Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Ко дню рождения Екатерины Сергеевны Максимовой (1939 - 2009)

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
Ко дню рождения Екатерины Сергеевны Максимовой (1939 - 2009)


Мучений балет доставляет гораздо больше, чем счастья. И все же это

моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое. 

Я балерина, и от этого мне никуда не деться.

Но балет - не только моя профессия, это ещё и моя жизнь...


Фото Ружены Глинской.


Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога Г. Г. Шпета (1879-1937, расстрелян в Томске).

С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. Первым ее пед
агогом стала Л. И. Рафаилова.


Старейшина московского балета В. Д. Тихомиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой — уже ученицей 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко», шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков, ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру.





Еще в училище балетмейстеры ставили номера специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила миниатюру В. А. Варковицкого «Соловей» на музыку А. А. Алябьева; сам великий К. Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого «Романс» на музыку С. В. Рахманинова.


   В 8-м классе Катя Максимова станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». 

Она танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли парижской "Гранд-опера", Харальд Ландер выбрал
ее для показа принципов построения классического урока.


Екатерина Максимова в сцене из балета "Шопениана" на сцене Большого театра.

 

В 1958 Екатерина Максимова окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт). После училища она поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.



В 1958–1988 Максимова– ведущая артистка балета Большого театра.

В первый же сезон она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее "чудесным маленьким эльфом", "бэби Большого балета".


Максимова и Тихонов в балете Адана «Жизель»


Многие балетные партии Екатерина Сергеевна Максимова готовила под руководством Галины  Сергеевны Улановой.

Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра.



 


Екатерина Максимова выступала также в большинстве новых балетов, в спектаклях Григоровича, и нередко была первой исполнительницей. 

Партнером Максимовой был
муж, Владимира Васильев и многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю. Т. Жданов, Н. Б. Фадеечев, Г. В. Ледях, Б. И. Хохлов, М. Э. Лиепа, Л. М. Лавровский, А. Ю. Богатырев, Х. Донн.




За границей Екатерина Максимова исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Юлия — «Ромео и Юлия» на музыку Берлиоза, труппа «Балет XX века», Бельгия, 1978), Ролана Пёти (Роза — «Голубой ангел» на музыку Констана, «Марсельский балет», Франция, 1987), Джона Кранко (Татьяна — «Онегин» на музыку ПЧайковского, Английский национальный балет, 1989); Леонида Мясина (Продавщица перчаток — «Парижское веселье», театр «Сан-Карло», Неаполь, Италия, 1988), Менегатти (Ромола — «Нижинский», театр «Сан-Карло», 1989). 




Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение Максимовой хореографии Аштона (па-де-де из балета «Сильвия», 1979); Шиллинга («Матч», 1973); Дж. Арпино («В кругу ангелов» — хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994); М. Кларк («Сады Вилландри», 1999).

С Екатериной Максимовой работал Голейзовский, поставивший в 1960 для неё один из лучших своих номеров – «Мазурку» на музыку АСкрябина и «Фантазию» на музыку С. Н. Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым.




Крест на карьере Максимововой едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета «Иван Грозный». Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла - выскочил" позвонок. 

Под вопросом было нормальное передвижение. Но Екатерина Сергеевна  при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для неё Васильевым. 10 марта 1976 Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого в «Жизели».




Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование («Галатея» по «Пигмалиону» Шоу, музыка Лоу в обработке Т. И. Когана, хореограф Брянцев; «Старое танго», музыка Когана, хореограф Брянцев). 

Драматический талант раскрылся в моноспектаклях «Песнь песней» (1990) и «Художник читает Библию» (1994).



С 1980  Максимова выступала с ансамблем «Московский классический балет».

Последний раз Екатерина Максимова выступила на балетной сцене в 1999.

В 1980 Екатерина Сергеевна закончила Государственный институт театрального искусства им. Луначарского. 




С 1982 Екатерина Сергеевна Максимова начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора).

С 1990 Максимова активно сотрудничала с Кремлевским театром балета, где она создала чарующий образ Золушки в новом спектакле В. Васильева и, как старший педагог-репетитор, готовила роли с молодыми солистками. 

С 1998
Екатерина Сергеевна Максимова— балетмейстер-репетитор Большого театра.

Под руководством Екатерины Максимовой в Большом репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.


kino-teatr.ruРоссийские актёры и актрисыsov/21441/bio



Артисты балета Екатерина Сергеевна Максимова и Владимир Викторович Васильев

Серия сообщений "Балет":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments