Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Самый загадочный в истории голландской живописи - художник Иероним Босх

Автор - Epiophlebia. Это цитата этого сообщения
Самый загадочный в истории голландской живописи - художник Иероним Босх

5723196_13537618500479940www_nevsepic_com_ua (700x507, 109Kb)

В прошлом году отмечалось пятисотлетие со дня смерти самого, пожалуй, непонятного и загадочного в истории голландского живописца – Иеронима Босха.

5723196_3873 (580x700, 317Kb)

Даже биография его выражена в скупых, лаконичных фактах. Изначально этот живописец (и сын живописца) носил фамилию ван Акен (что означает: из Аахена). Родился и проживал он в городе Ден Бос (Хертогенбос). Видимо, в связи с этим он впоследствии и взял себе псевдоним – Босх. Последняя буква, кстати, в голландском варианте не читается.

Более пятисот лет назад этот художник писал картины, которые вызывали споры, возмущение и восхищение одновременно. Известен он был своими росписями стен церквей и монастырей, но также и картинами, на которых причудливые фигуры не то людей, не то зверей, странные пейзажи и удивительные планеты заставляют задуматься: что заставляло Босха писать такие сюжеты?!

Сами голландцы склонны иногда считать, что этот деятель искусства «что-то употреблял». В официальной версии, предложенной одним из европейский исследователей жизни и творчества Босха, есть предположение, что ум его был выведен из равновесия в результате участия в секте адамитов. Последователи учения адамитов, якобы, ходили по улицам нагишом, проповедовали «свободную любовь» и полигамию. Данное утверждение не было доказано, ибо, согласно другим предположениям, в 15 веке адамитов в Нидерландах еще не было.

В любом случае, Иероним Босх прошел, как светило, по небосклону мировой истории, оставив после себя след, столь же загадочный, как пресловутая комета Галлея. Его причудливые, нереальные и, что уж греха таить, пугающие сюжеты вдохновляли его современников и потомков для подражания. Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. Что-то в этом, бесспорно, есть. Возможно, они связаны каким-то дальним родством? Если учесть, что Нидерланды были в ту пору испанской провинцией, почему бы знаменитому испанскому живописцу и не быть прапрапрапраправнуком Босха? Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. А пока что – в городе Ден Босе, где на центральной рыночной площади с незапамятных времен стоит памятник Иерониму Босху.

5723196_stockphotomonumentoffamouspainterhieronymusboschinshertogenboschnetherlands258305126 (700x513, 223Kb)

   Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырёх главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
      Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.

      Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

      В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
      Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Его картины...

5723196_boschhieronymusthemarriagefeastatcanaca15501565 (338x450, 80Kb)5723196_zitate4_1_ (296x438, 41Kb)

5723196_conjurer (348x291, 25Kb)

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

5723196__UQ1Wa8Zcvk (700x596, 352Kb)

    Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь ещё чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
      Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

5723196_image002 (696x466, 75Kb)

    Ещё острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом судёнышке, управляемом шутом.
      Резко осуждавший развращённость духовенства, Босх всё же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

  В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почётным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

5723196_12954preview (530x700, 73Kb)

5723196_416432_24_i_048 (700x495, 56Kb)

 «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

5723196_998 (697x700, 403Kb) 

Внешние створки алтаря(закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредёт усталый, оборванный путник. Вокруг он видит множество примет торжествующего зла: грабежи, насилие, казни, злобно рычащую на него собачонку, кружащееся над падалью вороньё. Впоследствии этот образ найдёт своё развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.

5723196_0_12d3eb_c9906ed3_orig (700x404, 91Kb)

 Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
      Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковёр, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

      Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.
      Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

      Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.

5723196_IeronimBosh_CvyatoyIoannKrestitelvrazmyishlenii_15041505 (566x700, 360Kb)

«Иоанн Креститель в размышлениях»

  Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений.

5723196_2_3_Se_chelovek_Detal__Gorodskoi_peizaj (700x568, 301Kb)

5723196_1328542814_cover (700x700, 479Kb)

5723196_13547364570386797www_nevsepic_com_ua (507x700, 294Kb)

  В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе.

5723196_BrugesGroeninge_Museum_Last_Judgment (700x535, 105Kb)

 

5723196_bosh_poklonenie_na_vlahvite_prado (700x606, 341Kb)

5723196_tumblr_nk2y14sF7B1uo83euo6_1280 (559x700, 288Kb)

5723196_img30 (700x525, 50Kb)

«Несение креста»

    В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображён с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

      Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.

      Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.

http://alesha.3bb.ru/viewtopic.php?id=267

http://cp12.nevsepic.com.ua/61/1353761850-0479940-www.nevsepic.com.ua.jpg

http://www.netzim.ru/yubilej-ieronima-boskha-bolsh...-kulturnoj-zhizni-niderlandov/

http://40.media.tumblr.com/112624f49a3faaa2bdeba3d...r_nk2y14sF7B1uo83euo6_1280.jpg

http://old.omda.bg/biblioteka/puteshestvia/snimki/...klonenie_na_vlahvite_prado.jpg

http://www.rositour.it/Arte/Bosch%20Hieronymus/Bru...e%20Museum_Last%20Judgment.jpg

http://cp12.nevsepic.com.ua/64-2/1354736457-0386797-www.nevsepic.com.ua.jpg

http://abng.ru/html_m/b/bosch/91adorat/16centre.html

http://www.nearyou.ru/bosch/wayf

Серия сообщений "Разные страны Европы":

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Серия сообщений "Живопись древних":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments