Почему это происходит в 21 веке -казалось бы на пике цивилизации - высочайшем уровне техники, развитии всяческих видов связи, включая интернет, при всеобщей компьютеризации и информированности общества. Даже возникает чувство - что именно быстрота, с которой информация распространяется по миру и сподвигла к таким ужасающим фактам вандализма, как разрушение памятников древнейших цивилизаций.

В чем причина, в Исламе?
Ислам на территории Сирии и Ирака утвердился более тысячи лет тому назад, но многие памятники истории уцелели — их не тронули ни халифы, ни тюркские султаны, ни арабские шейхи.
Следует отметить, что во время правления в Ираке Саддама Хусейна, историческое наследие страны не только не разрушалось, но и всячески сохранялось и изучалось. Известный российский историк Виктор Солкин подчеркивает, что археология и музейное дело в Ираке Саддама Хусейна находились на очень высоком уровне.
Запрос на тотальное уничтожение истории пришел лишь в ХХ веке, с появлением на Ближнем Востоке фактора религиозного экстремизма. Уничтожение культурных ценностей, исторического наследия давно превратилось в один из эффективных инструментов, во-первых, демонстрации своего радикализма и пренебрежения мнением мирового сообщества, а во-вторых — шантажа и запугивания, со стороны религиозно-экстремистских организаций.
Взрывая исторические памятники, боевики не только совершают символические акты презрения и ненависти по отношению к почитаемым культурными людьми символам, но и могут преследовать более прагматичные политические цели. Исторические памятники могут выполнять роль заложников — также, как и в случае с захватом людей, террористы могут взамен на сохранение памятников требовать определенных уступок со стороны своих противников.
Российский исламовед Роман Силантьев подчеркивает, что «боевики «Исламского государства» уничтожают древние культурные памятники, библиотеки и музеи, так как они являются идолами и не соответствуют идеологии истинно исламской культуры, вероучении где есть запрет на создание любых скульптур, изваяний и изображений. Этот запрет базируется на том, что человек не должен поклоняться никому, кроме Бога. Нельзя создавать идолов.
Таким образом, уничтожая древние культурные и исторические памятники террористы пытаются вызвать страх, бросают вызов всему мировому сообществу и поддержать свой авторитет. В этом и есть вся сущность «ваххабизма»» (Цит. по: http://www.kp.ru/daily/26441.5/3312201/).
Первыми в современной истории взяли курс на открытое и демонстративное уничтожение исторических памятников афганские талибы. 26 февраля 2001 г. лидер талибов мулла Мохаммед Омар издал обращение, в котором говорилось: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Тогда это означало фактический приказ на уничтожение знаменитого архитектурного комплекса буддийских монастырей «Кафиркала» — «Город неверных», считавшегося памятником мирового культурного наследия. Несмотря на протесты мировой общественности, движение «Талибан» приступило к уничтожению древнего святилища.


На очереди оказались исторические памятники Сирии и Ирака — это наглядное пособие по развитию человеческой цивилизации. «Если здешние древности будут уничтожены, это будет касаться и Запада. Это понимают и боевики ИГИЛ. Можно сказать, что они взяли Пальмиру, признанную ЮНЕСКО памятником всемирного наследия, в заложники. Они играют с нашими страхами того, что эти объекты будут безвозвратно уничтожены», — подчеркивает археолог Мирко Новак (Цит. по: Расхитители без границ // http://kommersant.ru/projects/palmyra).
Уничтожение исторической памяти Сирии и Месопотамии — важный идеологический ход для тех, кто надеется построить религиозно-тоталитарное государство на Ближнем Востоке. Фанатики считают, что стерев с лица земли древние святыни, им удастся добиться эффекта tabula rasa, «с чистого листа», после чего будет гораздо проще утверждать свою идеологию в качестве единственно правильной и всеобщей.
Уничтожая историю: почему ИГИЛ разрушает памятники
Только в Мосуле — одном из древнейших городов Ирака — боевики ИГИЛ с июня 2014 по февраль 2015 гг. уничтожили 28 религиозных зданий. Хранившиеся в них исторические ценности были вывезены из Ирака с целью продажи — на вырученные от торговли древностями деньги радикалы осуществляют финансирование своей деятельности. В феврале 2015 г. боевиками была взорвана центральная библиотека Мосула, в результате чего погибло от 8 до 10 тысяч книг, включая уникальные древние рукописи по философии и истории. Костер из книг боевики устроили и во дворе библиотеки.


Ворвавшись в музей Мосула, боевики кувалдами и дрелями уничтожили ряд экспонатов, которые, по их мнению, напоминали о временах «язычества» и поэтому подлежали ликвидации и забвению. В марте 2015 г.

По словам специалистов, это уникальные артефакты бесценны и в материальном смысле и как памятники мировой культуры. Ущерб, нанесенный коллекции музея боевиками, можно сравнить разве что с последствиями взрыва статуй Будды афганскими талибами в 2001 году.
При захвате городов боевики заставляют удалять из всех мечетей витражи, панно и фрески, зачастую имеющие художественную и историческую ценность, утверждая, что они противоречат нормам ислама. Если имамы оказывают сопротивление, то их сажают за решётку или даже казнят.
ИГ приступило к уничтожению развалин трех древних городов, находившихся на территории, в контролируемой ИГ. Так, были уничтожены остатки древнего города Нимруда (Калах). Многострадальный Калах был основан в XIII веке до н. э. , 4 марта 2015 г. с помощью бульдозеров ИГ разрушило развалины домов и статуи Нимруда — древнего ассирийского города, построенного еще в XIII в. до н.э.

Дворец Ашшурнацирапала II в Нимруде. Уничтожен в марте 2015 года

Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе).

Шумерская скульптура крылатого Шеду IX века до н. э. разбита на мелкие куски.
Спустя три дня, 7 марта 2015 г., уничтожили остатки древнего города Хатра (III в. до н.э.), а 8 марта 2015 г. — были частично уничтожены остатки города Дур-Шаррукин (VIII в. до н.э.).
Весь мир с содроганием наблюдает за трагической судьбой Пальмиры. (греки так называли сирийский город Тадмор — «Город пальм»). Фактически, вся территория Пальмиры — это один сплошной памятник - признается ЮНЕСКО в числе памятников всемирного наследия. По соседству с развалинами города располагаются руины некрополя с погребальными пещерами и шестьюдесятью усыпальницами, которые представляют собой башни из больших обтесанных камней. До начала войны Пальмиру ежегодно посещало не менее 150 тысяч туристов, это был один из наиболее привлекательных для иностранных туристов историко-культурных памятников на Ближнем Востоке.
В июне 2015 г. боевики ИГ, под контролем которых оказалась территория, на которой расположены развалины Пальмиры, приступили к целенаправленному уничтожению древних памятников.
Сначала боевики стали уничтожать древние статуи. Так, 27 июня была уничтожена статуя «Лев Аллат». Трехметровая, весом 15 тонн, статуя льва была воздвигнута две тысячи лет назад в честь древнеарабской богини неба и дождя Аль-Лат. Фанатики разбили статую кувалдами.

Статуя была открыта в 1977 году польскими археологами. Льва нашли по частям, которые использовались в качестве фундамента храма. В 2005 году были проведены реставрационные работы, и лев получил свой первоначальный вид, но всего лишь на 10 лет.
После уничтожения статуй боевики ИГ разрушили два древних храма, относившихся к числу памятников мирового культурного наследия. Сначала 23 августа боевики взорвали знаменитый храм Баалшамина, воздвигнутый в честь финикийского бога дождей в районе I в. н.э. и считающийся одним из наиболее значительных памятников архитектуры позднего эллинизма.


полностью уничтожен в январе 2017 г.
Затем, 30 августа, фанатики взорвали храм Бэла, построенный в честь верховного бога древних сирийцев и также являющийся одним из известнейших на Ближнем Востоке памятников смешанной «греко-восточной» архитектуры.

храм Бэла

Уничтожение в 2017 г.
Кроме уничтожения древних развалин, боевики продолжили убивать людей, причастных к сохранению исторической памяти сирийского народа.
Так, 19 августа 2015 г. был убит боевиками главный смотритель памятника 82-летний Халед Асаад.

Ученый на протяжении многих десятилетий сотрудничал с международными научными организациями, организовывал археологические исследования в Пальмире, поэтому был широко известен не только в Сирии, но и за ее пределами. После того, как Халеда Асаада схватили боевики, никто до конца не мог поверить в то, что они отважатся убить пожилого безобидного археолога зверским способом. Однако, кровожадность боевиков была недооценена.

Убийство историка фанатики обставили как публичную казнь — пожилого историка, более пятидесяти лет своей жизни посвятившего изучению и сохранению остатков Древней Пальмиры, изуверы обезглавили на центральной площади Пальмиры.
4 сентября боевиками были уничтожены три погребальные башни, построенные в период со 103 по 44 гг. до н.э.
Затем настала очередь знаменитой Триумфальной арки II в. н.э. — той самой, которая и изображена на учебнике истории древнего мира. Она была взорвана боевиками «Исламского государства» 5 октября 2015 г.


Как свидетельствуют местные жители, после действий боевиков от арки не осталось ничего — «они стерли ее в порошок».
Позже стало известно, что боевики ИГ заминировали античный амфитеатр, построенный в годы вхождения Пальмиры в состав Римской империи

Тогда Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова охарактеризовала действия боевиков «Исламского государства» по уничтожению Пальмиры как военное преступление и призвала мировое сообщество активизировать усилия по борьбе с этой радикальной организацией.
Это одна из главных достопримечательностей древнего города. Именно в амфитеатре 5 мая 2016 года состоялся концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Среди выступавших был и виолончелист Сергей Ролдугин.
Концерт был посвящен освобождению Пальмиры.
5 мая над античными развалинами Пальмиры зазвучала музыка: знаменитый симфонический оркестр Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева специально прилетел в древний город, чтобы дать в честь его освободителей концерт, который так и назывался - «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены». Мне и фотокору «Комсомолки» Виктору Гусейнову посчастливилось быть зрителями того концерта. Вместе с экспертами ООН, российскими саперами и бойцами сирийской армии. После двухнедельного грохота боев за освобождение Пальмиры, волшебная музыка Прокофьева, Баха, Щедрина, плывшая в тот вечер над античными памятниками, казалось чудом. Бойцы отдыхали душой, многие не сдерживали слез...
Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев выступает с симфоническим оркестром в разоренной боевиками Пальмире.

Публичная казнь в Амфитеатре

После повторно захвата Пальмиры, боевики ИГИЛ взорвали часть римского амфитеатра в Пальмире. Никто тогда не знал, что фасад древнего Амфитеатра, в котором и шел тот концерт, мы видим в последний раз...Разрушение римского театра в Пальмире – это ужасная потеря. Это уникальное сооружение, представлявшее как научную, так и эстетическую ценность.


Тетрапилон в Пальмире. Боевики ИГИЛ разрушили античный тетрапилон его поностью. (можно видеть на предыдущем фото).
Еще в 2015 году из 200 памятников нетронутыми оставались только 4.
В марте 2016 года сирийская армия уже отвоевывала Пальмиру от боевиков ИГ, однако в декабре того же года террористы снова заняли исторический город.
Такой была Пальмира год назад ( март 2016 года)
Такая она сейчас, в марте 2017 года. Не осталось ничего: Пальмира не устояла перед натиском боевиков ИГИЛ
Древняя Пальмира уничтожена до основания. Античный город не пережил оккупацию ИГИЛ. Об этом свидетельствует видеозапись, сделанная шведскими журналистами. Они сумели попасть на территорию, занятую террористами, и снять на скрытую камеру то, что осталось от сокровищницы архитектурного наследия.

В настоящее время сирийские военнослужащие полностью контролируют исторический город.
Но покидая город, террористы заминировали дороги и здания, и теперь сирийские военные занимаются поисками взрывных устройств.



наш спецназ в Пальмире март 2016 г.

Бойцы сирийской армии в освобожденной Пальмире. Март 2017 г.
Из интервью директора Государственного музея Востока Александр Седов о дальнейшей судьбе Пальмиры:
"Тот, кто это сделал, либо консультировался с учеными, либо читал книги: знал, что нужно разрушить, чтобы причинить наибольшую боль", - так оценил действия террористов, взорвавших Пальмиру, директор Государственного музея Востока Александр Седов. Отчет экспедиции в древний город, которую он возглавлял, недавно передали в ЮНЕСКО. Согласно ему культурный слой на большей части территории не имеет следов повреждения, однако наиболее знаковые объекты архитектурно-археологического наследия все же были преднамеренно разрушены. Особенно пострадали храм Бэла и Триумфальная арка.
- Сомневаюсь, что храм Бэла подлежит реставрации, речь может идти только о воссоздании, - вынес свой печальный вердикт Александр Седов. - Такая же ситуация с большей частью гробниц. А вот храм Баалшамина, по предварительной оценке, можно восстановить.
Из каких материалов и как это будет делаться - это компетенция ЮНЕСКО и сирийских реставраторов, у которых, подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, "гораздо больший опыт в воссоздании древних городов, чем у нас, мы имеем дело с профессионалами". Опасения, что в итоге появится очередной "новодел" мирового значения, попытался развеять и Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в России Рияд Хаддад: никакого нового строительства в Пальмире не будет.
Никакого "новодела" в Пальмире не будет
Когда восстановят? По мнению первого замминистра культуры России Владимира Аристархова, восстановление Пальмиры должно стать международным проектом. Все зависит в первую очередь от военной ситуации, а во вторую - от действий ЮНЕСКО, которая "соберет необходимые взносы участников проекта". "Ход за ЮНЕСКО", - заключил замминистра. К слову, помимо объективных причин, тормозящих начало работ, есть, как считают эксперты, и политические. "В первую экспедицию в Пальмиру мы пригласили ведущих мировых ученых. Но получили прямой отказ, - поделился Владимир Аристархов. - Правительства запретили им ехать, не желая сотрудничать с Россией и Сирией". Однако шаги по координации научных усилий, как рассказал Михаил Пиотровский, все же предпринимаются. В частности, на "Петербургском диалоге" обсудили "дорожную карту" совместной работы с германскими специалистами в рамках комиссии ЮНЕСКО, включая создание базы данных и мониторинга "черного" рынка древностей:
- Пальмира тяжело ранена, но жива. То, что сейчас там будет происходить, новый этап в реставрации с использованием новейших технических средств, что называется виртуальная археология: съемка со спутников и 3d-реконструкции.
Сколько же понадобится времени, чтобы привести Пальмиру в порядок? Конкретные сроки реставрации присутствующие назвать затруднились. Разборка завалов на одном из объектов, к примеру, в храме Баалшамина может занять от четырех до шести месяцев, от восьми месяцев до года - восстановление. Но там погибло и внутреннее убранство.
- Степень утраты рельефов до разборки завалов определить невозможно, - объяснил Александр Седов. - Поэтому не ясно, сколько времени потребуется современным мастерам, чтобы все восстановить.
http://infreactor.org/27472-statuya-lva-allata-v-palmire-budet-vosstanovlena
https://topwar.ru/83947-voyna-protiv-istorii-boevi...zhayut-pamyatniki-kultury.html
http://www.fair.ru/boeviki-igil-uchili-siriiskih-d...ezat-golovy-17030311040097.htm
http://discussio.ru/military/unikalnye-fotografii-...ecialnyx-operacij-rf-v-palmire
https://topwar.ru/83947-voyna-protiv-istorii-boevi...zhayut-pamyatniki-kultury.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru