Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Мария Стюарт (часть 8) Её облик, личные вещи и музей "Дом Марии Стюарт" в Джедборо

Амбуаз (Часть 5)
Замок Шенонсо (Часть 6)
Дворец Фонтенбло (Часть 7)
DSC_5663.jpg
Мария I (урожденная Мария Стюарт 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, а также королева Франции в 1559—1560 годах

Armes_marie_stuart_(sceau).png

Музей "Дом Марии Стюарт" в Джедборо(Джедбург)
.

Продолжаем путешествовать по местам, где побывала Мария Стюарт.
На этот раз это будет "Дом Марии Стюарт" в Джедборо. Когда-то здесь действительно некоторое время проживала Мария Стюарт. Сейчас там музей Марии Стюарт.

DSC_57171.jpg

DSC_5595.jpg
город Джедборо
DSC_5602.jpg

DSC_5657.jpg

Из предметов обстановки,мебели, предметов быта той эпохи не сохранилось ничего, поэтому это просто музейная экспозиция в фактически пустом , за исключением обеденной залы, доме.

DSC_5676.jpg
Так выглядел Дом Марии Стюарт во время её жизни


Здесь можно увидеть как здание выглядело много лет назад и каким ландшафтом было окружено, можно полюбоваться на портреты Марии Стюарт и исторические персоны той эпохи, сыгравшие значительную роль в ее судьбе.

DSC_5703.jpg
Обеденный зал


DSC_5704.jpg

DSC_5674.jpg
Туфля и локон волос Марии Стюарт


Здесь выставлен подлинный локон волос королевы и несколько полуистлевших туфелек, которые она когда то носила. Еще некоторые мелочи с ее туалетного столика.

DSC_5696.jpg

DSC_5668.jpg
Мужчины Марии Стюарт


DSC_5670.jpg

Главным экспонатом, безусловно является посмертная маска Марии Стюарт, найденная Чарльзом Хэпберном, известным искателем и коллекционером, в Питерборо.Это до определенной степени является доказательством достоверности маски, ибо прах королевы был погребен в Питерборо.Маска раскрашена под живое лицо и оставляет впечатление полного и умиротворенного покоя (при том, что по свидетельствам, палачу потребовалось три удара, чтобы отруьить голову несчастной королеве)
2466522315_8df6d8e6be_b.jpg
Посмертная маска Марии Стюарт

Виртуальная реконструкция облика Марии Стюарт

mary.jpg


Трехмерная компьютерная модель, созданная ученым-антропологом и художником.
Командой экспертов из Университета Данди была создана трехмерная компьютерная модель лица Марии Стюарт. Изображение демонстрирует, как королева выглядела в возрасте от 19 до 26 лет (время ее правления в Шотландиии).

Драгоценности и гардероб Марии Стюарт

abcdef.jpg


С именем Марии Стюарт связана одна из глав в истории мировой моды.
Юность королевы Шотландской прошла во Франции. Если судить по тем изображениям, которые донесли до нас облик Марии в ту пору, королева следовала последним веяниям французской моды. На большинстве портретов она изображена в закрытых платьях, иногда с прической, украшенной драгоценной перевязью, сделанной из нитей крупного жемчуга - подарок Екатерины Медичи.

2dc632b4dfda8c949973666c07cd8231bc5f6c171870304.jpg


На некоторых портретах Мария запечатлена в "барете" - круглом головном уборе, который имел маленький бортик с полями и украшался перьями ("барет" носили и мужчины, и женщины).

XII-296.gif


На других изображениях королевы можно заметить, что волосы ее убраны под золотую сетку, украшенную драгоценными камнями – деталь костюма, ставшая актуальной тоже только в 50-х годах 16 столетия.

Разглядывая образ Марии, нужно обратить внимание на ее характерный головной убор, - женский чепец. Мария Стюарт вводит в моду своеобразный "чепец" с выступающим на лоб углом.

edi_hse_trh_032_large.jpg


Эта деталь костюма была связана с системой средневековых знаков семейного положения женщины: чепец носили замужние дамы. Используя его в траурном облачении, королева подчеркивала, что была замужем и утратила своего супруга. Выбранный Марией фасон чепца имел характерные черты - мысок, опускавшийся на лоб, и дормез, открывавший волосы надо лбом, но закрывавший уши. .

original (1).jpg


Именно эта модель головного убора стала известна в истории как "чепец Марии Стюарт". Королева ввела в моду его использование, добавив к известной форме роскошные детали - длинную вуаль и кружево.
Королева любила рукоделие, умела вышивать и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений.
На многих портретах Мария изображена в платье с пышным кружевным воротником. Ее знаменитый чепчик тоже украшает кружево.

Goldsmiths-Gem-set-gold-pendant-c.jpg__760x0_q80_crop-scale_subsampling-2_upscale-false.jpg
Камея с изображением Марии Стюарт


Эпоха жизни Марии Стюарт – вторая половина 16 столетия, эпоха Северного Возрождение. Знатные женщины того времени носили платья конусообразного силуэта с нижней юбкой и жесткия лифом на каркасе.

8d6c0669f302.jpg


Известно, что юная Мария Стюарт любила облачаться в одежду ярких цветов - красного, синего, зеленого. Популярность чистых, сочных тонов костюма была следствием итальянской моды, "привезенной" во Францию Екатериной Медичи. В пору своего шотландского правления Мария Стюарт блистала в платьях изысканного золотого оттенка, который выгодно подчеркивал природную красоту королевы - светлый оттенок кожи и каштановый цвет волос.

7.jpg

2320383

Одежда эпохи 16 века. В центре - платье Марии Стюарт. Реконструкция.
ЭкспозицияЗамок Стирлинг (Часть 2)
0000231e_big.jpg


Гардероб Марии включал в себя 50 платьев разных цветов. Королева использовала множество драгоценностей, среди которых были особенно знамениты жемчуга редкого цвета «мускат» - подарок Екатерины Медичи - Это было шесть нитей из крупного жемчуга, собранных в ожерелье, а также отдельные нити из еще более крупных жемчужин. Цвет жемчуга определялся как «черный мускат» и выглядел как глубокий фиолетовый оттенок, походящий на цветок винограда Мускат. Также королева носила три набора украшений из жемчуга, бриллиантов, сапфиров.

mary-stuart-1-big.jpg


Часть известных картин периода 1560 года являет нам образ Марии Стюарт, облаченной в траур по умершему мужу. Королева изображена на этих портретах не в черном, а в белом наряде. Во Франции только особы царственной крови имели привилегию использовать в знак утраты именно этот цвет.

Мария Стюарт была знаменита своими украшениями. В описи ее имущества есть сведения о принадлежавших ей драгоценностях, которые на протяжении ее жизни и в дальнейшем переходили из рук в руки по разным причинам – романтическим или печальным…

Мария придавала огромное значение роскоши своего одеяния. Белое свадебное платье – новшество, введенное именно ею. До этого цвет свадебного платья во Франции был привычно красным.

Maria_Stuart_unknow_artist_Germany_early17thcent2.JPG


Расшитое жемчугом с мантией, покрытой драгоценными камнями платье было роскошно! Изящная корона Королевы сияла алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности, а на ее шее был "Великий Гарри", огромный рубин...
Накануне родов Мария Стюарт написала завещание, опасаясь, что роды могут трагически закончится для нее. По этому завещанию ее муж лорд Дарнли в случае смерти завещателя, должен был получить крест «Saint Michael» из 40 алмазов, цепь из алмазов и золота, 12 золотых застежек, украшенных алмазными розами, золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами и еще несколько драгоценностей. Кроме того, ее муж и рожденный наследник должны были унаследовать рубин «Великий Гарри» и семь крупнейших алмазов, но с тем условием, что камни всегда будут украшать корону.

original.jpg


Все ее многочисленные наряды от парадных платьев до "горного костюма" предусматривали свои наборы драгоценностей. Только парадных комплектов было три: из рубинов, алмазов и белого жемчуга; из сапфиров; из черного жемчуга.

mary-queen-of-scots-jewellery-c-national-museums-scotland_700x693.jpg

Уцелевшее украшение Марии Стюарт – золотое ожерелье, фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Сейчас эти вещи находятся на хранении в одном из музеев Шотландии.

Несмотря на свою запутанную в веках судьбу, некоторые из драгоценностей Марии сохранились, находясь во владении частных лиц.

261044-1331571045.jpg
Серьги и ожерелье Марии Стюарт, которые королева подарила своей подруге Мэри Сетон.


Мэри Сетон была в числе фрейлин - четырех Марий, сопровождавших Марию Стюарт во Франции. Роль и талант Марии Сетон, как личного парикмахера Марии Стюарт, была в подробностях описана сэром Френсисом Ноллисом, охранявшим королеву в замке Карлайл, в его письме к Уильяму Сесилу от 28 июня 1568 года. Мария Стюарт говорила Ноллису, что Сетон была звездой женских голов и волос в любой стране

original (2).jpg


Детально известен тот наряд, который королева избрала для последних мгновений своей жизни: платье шоколадного бархата, благородную строгость которого оттенила белая пена тонких кружев. Именно этот образ Марии Стюарт отразился во множестве посмертных ее портретов, во множестве картин художников последовавших эпох: тонкая женщина в темном одеянии гордо шествует на эшафот, оставляя за собой печальное и прозрачное облако белой вуали…


Коллекция в шотландском графстве Ист-Лотиан, в замке Ленокслав (Lennoxlove House)

Замок Ленокслав был куплен 14-ым герцогом Гамильтоном в 1947 году, и тогда в доме разместилась коллекция артефактов XVI века. Среди них находятся столь ценные вещи, как знаменитый серебряный ларец Марии Стюарт и сапфировое кольцо королевы, подаренное лорду Джону Гамильтону.

К этой же коллекции относится еще одна посмертная маска Марии Стюарт.
Слепок сделан из воска, детали – брови и ресницы - были добавлены позже, для придания лицу жизненного подобия.
death-mask-mary-queen-of-scots1.jpg

Подлинность этого обьекта не является неопровержимо доказанной. Об истории маски известно очень мало. Кроме того, очевидно, что в чертах лица женщины, с лица которой был снят слепок, можно найти лишь отдаленное сходство с большинством известных портретов монархини. Но, несмотря на спорность своего происхождения, маска является очень популярным артефактом.


Серебряный ларец

c0504f3555 (220x151, 10Kb)
Серебряный ларец – дар, поднесенный Марии ее первым супругом Франциском II – когда-то хранил письма королевы и, возможно, ее стихи. В 1566 или 1567 году королева подарила его своему фавориту и третьему мужу, графу Босуэлу. Во время восстания дворян 1567 года граф вынужден был бежать и оставить ларец в покинутом замке. Предмет оказался в руках у преследователей и был вскрыт. Его содержимое, - важные документы и переписка Марии с мужем, - стало опасным оружием в руках врагов. «Письма из ларца» доказывали вину королевы в убийстве ее второго супруга, лорда Дарнли. Ларец также содержал стихи, в которых излагалась история страсти Марии к ее фавориту, графу Босуэлу. Публикация этих сонетов сильно скомпрометировала королеву и послужила предлогом к тому, чтобы не возвращать узнице свободу.


Карманные часы королевы Шотландской

55919249_msthings02 (231x285, 14Kb)
Эти золотые часы были потеряны Марией Стюарт во время ее поездки к графу Босуэлу в 1566 году. Поездка и связанные с нею события получили в истории название «Джедборосский эпизод». В октябре 1566 года Мария присутствовала в Джедборо на сессии суда, когда с границ пришло известие о тяжелом ранении, полученном Босуэлом. Она вскочила в седло и промчалась 20 миль, чтобы увидеть раненного. Проведя два часа у постели Босуэла, королева так же стремительно вернулась. После перенесенного напряжения она тяжело заболела и выздоравливала в течение двух недель. Во время той быстрой скачки королева потеряла свои французские карманные часы, обронив их в болото. Ныне это место называется «Queen’s Mire» («Болото королевы»). Часы были найдены только 250 лет спустя.

Арфа, принадлежавшая Марии Стюарт

ms-things-03 (309x588, 16Kb)
А этому предмету королева, возможно, доверяла свои сердечные секреты. Арфа была одним из любимых музыкальных инструментов Марии Стюарт. Королева научилась играть на ней еще в юности, когда воспитывалась при французском дворе. Мария страстно любила музыку, в ее свите всегда были музыканты и певцы. Сама королева сочиняла стихи, которые перекладывали на мелодию и исполняли. Одним из придворных, хорошо владевших наукой создания песен, был музыкант Давид Риччо, своим талантом добившийся симпатии и покровительства королевы. Риччо был жестоко убит шотландскими дворянами, желавшими подчинить Марию своей власти. Вспоминала ли королева его песни? Возможно, в часы уединения она играла на арфе мелодии, в которых могла рассказать о своих сокровенных чувствах и мыслях.









321-705-1078.jpg
Молитвенник Марии Стюарт

Молитвенник в золоченом переплете и с пергаментными страницами — произведение искусства XVI века. В книге 229 листов, каждый украшен бордюром в виде растительного орнамента. На многих страницах изображены яркие и красочные миниатюры. Книга содержит молитвы на латинском и французском языках, отрывки из Евангелий, псалмы, литании и календарь.
На страницах сохранились уникальные подписи и четверостишия, написанные королевой в разное время.
Молитвенник Марии подарил ее дядя. Книга была с королевой до последних дней. После широко известной казни шотландской королевы ценная реликвия перешла к её сыну Иакову Стюарту, а потом побывала в руках его кузины, Арабеллы Стюарт.

Оригинал молитвенника хранится в Отделе рукописей в Российской национальной Библиотеке, ранее известной как Публичная Библиотека.
В Петербурге молитвенник появился в XVIII веке, его привез из Франции Петр Петрович Дубровский, - коллекционер, секретарь и переводчик русской миссии в Париже.. О том, что книга была в руках королевы в последние минуты ее жизни, упоминал австрийский писатель Стефан Цвейг в своем романе «Мария Стюарт». Однако официальных подтверждений этому нет.

Четки, побывавшие на эшафоте

А этому предмету было суждено стать свидетелем последних мгновений жизни королевы Шотландской. Четки и распятие Мария Стюарт взяла с собой на эшафот, явив миру источник своего мужества и доказательство истинной веры. Поднявшись на эшафот, королева произнесла прощальную речь и слова молитвы, после чего слуги стали готовить свою госпожу к смерти. Они помогли Марии Стюарт снять украшения, головной убор и верхнюю одежду. Королева, облаченная в исподнее платье алого цвета, надела на руки длинные красные перчатки, чтобы скрыть от глаз зрителей брызги крови, которая должна была хлынуть на эшафот. Попрощавшись со слугами, Мария Стюарт преклонила колена и положила голову на плаху.
1038420-i_015.png

Маленькая собачка по кличке Geddon

Унизительный плен разделили с госпожой лишь несколько самых преданных слуг и верный четвероногий друг. О нем королева писала: «Моя единственная отрада - это маленькая собачка, которая всегда со мной. Она является символом моей страны».

Маленькая собачка по кличке Geddon была рядом с Королевой вплоть до трагического конца ее жизни. В те считанные минуты, которые разделили жизнь и смерть, четвероногий друг пытался защитить свою хозяйку. Когда палач привел приговор в исполнение и тело стали поднимать, чтоб унести с эшафота, в складках длинного платья возникло движение – это шевелилась собака, прильнувшая к ногам Королевы. Залитый кровью зверек лаял, кусался и ожесточенно бросался на палача и его помощника, не подпуская их к телу. С величайшим трудом людям удалось схватить животное. Дальнейший путь этой собаки печален – о ней заботилась одна из фрейлин (вероятно, Мэри Сетон). Однако зверь так тосковал по умершей хозяйке, что отказывался от пищи, пока это не привело к смерти.

Собака, которая явила миру такой трагический пример преданности, вероятнее всего относится к породе «скай-терьер». Свое название порода получила в честь острова Скай - одного из пятисот островов, образующих Гебридский архипелаг, расположенный около западного побережья Шотландии. Скай-терьер - превосходный охотник на крыс, мышей, ласку, а также на лисиц и барсуков. Собака пользовалась особой любовью у местной знати. Первыми хозяевами скай-терьеров были представители шотландских кланов Мак-Леодов, Мак-Дональдов, Мак-Киннонов. Возможно, Мария Стюарт получила щенка этой породы в дар от кого-то из подданных.

skye-terrier.jpg
Скай-терьер (Skye Terrier)


Трагическая гибель Королевы Шотландской и связанная с этой гибелью история собачьей преданности повысила интерес британского общества к породе скай-терьер.

http://retrobazar.com/journal/fakts/287_dragotsennosti_i-garderob_marii_styuart.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=92049
http://gorod.tomsk.ru/index-1293622145.php?Comment..._num=1&Comment_comment_id=
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/virtualn...ruktsiya-oblika-korolevy-scots
http://rublev.com/novosti/321
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/chepchik...otlandskii-sled-v-istorii-mody
http://skif-ya.livejournal.com/69757.html
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy

Серия сообщений "Мой взгляд. Принцессное.":
Часть 1 - Легко ли быть принцессой
Часть 2 - Мир барышни
...
Часть 38 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 6)
Часть 39 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 7) Фонтенбло
Часть 40 - Мария Стюарт (часть 8) Её облик, личные вещи и музей "Дом Марии Стюарт" в Джедборо

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments