Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Торжество Дон Жуана

Серия постов об известнейших литературных героях родом из испанской Севильи
Горда Севилья роскошью и славой, Прекрасны в ней минувшего черты(часть 1)
Вечный образ Кармен (часть 2)
«О, Дон Гуан красноречив — я знаю,
Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили? »

А. С. Пушкин «Каменный гость»

Вы не были в Севилье? Как! Вы не видели собор Мария-де-ла-Седе? Кстати это крупнейший готический собор в Европе. Не стояли возле могилы великого Колумба? Не ходили по городским узким улочкам наполненным ароматом ладана с корицей на Страстную неделю?
Если нет такой возможности, то посетите Севилью виртуально
В Севилье происходят действия многих литературных произведений. Севилья - родина прославленной цыганки Кармен и не менее известного Дона Жуана

Francisco_Pradilla_y_Ortiz_-_Cortejo_del_bautizo_del_Príncipe_Don_Juan,_hijo_de_los_Reyes_Católicos,_por_las_calles_de_Sevilla.jpg
Cortejo del bautizo del Príncipe Don Juan, hijo de los Reyes Católicos, por las calles de Sevilla
Это картина по-видимому о каком-то другом Доне Хуане из Севильи, но она передает праздничные краски города.

Дон Жуан (дон Хуан) – впервые это имя появилось в 1630 году в пьесе испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский обольститель и каменный гость» . Сюжетом пьесы стала подлинная история, произошедшая в XIV веке в Севилье. История реально произошедшая в Севильи с жившим некогда в этом цветущем городе доном Хуаном де Тенорио – представителем одного из знатных аристократических родов Севильи. Поначалу весть о ней разнесла молва, превратив в сказку-легенду, а потом яркий почти сказочный сюжет подхватили литераторы и композиторы.
Так страстный Дон Жуан наравне с Дон Кихотом, Фаустом, Гамлетом стал «вечным образом» в литературе, перешагнув рамки литературного персонажа.

to-dongiovanni-small-jpg.jpg


Дон Жуан (устар. Дон Гуан; с точки зрения транскрипции правильнее Дон Хуан (исп. Don Juan), также встречается итальянский вариант дон Джованни (итал. Don Giovanni)) - ненасытный обольститель женщин, мачо, как назвали бы его сейчас - горячая испанская кровь обязывает.
Один из наших классиков вопрошал "Откуда у парня испанская грусть?" Это не о Дон Жуане точно.
Вечный "охотник, злодей, сердцеед" - выражение из нашей современной песенной "классики", хотя и о Казанове, но так схожем своим любвеобилием к прекрасному женскому полу с Дон Жуаном.
Многие мужчины считают комплиментом услышать в свой адрес «донжуан», возможно потому что распутство гораздо привлекательней добродетели. Сильный, яркий, с горящим взором мужчина, к тому же осыпающий тебя комплиментами с ног до головы, производит неизгладимое впечатление, обжигает своей страстью и ... оставляет рубец на сердце слабых, беззащитных от такого натиска, женщин.
Образ сердцееда женщин всего мира не мог не прославить свой родной город.
И сейчас бродя по извилистым улочкам старой Севи­льи, можно с легкостью представить , как под окнами этих распевал свои серенады пылкий и неутоми­мый искатель приключений Дон-Жуан.

2410.jpg


Кстати, в Севилье установлен памятник дону Хуану де Тенорио - своим распутным поведением прославившему Севилью на весь мир.

800px-Don_Juan_001.jpg
Памятник дону Хуану Тенорио в Севилье

11793.jpg
Севильский дворец Алькасар не далеко от памятника.

1351147114_evre.jpg
Улочка в квартале Санта Крус, месте, где и охотился на женские сердца пленительный ловелас. Даже ворота, запиравшие этот район, не могли остановить бесстрашного Дон-Жуана.

Plaza-Dona-Elvira.jpg
Plaza Dona Elvira.

Возможно площадь той самой Донны Эльвиры, оказавшейся «дежа вю» – Дон Жуан не сразу узнал под вуалью одну из обольщенных им когда-то, брошенных и поэтому уже нежеланных красавиц.

Страсть к скандальным развлечениям была в обычае у испанских дворян. В их среде хвастались амурными победами и не задумывались над моральной стороной свершённого. Если оценивать эти приключения по строгости современных законов, то их участникам грозила бы статья за изнасилование. Нравы и понятия тех времён позволяли насильникам оставаться безнаказанными и не испытывать угрызения совести до конца бренной жизни.

4.jpg
Terborch Gerard.

don-juan-demarco_3.png
Дон Жуан - Джонни Депп (фильм 1993 г.)

277088.jpg

aee86eb74cd05ed3dab6872a8c21f5f0.png


Итак о прототипе легендарного Дона Жуана, представителе одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио.
Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававлись безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, кастильского короля Педро I (1350—1369). Имя дона Хуана наводило ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном командора дона Гонзаго не положило конец терпению.
Т.е. и остальные герои герои пьессы не вымышлены. Был и командор, правда он был не мужем, а отцом донны Анны, этот исторический факт соблюден у Моцарта, и в самом первоисточнике - у Тирсо де Молина.

Don_Juan_costume_designs.jpg


Предаваясь вместе с королём распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и монахи-францисканцы решили сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.

2.jpg

О Каменном госте- статуи Командора
151126145152.jpeg


Древнейшее происхождение имеет связанная с Дон Жуаном легенда о каменном госте, статуе, карающей преступника или его каким-то образом изобличающей или же кивком головы, дающей ответы на заданные ей вопросы. Так, например, Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некоего Мития упала и раздавила виновника смерти этого самого Мития, когда тот смотрел на нее. Согласно Плутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камилла взять под покровительство богини Рим, разгромленный галлами. По рассказу того же Плутарха, со статуей Фортуны общался Гней Марций Кориолан. Мотив статуи, наделенной чудотворной силой, получил распространение в драматургии средневековья.

don_juan.jpg


Символика статуи могла быть как воплощением небесного правосудия, так и орудием сатаны, наделенным демонической силой. Столь же двойственной была трактовка образа каменного гостя в разных преломлениях истории Дон Жуана.

Salvador-Dali_Don-Juan-Tenorio_1949.jpg
Salvador Dali Don Juan Tenorio 1949


Был в Севильи и другой прототип литературного Дон Жуана, вернее его известный последователь. Это дон Мигель граф де Маньяра Висентело де Лека, кавалер рыцарского ордена Калатравы, родившийся в 1626 г., т.е. через несколько лет после сочинения пьесы Тирсо де Малины “Дон Жуан”, и умерший в 1676-м, пережив на три года Мольера, который тоже не смог пройти мимо данной темы.
Шалости юного дона Мигеля не были чем-то исключительным для севильской золотой молодёжи XVII века.Но история Мигеля де Маньяры – исключение.

Лет в двадцать знатный ловелас пережил религиозное преображение. Случилось это, согласно городской легенде, так: однажды ночью Мигель, направляясь на любовное свидание, внезапно потерял сознание, упал и услышал голос, заказывавший для него, грешника, гроб как для мертвеца. Охваченный ужасом, он вернулся домой, а позже узнал, что на предполагаемом свидании его поджидали наёмные убийцы. Потрясённый герой решается на то, чтобы поменять свою жизнь.

Juan-de-Valdes-Leal-Don-Miguel-de-Ma-ara-leyendo-la-Regla-de-la-Santa-Caridad.JPG
Дон Мигель - благотворитель. Oil by Juan De Valdés Leal (1622-1690, Spain)


Прозрев, де Лека обвинил себя в самых постыдных грехах: «Я - дон Мигель Маньяра, пыль и прах, жалкий грешник; большую часть жизни я служил Вавилону и Дьяволу, князю его, многократно впадая в мерзость, гордыню, похоть, богохульство, соблазн и разбой».

Дон Мигель де Маньяра раскаялся и начал служить добру с тем же рвением, с каким предавался развлечениям. Он женился на тихой и разумной Иерониме де Мендоса, прожил с ней 12 лет, а после смерти заболевшей жены вступил в Братство Милосердия и оставшуюся часть жизни помогал бедным и больным.

52e6bd4203849.jpg

8c0215a9-cf06-4e63-929b-2cf1cd4e9c3f.jpeg
Госпиталь де ла Каридад. Архитектурный комплекс бывшей больницы милосердия – один из наиболее выдающихся образцов севильского барокко.


Он истратил всё своё состояние на благотворительность, построив Госпиталь де ла Каридад, и умер как праведник. Согласно завещанию, его похоронили под плитами у входа в часовню основанного им госпиталя, так что любой входящий попирал его гроб ногами. На плитах была высечена эпитафия, сочиненная им самим: «Здесь покоится худший из людей, какой когда-либо жил на свете». Но сейчас останки раскаявшегося дона Мигеля де Маньяра покоятся под алтарём.
В конце XVII в. одним иезуитом было написано житие дона Мигеля, в котором его порочное прошлое объяснялось сделкой с дьяволом. Кем бы ни был на самом деле исторический дон Мигель, он превратился в фигуру столь же мифическую, как и дон Хуан де Тенорио.

Estatua_de_Miguel_de_Mañara.jpg
Памятник Мигелю графу де Маньяра Висентело де Лека в Севилье.

Вот такой Дон Жуан. На нем он изображен не пылким юношей, а милосердным зрелым мужчиной, когда Дон-Жуан относит в свой дворец умирающего от голода мавра.

Литературные Дон Жуаны

С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.

800px-Giovanni_mario.JPG
Певец Джованни Марио в образе дон Жуана в одноимённой опере Моцарта


Всего через три года после издания пьесы Тирсо де Молины Жуан шёл уже со значительным успехом на народных сценах Италии, много выиграв от внесённого в пьесу комического элемента, которым итальянцы хотели смягчить её чрезмерный трагизм. У Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (поставлена в 1665) - комедия, к тому же главный герой лишен свое испанского происхождения . Неудивительно, что его в последствии исполнял сам Фернандель, человек с лошадиной улыбкой.

8yjxePQzdWdjz3v60BCl5t0MgQI.jpg

Проспер Мериме в новелле «Души чистилища» (1834) использовал уже историю раскаявшегося грешника Мигеля де Маньяры.

AS07311_4.jpg
Сальвадор Дали Наказанный развратник, или Дон Хуан Тенорио
Escenografía con rejas para escena de Don Juan y Doña Inés

AS07305_4.jpg
Дон Жуан и донья Анна на картине Сальвадора Дали

Repin_donjuan.jpg
Дон Жуан и донья Анна на картине И. Е. Репина


Байрон, Гофман, Карел Чапек..., у всех своя версия судьбы Дон Жуана.

q4Vl3CxGDdEkQ9hlevWSb5H0ACM.jpg
Здесь Дон Жуан не тот, кто вы подумали. Его роль исполняет Бриджит Бардо
(Фильм Дон Жуан 73 (1973) - Дон Жуан в юбке)


Вообще Дон Жуан на многое способен. У Байрона он умудряется добраться до России и влюбить в себя Екатирину II.
Есть и русские обработки легенды о доне Жуане, и это не только пьеса 1830 года Александра Пушкина «Каменный гость» и одноимённая опера Александра Даргомыжского. Еще и наш А.Н. Толстой, и современные писатели... Дон Жуанов на русской земле не мало, и не только литературных...




Фильм "Маленькие трагедии", серия 3 (Каменный гость, Пир во время чумы)


Дон Жуан в опере -один из любимых героев. Тоже вариантов множество, но самый известный -Моцарта. Он более всего содействовал всемирной популярности этого персонажа. Либретто к этой опере написано Лоренцо да Понте по пьесе Саморы.

20161022-Mozart-Don-Giovanni-opera.jpg

f3b6063bba3f052a6fc94849b467c9d7.jpg
афиша экранизации оперы Моцарта “Дон Жуан”, которая была запрещена к показу в США в 1961 г.


Моцарт назвал оперу «Дон Жуан» «веселой пьесой» (dramma giocoso).
Безудержный авантюризм, кипучее веселье «Арии с шампанским», неотразимая обольстительность «Серенады с мандолиной», беспрерывная погоня за женщинами.




Георг Отц.«Ария с шампанским»


Женщины и пир – главные ценности жизни, главный объект «охоты за наслаждениями». Но «пир жизни» не вечен, расплата за беспечное веселье не за горами.

artlib_gallery-327533-o.jpg

https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=1882610&...r=43&redircnt=1480100615.1
http://russianpulse.ru/continentalist/2016/04/07/1...va-proekt-istoriya-v-kartinkah
http://samcult.ru/episodes/8280
http://fort-re.ru/news/15903.html

Серия сообщений "Мой взгляд. Любовное":
Часть 1 - Роман в чужом письме
Часть 2 - Ава Гарднер и Фрэнк Синатра
...
Часть 21 - Стакан, который никогда не бывает наполовину.
Часть 22 - Вечный образ Кармен (часть 2)
Часть 23 - Торжество Дон Жуана

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments