Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Фаворитки французских королей. Женщины Генриха III

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Фаворитки французских королей. Женщины Генриха III

Генрих III Валуа (19 сентября 1551, Фонтенбло — 2 августа 1589, Сен-Клу) — четвёртый сын Генриха II, короля Франции, и Екатерины Медичи, герцог Ангулемский (1551—1574), герцог Орлеанский (1560—1574), герцог Анжуйский (1566—1574), герцог Бурбонский (1566—1574), герцог Овернский (1569—1574), король Польский и великий князь литовский с 21 февраля 1573 года по 18 июня 1574 года (формально до 12 мая 1575 года), с 30 мая 1574 год последний король Франции из династии Валуа.

Генрих Анжуйский. Портрет работы Франсуа Клуэ. (1570) Лувр

Жизнеописания противоречивого  Генриха III очень популярны в литературе и кино...Генрих появляется в первом романе трилогии Александра Дюма «Королева Марго» как герцог Анжуйский. В следующих романах, «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять», он является одним из главных персонажей (как король Генрих III). Запечатлён он также и в экранизациях первых двух романов. Во французских версиях образ Генриха III воплощают Даниэль Чеккальди («Королева Марго») и Дени Манюэль (сериал «Графиня де Монсоро»). Ещё в одной экранизации романа «Королева Марго» (Франция, Италия, Германия, 1994 год) роль Генриха исполнял Паскаль Грегори.

Король Польши Хенрик Валезы (Генрих Валуа) худ. Ян Матейко

В российских телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» роль Генриха III исполнил Евгений Дворжецкий (в первом сериале роль озвучивал Владимир Вихров). В польских лентах, посвящённых пребыванию короля в Речи Посполитой и его бегству, роль Генриха исполняли Ольгерд Лукашевич, Кшиштоф Щигель, Гжегож Вонс и другие актёры. В фильме 2010 года "Генрих Наваррский" (совместное производство нескольих европейских стран), посвящённом Генриху Четвёртому, его предшественник, Генрих Третий, изображён как гомосексуальный мужчина, далёкий от политической эрудиции. Эту роль в фильме исполняет немецкий актёр Давид Штризов. В фильме "Елизавета" герцога Анжуйского сыграл Венсан Кассель.

Одна из звездных ролей Евгения Дворжецкого — король Генрих III в «Графине де Монсоро»

 

Высокая детская смертность, характерная для той эпохи, не обошла и королевскую семью; всё же благодаря лучшему медицинскому обслуживанию и благоприятным условиям жизни для неё это не имело таких катастрофических последствий, как для низших слоев населения. Из шести выживших в детстве братьев и сестер пятеро умерли раньше Генриха. Лишь Маргарита пережила его и достигла 62-летнего возраста. Она и Генрих, единственные из десяти детей, оставались в живых ко дню смерти их матери — 5 января 1589 года. Все представители последнего поколения Валуа отличались слабым сложением и болезненностью; их страшным бичом был туберкулёз, против которого тогдашняя медицина не знала средств. Во время конфирмации 17 марта 1565 года Александр-Эдуард получил в честь отца имя Генрих.

Александр-Эдуард-Генрих был жизнерадостным, дружелюбным и смышлёным ребёнком. Образованием юного принца занимались известные люди своего времени — Франсуа Карнавале (Francois de Carnavalet) и епископ Жак Амио (Jacques Amyot), известный своими переводами Аристотеля. В юности он много читал, охотно вёл беседы о литературе, брал уроки риторики, недурно танцевал и фехтовал, умел очаровывать своим обаянием и элегантностью. В совершенстве владея итальянским (на котором часто разговаривал с матерью), он читал труды Макиавелли. Подобно всем дворянам, он рано начал заниматься различными физическими упражнениями и в дальнейшем, во время военных походов, показал хорошую сноровку в ратном деле.

После мессы

Французский король Генрих III Валуа словно воскресил тип изнеженных и развращенных цезарей времен упадка Римской империи. Когда он был еще ребенком, фрейлины его матери, Екатерины Медичи, часто наряжали его в женское платье, опрыскивая духами и украшая, как куклу. От такого детства у него остались не совсем обычные привычки — носить кольца, ожерелья, серьги, пудриться и оживлять губы помадой…

Впрочем, в остальном он был вполне нормальным принцем: участвовал во всех придворных попойках, не пропускал ни одной юбки и даже, по свидетельству хрониста, заслужил славу «самого любезного из принцев, лучше всех сложенного и самого красивого в то время».

Личность и поведение Генриха резко выделяли его во французском дворе. А позже, по прибытии в Польшу, вызвали культурный шок у местного населения. В 1573 году посол Венеции в Париже Морисони писал о роскошных одеждах принца, о его почти «дамской деликатности», о его серьгах в каждом ухе. «Он не удовлетворился одной серёжкой в каждом из них — ему нужны двойные, украшенные драгоценными камнями и жемчугом…». Всё чаще стали раздаваться и передаваться из уст в уста мнения о гомосексуализме принца Анжуйского, который получил прозвище — «принц Содома»…

Сама Екатерина, любившая Генриха больше остальных своих детей, мечтала оставить ему королевскую корону. Она называла его «моё всё» (mon tout) и «мой маленький орёл» (mon petit aigle), подписывала свои письма к нему «ваша нежно любящая мать» и видела в нём черты характера, напоминавшие ей её предков, Медичи. Генрих в детстве был её любимцем, а позднее стал её доверенным лицом.

Луиза Лотарингская-Водемон

Однако для этого матери пришлось изрядно потрудиться. Где-то в возрасте 9 лет Генрих стал интересоваться гугенотами и постепенно сближаться с их миром, называя себя «маленьким протестантом». Более того, он стал приобщать к протестантизму и Маргариту (что потом имело решающие последствия для истории Франции). Он пел гугенотские песни, не соблюдал католические обряды и даже попытался разбить статую св. Павла. Однако, воспитываясь при католическом дворе, вряд ли он мог серьёзно полагать, что всё так и будет оставаться. Взяв сына в ежовые рукавицы, Екатерина в течение трёх лет сумела выбить из него гугенотские взгляды и превратить в ревностного католика…

Отношения между королём Карлом и Генрихом были несколько натянутыми — несомненно, из-за интеллектуального превосходства младшего, к тому же предпочитаемого матерью. Карл не любил брата и весьма опасался его, как претендента на трон. Некоторая враждебность, по-видимому, ещё увеличилась в ходе более чем двухлетнего путешествия, которое королевский двор совершил по всей Франции. Этим путешествием и передачей Генриху 8 февраля 1566 года в качестве апанажа герцогств Анжу, Бурбоннэ и Мэна, что дало ему финансовую независимость, окончился первый этап его жизни.

Анна Ягеллонка

Избрание французского принца на польский престол предусматривало и его женитьбу на Анне Ягеллонке. Однако молодой король не очень спешил жениться на женщине, годящейся ему в матери. Именно поэтому, кстати, только в ноябре 1573 года он и двинулся, наконец, в своё королевство. Всё это время было занято его бурным романом с Марией Клевской. А затем его и без того длительное путешествие несколько раз намеренно затягивалось. В Лотарингии он завязал пылкие отношения с Луизой Водемон (Людовикой Лотарингской), которая через год с небольшим стала его женой.

Анна Ягеллонка никогда не была замужем. Во многом это произошло по вине её брата, Сигизмунда Августа, с которым у неё произошёл серьёзный конфликт сразу же после его женитьбы на Бáрбаре Радзивилл. Так, например, в мае 1565 года он отклонил просьбу на брак с Анной датского принца Магнуса, поскольку тот в приданое потребовал несколько замков в Рижском архиепископстве. К слову сказать, Магнус был тоже моложе Анны. Правда, только на 17 лет (все же не 28, как Генрих). Незамужнюю сестру короля в Польше, в общем, любили. Её прозвали Инфантой — так, как именовались дочери испанского короля, не являющиеся наследницами престола. Смерть брата открыла перед Анной возможность наконец выйти замуж — женитьба на ней являлась обязательной для всех кандидатов на престол. Самой Инфанте больше всех нравился эрцгерцог Эрнест Габсбург (который, кстати, был моложе Генриха на два года). Эрнест проиграл выборы. 21 мая 1574 года Ян Замойский официально обязал Анну Ягеллонку выйти замуж за избранного короля Генриха Валуа.

Приезд французского двора в Польшу стал событием номер один для всего общества. И, прежде всего, для польских дворян. Париж, собственно, уже и тогда являлся законодателем мод. Так что можно себе представить, что именно испытали польские дамы, увидев своих французских «колежанок». В спешном порядке начался пошив новых платьев и костюмов (наряду с перекраиванием старых). К счастью, в свите Генриха имелось несколько портных.

Сам король (ему тогда было 23 года) тоже произвёл неизгладимое впечатление на поляков своим умом, манерами и речью. Но внешний облик короля абсолютно не гармонировал с традициями страны. Его перстни и серьги не способствовали уважительному к нему отношению со стороны шляхты. Внутренними делами страны король вообще не интересовался. А поскольку польским языком он не владел, то участие в различных церемониях и публичной жизни его невыносимо раздражало. Ночами он развлекался, а днём спал. Играя в карты, нередко проигрывал огромные суммы, которые возмещал из польской казны. В сущности, Генрих вёл себя как капризный ребёнок, не понимая и не выполняя королевских обязанностей…

Владислав Бакалович— польский живописец, род. 1831 г. в Галиции. Предметами для картин служат ему по большей части сцены из жизни Генриха Валуа, короля польского и французского, и вообще из истории Франции.Бал при дворе Генриха III 

Короткое пребывание короля в Вавеле стало поистине культурным шоком для поляков и способствовало сближению двух народов. Обе стороны впервые взглянули друг на друга столь близко. Генриха и его двор неприятно поразили и склонность простого народа к выпивке, и запущенность польских деревень, и суровый климат. Шляхтичи же с нескрываемым презрением рассматривали увешанных драгоценностями и облитых парфюмерией французских дворян (включая самого короля), их изысканную одежду, светские манеры. Всё это они считали «бабьим». Впрочем, многие дворяне взяли французскую моду на вооружение.

В.БакаловичСценка из жизни двора Генриха Валуа 

Однако надо признать, и французов кое-что поразило в Польше. В Вавельском замке Генрих впервые в жизни увидел польскую канализационную систему — самую передовую по тем временам. Из специально построенных инженерных строений все нечистоты замка уходили за пределы крепостной стены. Король пришёл в неописуемый восторг. А по приезде во Францию распорядился немедленно построить подобные сооружения в Лувре и других дворцах.

Первая встреча с Анной прошла так, как и было запланировано. Генрих произнёс пару дежурно-вежливых фраз и вышел из комнаты. Через три дня состоялась его коронация, но о женитьбе никто не напоминал. Начались ежедневные балы и турниры, но мысль о предстоящем браке с Анной омрачала мысли короля. Он всё оттягивал и оттягивал неприятный момент. Симулировал болезни, а затем запирался в комнатах и никого к себе не велел допускать. Поговаривали, правда, что короля всё же навещали проститутки, которых впускали в замок по его приказу. Чуть ли не каждый день он писал письма во Францию. Причём некоторые — адресованные Марии Клевской — и собственной кровью.

В.Бакалович.Приглашение на танец

Время шло. Анна всё ждала. А Генрих всё не спешил. Наконец на 15 июня 1574 года наметили пышный бал, на котором должны были официально объявить о предстоящей женитьбе короля Генриха Валуа и Анны Ягеллонки. Однако утром 14 июня на встрече с императором Максимилианом король узнал о смерти своего брата, Карла IX, и вспыхнувшая вновь мечта о французском троне охватила все его мысли. 15 июня 1574 года в Краков пришло письмо. Оно было подписано королевой-матерью.

В.БакаловичДуэль миньонов

Генрих не терзался сомнениями: «Франция и Вы, матушка, важнее Польши», — писал он матери несколько дней спустя. Впрочем, сначала требовалось успокоить поляков. Кое-кто из министров выразил опасение, что ему придётся уехать, но он их успокоил: «Я прежде всего король Польши, — заявил он, — и я вас не покину». Несколько дней Генрих делал вид, что предоставляет регентство Екатерине и, возможно, назначит во Франции вице-короля, но всё это были лишь отговорки, чтобы усыпить подозрения поляков. Четыре дня спустя, 18 июня, Генрих устроил грандиозный обед, напоив всех так, что самые знатные сеньоры свалились под стол, будучи мертвецки пьяными.

Побег Хенрика Валезы. Картина Артура Гроттгера

В ночь на 19 июня 1574 года, не уведомив сенат, в обстановке строжайшей секретности Генрих Валуа покинул Вавель и поспешно направился в сторону границы. По совету Екатерины, Генрих во время своего путешествия избегал протестантских территорий. В Вене он встретил Максимилиана II, который усердно сватал ему свою овдовевшую дочь Елизавету, но Генрих думал лишь о Марии Клевской.

Мария Клевская, графиня де Бофор ( 1553 — 30 октября 1574, Париж) — первая жена второго принца Конде. По некоторым сведениям, на ней намеревался жениться сам король Генрих III.

Вернувшись из Польши и вступив на престол, Генрих III надеялся расторгнуть брак Марии с принцем Конде и жениться на ней. Однако вскоре Мария умерла от послеродовых осложнений. Так как привязанность короля к Марии не была ни для кого секретом, никто не хотел брать на себя смелость сообщить ему о смерти принцессы. Записку с сообщением положили в пачку ежедневной корреспонденции короля. Прочитав её, Генрих упал в обморок, и его приводили в чувство четверть часа. После недели истерик, король впал в меланхолию, облачился в траур, уединялся в часовне по нескольку раз на дню и часто совершал паломничества.

Генрих вернулся во Францию в самый разгар религиозных войн. 11 февраля 1575 года он короновался в Реймсском соборе. А через два дня женился на Луизе Водемон-Лотарингской.бывшей любовнице

Генрих и Луиза Лотарингская

Луиза де Водемон (Людовика Лотарингская)

 У самого Генриха и Луизы детей не было. Вновь встал вопрос о престолонаследии — на этот раз не в Польше, а во Франции. Опять заговорили о гомосексуализме короля, неспособного зачать ребёнка. Однако факты, включающие многочисленные любовные похождения Генриха, а также венерические заболевания его юности, свидетельствуют о том, что гомосексуалистом он не являлся. Скорее всего, все эти сплетни и слухи распространялись Гизами и дошли до наших дней…

Вероника Франко— венецианская куртизанка и поэтесса эпохи Возрождения.

Позднее, посетив Венецию, он свел знакомство с куртизанкой Вероникой, подругой Тициана. Эта рыжеволосая красавица приобщила его к занятиям, по словам современника, «не очень приличным и крайне порочным, именуемым итальянской любовью». Генрих покинул Венецию другим человеком или, если можно так выразиться, не совсем мужчиной.

Генриху III, вручая ему
свой портрет
Бери, святой король, лишённый всех пороков,
Рукой покорною протянутый моей
Лик, тонкой кистью на эмали крутобокой,
Так верно писанный, что нет его точней.

И если сей портрет, нелепый и убогий,
Своим не удостоишь взглядом – пожалей!
В подарке оцени старанья, не итоги:
Намерений благих нет ничего ценней.

От доблести твоей, бессмертной и небесной,
И в брани, и в миру доказанной не раз,
Горит моя душа, а в сердце стало тесно.

И алчу я теперь, пока пыл не угас,
Тебя ввысь вознести, чтоб стало повсеместно
Известно всем: гостил ты среди нас.
Вероника Франко

В 1580 году она опубликовала «Lettere familiari a diversi» (Сочинения, написанные в юности), которые включали 50 писем, а также два сонета, посвящённых Генриху III, с которым она встретилась шестью годами ранее

По возвращении в Париж он открыл карнавал в своем новом королевстве. Следуя какому-то властному призыву своей натуры, он переряживал тело и душу одновременно.

Дж. Б. Тьеполо. «Генрих III в гостях у венецианских патрициев на вилле Контарини».

Имя Луизы де ля Беродьер дю Руэ связывают  с ее недолговечной связью с Генрихом

Луиза де Ла Беродьер дю Руэ ( 1530 -1586 ), был дама из так называемого "летучего отряда куртизанок" Екатерины де Медичи Необычайной красоты, Луиза  сначала соблазнила короля Наваррского Антуана де Бурбона  став его любовницей. Утверждают, что она была настроена Медичи, которая надеялась протащить свои интересы  от Бурбонов через неё, Антуан предательски пренебрег любовью  Жанны d'Альбре, своей жены, и в конце концов и католичеством. Джон Кальвин, обезумевшим от этого перерождения даже  даже писал:

"Это Венера, [...] матрона, который имеет большой опыт в этой области техники совращения, полученного в своем гареме, который мог бы поймать душу нашего человека в свои сети . "Хотя,вглядываясь в ее портрет недоумеваю,что такого красивого в ней находили...?

Тем не менее она сумела   выйти  замуж 27 марта 1587  за Ларошфуко IV. В своих покровителях для нее остались несколько важных персон , таких  как Катерина де Медичи, Мишель де Монтень и Франсуа Рабле . 

Дамочка прошла альковы многих известных личностей и коронованных особ и некоторое время утешала на правах подружки матери и ее сыночка,дажа норовила родить от него...но увы...король был бесплоден и на этот раз ее планы на ренту от незадачливого папаши не оправдались,хотя пособия на всех рожденных детей помогли ей безбедно прожить до старости

Рёнэ де Рьё де Шатонёф (Renée de Rieux de Châteauneuf)

Фрейлина "летучего отряда". Родом из Бретани. Одна из первых любовниц Генриха Анжуйского и первая любовница тогда еще 13-летнего Тюренна. Он писал о ней: "Никто другой так не помог мне войти в свет и обрести придворные манеры". Прекрасная Рене была любовницей Генриха III, когда тот был еще герцогом Анжуйским, но он оставил ее в 1572 г. Мадемуазель де Шатонёф ужасно ревновала, устраивала неверному возлюбленному и его фавориткам страшные сцены, но безуспешно.

Разные источники дают различные сведения о дальнейшей судьбе прекрасной Рене. После восшествия на престол Генрих III в 1575 г. хотел выдать ее замуж за Франсуа Люксембургского, графа де Бриена (после 1536 - 1613), но тому удалось избежать этой сомнительной чести. По другой версии, бракосочетание все же состоялось, но обозленная красавица пустилась во все тяжкие.

О ней и ее семейной жизни существует запись 1577 г. в "Дневниках" л'Этуаля, сообщающая, что она убила своего мужа, итальянца Антиноти, командующего галерным флотом в Марселе, застав его в объятиях другой женщины; при этом известно, что до 1586 г. она была супругой итальянца Филиппа Альтовити, барона Кастеллана, командующего галерным флотом, погибшего в ссоре с Генрихом Ангулемским (1551 - 1586), бастардом Генриха II, великим приором Франции и губернатором Прованса (которого он при этом смертельно ранил). Таким образом, либо у прекрасной Шатонёф было последовательно два мужа-итальянца с одинаковой должностью и схожими фамилиями, либо в сообщении л'Этуаля от 1577 гг. неточно названа фамилия мужа и слухи о его смерти от руки ревнивой жены оказались ложными.


По хронологиям сия мадмуазель-одна из самых красивых дам Парижа, блистающая во всех светских салонах и на балах. Эта девушка лет двадцати с легким румянцем на щеках и блеском в глазах. Лицо белое слегка с розоватым оттенком на щеках. Длинные, черные ресницы, изгибающиеся на конце. Губы алые, милая улыбка.Черты лица - открытые и дружелюбные, движения быстрые. Изящная блондинка с огромными глазами шоколадного цвета, темные брови. Фигура тонкая и хрупкая, тонкие запястья, красивые руки, маленькая ножка. Всегда одета по последней моде, которую часто сама же устанавливает. Туалету уделяет много внимания. Волосы всегда аккуратно прибраны.Походка у нее настолько стремительна, что, кажется, она не касается земли. 

Девушка далеко не ангел. Вертехвостка. Обожает крутить романы с кавалерами. Вскружив им голову. Ничего не стесняется и не боится. Таинственная и загадочная. У каждого есть и отрицательные черты характера и положительные. Она хочет казаться хитрой и опасной, но это только "маска". На самом деле она добрая и милая. Если кто-то попросит о помощи, всегда постарается помочь. Девушка, которая умеет держать слово. Очень интересна в общение. Всегда найдет себе интересную компанию, в которой можно весело провести время.Превосходно танцует, неплохо держится в седле и много другого.. но тем не менее Генрих ее не любил...

Убийство братьев Гизов всколыхнуло умы многих католиков. Среди них был и 22-летний монах-доминиканец Жак Клеман. Жак был ярым католиком и врагом гугенотов. После проклятия Папы (которое на него особенно подействовало) Клеман принял твёрдое решение убить короля Генриха III. Его замысел получил одобрение некоторых руководителей Лиги. Монаха снабдили частично подлинными, частично фальшивыми письмами от заключенных роялистов, адресованными королю. А затем, 31 июля, он покинул Париж и отправился в Сен-Клу — имение герцога Реца, где король обосновался на время осады столицы. Попросив аудиенцию, он был принят королём на следующий день. Жак передал ему бумаги, сообщив, что в них содержатся важные сведения, предназначенные исключительно для прочтения лично королём. При этих словах охрана отступила от Генриха на несколько шагов…

Король углубился в чтение. Неожиданно Клеман выхватил из-за пазухи стилет, бросился к королю и вонзил стилет ему в подбрюшье. Всё произошло настолько внезапно, что гвардейцы не успели даже понять, в чём дело. Генрих зашатался и вдруг начал оседать с криком: «Он убил меня, подлый монах! Убейте его!». Король сумел вытащить стилет и даже нанести им растерявшемуся от содеянного Жаку удар в голову в район брови. Монах попытался выскочить из зала, но не смог. Здесь же, на месте, он был заколот королевскими телохранителями Сент-Малином и Пенкорнэ и выброшен в окно (позднее его тело четвертовали и сожгли)…

Короля сразу же положили на кровать. Вызванные врачи вложили его вывалившиеся внутренности обратно и зашили. Вскоре наступило некоторое улучшение, и Генрих воспрянул духом. Но уже через несколько часов он почувствовал приближение смерти. В присутствии свидетелей он объявил Генриха Бурбона своим преемником. Ночью Генрих III попросился на последнюю исповедь. Король простил всех своих врагов, включая Жака Клемана. В три часа ночи король Франции Генрих III Валуа скончался. Его тело забальзамировали и похоронили в Компьене, в аббатстве Сен-Корнилль. Урна с сердцем короля была захоронена в главном алтаре собора Сен-Клод. После окончания войны Генрих III так и остался в Компьене. Новый король Генрих IV не стал переносить тело своего предшественника в усыпальницу французских королей — базилику Сен-Дени, поскольку ему напророчили, что он там сам ляжет через неделю после Генриха III. Лишь в 1610 году останки Генриха III всё-таки перенесли в Сен-Дени. А через несколько недель Генрих IV погиб от руки другого убийцы — Франсуа Равальяка.

Эрланже Ф. Генрих III. М., 1995.

http://fmg.ac/Projects/MedLands/CAPET.htm#_ftnref482

http://valoisxvi.myqip.ru/?1-0-0-00000013-000-0-1

Вставки.Википедия

Портреты- Викимедия

Серия сообщений "История Франции.Монархия.":
Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Объекты Римской эпохи во Франции
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО :средневековые памятники Франции
...
Часть 39 - Фаворитки французских королей.Часть 4.Одетта де Шамдивер
Часть 40 - Фаворитки французских королей:Мария Туше
Часть 41 - Фаворитки французских королей. Женщины Генриха III
Часть 42 - Фаворитки французских королей. Шалости Генриха IV.Часть 1.
Часть 43 - Фаворитки французских королей.Шалости Генриха IV .Часть 2
...
Часть 49 - Фаворитки французских королей.Двор Людовика 15.Часть 2.Эпоха Помпадур.
Часть 50 - Фаворитки королей Франции.Двор Людовика ХУ.Часть 3.Мадам Дюбарри
Часть 51 - Мария-Антуанетта.Легко ли быть королевой?

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments