Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

По мотивам передачи "Абсолютный слух" от 03.02.2016

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
По мотивам передачи "Абсолютный слух" от 03.02.2016




Роль личности в истории, в том числе истории искусства, трудно переоценить. Такой личностью, повлиявшей на все развитие мирового классического балета, стала великий педагог А.Я. Ваганова. О ней и ее первых ученицах - Марине Семеновой и Галине Улановой - рассказывает искусствовед Лариса Абызова.



Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951)



Великая русская балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908 - 2010)



Великая балерина Галина Уланова (1910 - 1998) 

 





Знаменитый философский роман "Доктор Фаустус" великого немецкого писателя Томаса Манна вышел в свет в 1947 году. Его главный герой, композитор по имени Адриан Леверкюн, герой вымышленный, однако некоторые качества его характера и биографические вехи Т. Манн не сочинил, а, можно сказать, "списал" с реально существовавшего композитора - Гуго Вольфа (1860 - 1903).





В 28 лет Вольф нашёл свой жанр и свою тему. По словам самого Вольфа, его словно «вдруг осенило»: все свои силы он обратил на сочинение песен (всего около 300). И уже в 1890-91 приходит признание: в различных городах Австрии и Германии устраиваются концерты, в которых сам Вольф нередко аккомпанирует солисту-певцу. Стремясь подчеркнуть значение поэтического текста, композитор нередко называет свои произведения не песнями, а «стихотворениями»: «Стихотворения Э. Мерике», «Стихотворения И. Эйхендорфа», «Стихотворения И. В. Гете». К лучшим произведениям относятся также две «книги песен»: «Испанская» и «Итальянская».,









Вальс  "На сопках Маньчжурии" стал широко известен, однако не все смогут объяснить его название и назвать имя его автора. Сюжет программы посвящен истории создания вальса - он был написан в начале ХХ века капельмейстером Мокшанского пехотного полка Ильей Шатровым и посвящен памяти героев, погибших во время Русско-японской войны под Мукденом. 



В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение. Был убит командир полка. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, в тылу полка вдруг заиграл духовой оркестр, возглавляемый капельмейстером Ильёй Алексеевичем Шатровым, придавая бойцам силы. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Из всего полка вышли живыми только 7 музыкантов оркестра, награжденных впоследствии Георгиевскими крестами, почетными серебряными трубами. Капельмейстер И. А. Шатров „за разновременные отличия против японцев” был отмечен орденом Станислава третьей степени „с мечами”

В мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст. Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась „Мокшанский полк на сопках Маньчжурии”. Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям. С 18 сентября 1906 года Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьезную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. Летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатрова „Мокшанский полк на сопках Маньчжурии” продавались в магазине дешевых изданий Оскара Кнауба.

В Самаре же и состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Поначалу провинциальная публика довольно прохладно встретила этот вальс, однако впоследствии популярность вальса стала расти, а с 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи других модных вальсов. Только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза.

В силу своей популярности вальс стал объектом „аудиопиратов”, выпускавших пластинки без разрешения автора и без выплаты гонорара. А многие граммофонные фирмы заплатив автору гонорар многократно тиражировали грампластинки, более не выплачивая гонорара ни автору произведения, ни исполнителям. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах Шатрову удалось отстоять свое право на часть доходов от продажи пластинок.

В конце Великой Отечественной войны вальс „На сопках Маньчжурии” нередко исполнялся по радио и в концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Советской Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.





Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments