Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Необыкновенное чудо. Александр Абдуллов.

«Жизнь коротка, но какой ширины она будет — зависит только от человека».

3 января 2008 года умер любимый актёр всей страны Александр Абдулов. Необъятная Россия только что отпраздновала Новый Год, надеясь, что он будет лучше старого. В телевизионной сетке почти всех каналов весёлые праздничные передачи, фильмы преимущественно комедии. И тут в новостях сообщают о том, что страна лишилась своего любимого актёра, таланта, человека-эпохи.
Погода в Новый Год была незимней, а после смерти актёра ударили морозы. Но, несмотря на холод, люди стояли на улице, чтобы в последний раз преподнести цветы любимому актеру. Очередь скорбящих растянулась по улице Малая Дмитровка до кинотеатра "Пушкинский". Похоронили Александра Абдулова на Ваганьковском кладбище, его могилы не было видно, столько было на ней цветов.




"Счастливого Пути"

bliz-abd.jpg


Абдулов родился в Тобольске, жил с родителями в городе Фергане. Там в пятилетнем возрасте он впервые проявил свой актёрский талант на сцене Ферганского драматического театра в спектакле "Кремлевские куранты", получил три рубля зарплаты, и всё отдал родителям. В дальнейшем Абдулов ушёл в спорт, профессионально занимаясь фехтованием, но успешно сдал экзамены в ГИТИС на курс И.М. Раевского. В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне "Ленком") на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева "В списках не значился". За эту роль Абдулов был удостоен премии "Театральная весна". Это и определило его будущую судьбу.


208935.jpeg


«У меня громадное количество вопросов к самому себе... Но я боюсь их задавать, потому что не отвечу».

«Гениальность – она сродни болезни, абсолютно здоровый человек с нервной системой, как у спокойной коровы, ничего не сможет сотворить».

AbdulovA.jpg




Александр Абдулов «Представь себе весь этот мир»


«Я знаю себе цену как артисту — не по газетам, а по зрительному залу. Кроме того, я не сижу, не жду, чтобы меня позвали. Сам хожу».

«Если не знаешь, как играть, то играй странно и прослывёшь гением».

«От вечной погони за деньгами мир стал очень жестоким».

«Для меня любая роль здоровья-то не несет. Это я абсолютно точно знаю. Если ты по-настоящему сыграл - то кусок сердца отдал, часть крови, часть сил. Чем серьезнее работа, тем опаснее она для здоровья.»

«Когда-то давно, лет 25 назад, я посмотрел «Кукушку» и хотел вообще уходить из профессии, потому что понимал, что мне никогда такую тему сыграть не удастся. Не дадут. Никогда в жизни. И вот через столько лет это пришло на круги своя».

KMO_070784_00297_1_t210_131845.jpg

Абдулов сыграл Макмерфи в спектакле «Затмение» по роману «Пролетая над гнездом кукушки» (2005). Казалось бы, что можно добавить к образу, созданному Джеком Николсоном? Но это был удивительный Макмерфи. Режиссер Александр Морфов, приглашенный для постановки в Ленком, сразу сказал актеру: «Я не хочу, чтобы ты играл, я хочу, чтоб на сцене ты был самим собой».

754598823530123.jpeg

Самой значительной своей ролью в театре Абдулов считал Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского "Игрок" - спектакле "Варвар и еретик". За эту роль Абдулов был удостоен премии "Фонда К.С. Станиславского" и "Хрустальной Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова. Этого персонажа он считал близким себе по духу. "Я по натуре игрок,"

inx960x640.jpg
Олег Янковский и Александр Абдулов в спектакле «Варвар и еретик», поставленном Марком Захаровым по роману Ф. М. Достоевского «Игрок».


Марк Захаров: Они с Абдуловым вместе за кулисами как-то оттачивали юмор свой, говорили всякие глупости друг другу. Они вообще как-то много шутили, и с очень серьезными глазами при этом. Янковский говорил, что ты вот молодой, я постарше, и наверное, я тебя буду сживать из театра, наверное, тебе придется плохо. И моя дочь, которая только что пришла театр, возвращается домой в слезах и говорит: вот такой жуткий конфликт, Олег Иванович хочет сжить со света Александра Гавриловича. Я ей объясняю: дураки они, и ты тоже дура, это они тренируют себя, оттачивают свое дурацкое остроумие.

3_0.jpg
C Романом Балаяном на съёмках фильма "Храни меня мой талисман"
14_acae362d2325fa14f85eb0a27a2d727f.jpg
Абдулов, Янковский и Адабашьян носят на руках режиссера фильма «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна, 1986

6668ac7398b6fc1feab815ea70d47c92.jpg
"Убить Дракона"


«Домой прихожу не я - тень, руины мои приходят. Терпеть все время руины тяжело. Я бы не хотел, чтобы ко мне руины приходили. По идее это невыносимо».

«Я не против сериалов вообще, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» тоже сериал, но сериал сериалу рознь!»

«А еще мечтаю о короле Лире и Дон Кихоте».

Медведь в "Обыкновенном чуде"

- Я писал сценарий экранизации сказки Евгения Шварца очень вдумчиво, медленно, - вспоминает режиссер Марк Захаров. - Фоном постоянно играла кассета с Джо Дасеном… Мне, конечно, хотелось снимать в фильме своих, ленкомовских актеров. Сразу знал, что Волшебником будет Олег Янковский. А роль Короля писал под Евгения Леонова.

Большие и длительные пробы проходили на главные роли Медведя и Принцессы. «Шкуру» Медведя примеривали Валерий Шальных, Евгений Меньшов, Евгений Герасимов.

Александр Абдулов.jpg




Хотите я Поцелую Вас || Обыкновенное чудо || Александр Абдулов || Евгения Симонова


- Я отстаивал кандидатуру Саши Абдулова, но у мосфильмовского руководства были сомнения, - говорит режиссер. - Абдулов жаловался: «Обычно пробуют меня, а потом снимают Костолевского». Это его признание добавило мне спортивного азарта, и я добился, чтобы утверждение получил Саша.

40519_900.jpg

Роль Абдулова - Медведь в фильме М. Захарова «Обыкновенном чуде» (1978) стала началом их творческого союза. В 1979 году актер снялся в очередном фильме Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», в 1983 году - в «Дом, который построил Свифт», в 1984 году - в фильме «Формула любви». Помните, «Уно, уно, уно, ун моменто…»

14188595057707.png




Формула любви. Уно моменто

5bbe1f9020a96f7d57a12ae612b59103.png


«Как-то рассказал одной журналистке, что у меня была сестра – Поля Абдулова. Уехала Поля на Запад и стала знаменитой. Теперь ее Пола Абдул зовут. Поделился я с журналисткой на условиях секретности – на следующий день все было в газете».

2c52jlzy2jixbqy6vbr9e7zj4.png

Abdulov Aleksandr




Ирина Алферова и Александр Абдулов - Рассвет, Закат...

1111.jpg


«Я не понимаю и мужчин, которые пишут о своих любовных победах. Сразу возникают сомнения по поводу их сексуального здоровья. Раз утверждаются в женских «тиражах» — значит, есть какие-то проблемы. Если я сейчас стану писать, кто у меня был, ну, трехтомник будет точно».

1452934701_3.jpg




И.АЛФЁРОВА - А.АБДУЛОВ - "С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ"

859dc1383f59.jpg


«У меня однажды была замечательная ситуация на спектакле. На первом ряду сидели муж с женой. Они смотрели-смотрели, и вдруг жена, ни слова не говоря, развернулась и — бац: залепила мужу по роже увесистую пощечину, наотмашь, со всей силы. И он голову спрятал, отвернулся. А она дальше смотрит. Значит, так: история из спектакля совпала с ними, с их жизнью… Я понял, что точно попал в цель, в этот нерв».

v_kino_004.jpg

fullsize.jpg




Песня об отсутствии любви из к/ф "Чародеи".

61.jpg

воспоминания режиссера Сергея Соловьева об Александре Абдулове

Саша Абдулов появился на артистическом горизонте Москвы, а потом и всего Советского Союза, совершенно неожиданно. Появился, как колоссальная летучая звезда, как какой-то метеорит. Все рассказывали друг другу легенды, еще не видев его. И мне рассказывали эти легенды, я их слышал: «Там в Ленкоме у Захарова появился такой артист, мама дорогая, мама дорогая, мама дорогая!» – «А в чем мама дорогая?» – «Мама дорогая в том, что он круче, чем Жерар Филип». Я спрашиваю: «А в чем крутизна-то?» – «Крутизна? Ооочень красивый, очень, очень. У нас таких артистов давным-давно не было». Он правда был поразительно красив, поразительно эффектен, поразительно для тех лет – я даже скажу это смешное слово – «гламурен». Он был гламурно красив. Именно в силу этого меня лично он совершенно не интересовал, ну ни с какого боку. Равно как и Жерар Филип.

Sex_symbols_25.jpg

Сидели мы как-то в ресторане Дома кино с Сашей Кайдановским. … А свойство было такое у Дома кино: садишься вдвоем, а потом обрастаешь, обрастаешь, обрастаешь людьми, и получается такая артистическая среда. Вот для образования артистической среды к нам и подсел Саша Адбулов. Шел он откуда-то куда-то, как всегда с неясными целями. … Шел он с коробкой, а в коробке был торт. И сел он с этой коробкой к нам за стол.

6af6f4d1f050.png

big_zr66l7mou621.jpg


По-моему, между делом сказал: «Извините, я вам не помешаю?» Не дождавшись ответа, стал говорить, что идет к кому-то с тортом на день рождения. Развязал коробку, начал рассказывать, как он туда засунет свечки, как все будут дуть, страшно при этом хохотал, очень был похож на Фанфана Тюльпана. … И вот в течение разговора он достал откуда-то снизу крышку от коробки, которой закрывался торт. Достал эту крышку и надел почему-то ее мне на голову. И вот я в таком состоянии, с коробкой на голове, стал дальше участвовать в беседе.

Но после того случая, когда я посидел в Сашиной коробке и увидел Сашины реакции, я для себя решил: буду снимать только Сашу, только-только-только Сашу. Я позвонил Саше и сказал: «Саша, я бы хотел пригласить тебя в новую картину, которую я снимаю, “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви”». Саша спрашивает: «А про что картина?» Я говорю: «Ну я дам почитать сценарий». Он говорит: «Да ну, дело не в том. Что там читать сценарий?» Очень не любил читать сценарии.

1424521587_4744.desyatj_negrityat___1987.jpg

Саша даже долгое время после выхода фильма «Десять негритят» Говорухина, где он играл большую роль, ко мне приставал: «Слушай, расскажи, чем там дело кончилось в “Десяти негритятах”». Кто был этот подлец-то, который всех мочил?» Я говорю: «Саш, ты что, обалдел? Ты же снимался в этой картине, сценарий читал». Он говорит: «Нет, я сценарий читал только до той поры, пока меня не убили. А меня убивают, по-моему, не то на десятой, не то на двенадцатой странице. Так что там было дальше, я совершенно не знаю. … Расскажи, чем там кончилось. Мне дико интересно».

272025_900.png

Я очень много видел Сашиных работ второй половины его недолгой и блистательной артистической жизни. И вот у меня какое сложилось впечатление. Как в футболе, бывает гений индивидуальной игры. … А еще есть гениальные командные люди, которые и уложат кому-то на ногу мячик. И такому человеку не жалко, что забил не он сам. Вот Саша был гений командной игры. Саша был и гений артистической дружбы. Причем не надо думать, что это было так уж всегда идеалистично.
У Саши была очень непростая жизнь. И со стороны кажется, что это такая песня во время забега на Олимпийских играх на пять тысяч метров. Причем он бежит первый и еще поет. Вот такое какое-то ощущение у всех было. Жерар Филип, Фанфан Тюльпан, бежит на пять тысяч метров в трусах и еще поет. Вот как-то так все представляли Сашину жизнь. А это совсем не так. … А на самом деле Саша был иногда очень одиноким, очень, очень одиноким человеком, стоящим на ветру.

137.jpg

«Я считаю, что легенда должна оставаться легендой. И я тоже хочу остаться легендой».

«Длину жизни человека отмеряет Бог. Ширину жизни человек определяет сам».

2923647

«Власть! Она разъедает. Я не знаю, какие надо иметь мозги, чтобы сохранить там чистоту души. У меня другая власть — власть над залом. Ведь я же не плачу зрителям деньги за то, чтобы они смеялись или плакали, когда я играю».

ja2.jpg


В 1992 году, став президентом ММКФ, Абдулов буквально из небытия возродил Московский Международный кинофестиваль. Причем действовал как гениальный стратег - первым делом обратился к мэру Лужкову с предложением внести в список соучредителей фестиваля и правительство Москвы.

aleksandr_abdulov_ga-19.jpg


Умел управляться не только с чиновниками, но и с братьями-артистами, и с музыкантами - что иной раз еще сложнее. Александр Абдулов был инициатором и организатором театрального благотворительного фестиваля «Задворки» внес большой вклад в восстановлении московского Храма Рождества Богородицы в Путинках. Это один из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры в стиле «русского узорочья». С конца 80-х годов по его инициативе во дворе театра им. Ленинского комсомола проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма.

img18.jpg

8.jpg

После смерти актера в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло и отпевание Александра Гавриловича 5 января 2008 года.

c6014376-0c15-49d3-b395-ce03bcb04733.jpg


«На Пасху обязательно отстаиваю всю службу, иду на крестный ход. Знаете, меня бабушки в нашей церкви избрали хранителем кружки. Но я отказался. Они ко мне на батюшку жаловаться ходят. Такой вот церковный староста!»

Последнее интервью Абдулова







А. Абдулов - 12 дней



отрывки из книги Сергея Соловьева «Александр Абдулов. Необыкновенное чудо».
http://www.kulturologia.ru/blogs/030117/32866/?amp
http://www.greenmama.ru/nid/1456896
https://smiruponitke.info/article/post-pamyati-ale...lova-v-tsitatah-i-fotografiyah
http://lera-komor.livejournal.com/1623251.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments