно:



Вид на внутренний двор.

Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).


Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.


Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне. 



Античный бог, осьминог, носорог.


Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.


Зал сокровищ.


"Натюрморт" (1924).


"Фигуры, лежащие на песке" (1926).


"Галарина" (1945).

Основной сюжет творчества Сальвадора Дали - его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.
Удивительно некрасивая женщина.


"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Зал Мэй Уэст:

Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст - это американская актриса). 


"Рай" в голове Мэй Уэст.


Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.


"Оторинологическая голова Венеры" (1964). 


Маска со шляпой с встроенными ящиками. 


Лицо: губы - диван, нос - камин, глаза - картины с видами Парижа.


К потолку прибита ванная комната.


Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом. 



Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра - именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:

Сохранились оригинальные барельефы.


Роспись на потолке.


Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы. 


Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).


Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.


Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.

Фигуры из камней художника Антони Пичота:



"Аллегория памяти" (1979).


Вид во двор на лодку с третьего этажа.


Вход в зал Антони Пичота.

Зал шедевров:

"Святой Апостол Павел" Эль Греко. 


Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит). 


"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро. 


Картина в шикарной раме.


"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).

Зал Поэзия Америки:

"Поэзия Америки" (1943).

Зал Темпьетто Браманте:

Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.


Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов. 

Зал оптических и стереоскопических эффектов:

Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).

Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.


"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).


Зал оптических иллюзий.




"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. 

 
 Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.

На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.

 
 А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора.

Дождливое такси и Великая Эсфирь

Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа.

Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти. (Ювелирная коллекция Сальвадора Дали)

В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них — «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.

Вернувшись в Испанию, король эпатажа вспомнил о своей любви к родной Каталонии и не изменял ей уже до самой смерти. В 1982 году королем Испании ему был пожалован титул маркиза де Пуболь. Дали создал свой музей и умер в очень преклонном возрасте, 23 января 1989 года, оставив в истории след необычайной яркости.

Нынешний директор музея, друг Сальвадора Дали, Антонио Питчот, старается пополнить экспозицию музея и всегда рад гостям. Сегодня театр-музей Дали имеет репутацию самого посещаемого музейного комплекса Испании. Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более 1 000 000 человек.

Завещание художника было необычным: он пожелал быть похороненным в театре-музее. Его воля выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989. Не многие посетители музея знают, что за белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20-го столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий, ведь женщины так любят поговорить :)

Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом: 


Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).

В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:

На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали.

В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.

Серия сообщений "Испания":

Серия сообщений "Инсталляции ":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments