Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Мария Стюарт. История в замках (Часть 6)

Трагическая судьба Марии Стюарт переплелась с историей шотландских дворцов и замков, ставших для нее и колыбелью, и тюрьмой. Но её имя связано и с политическим прошлым Франции. Жизнь в королевских дворцах Франции сыграла огромную роль в судьбе Королевы.
Дворец Линлитгоу (Linlithgow Palace)(часть 1)
замок Стирлинг (STIRLING CASTLE)(часть 2)
DUMBARTON CASTLE (Часть3)

original9.jpg
Мария I (урожденная Мария Стюарт 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, а также королева Франции в 1559—1560 годах

Armes_marie_stuart_(sceau).png

Château de Chenonceau


Мария Стюарт в возрасте 6 лет направлялась во Францию в качестве будущей невесты старшего сына Генриха – Франциска Валуа. Детство Мария провела в замке Амбуаз (Часть 5) ,после свадьбы и коронации Франциска произошел мятеж гугенотов. Амбуазский мятеж был подавлен, но тяжелые воспоминания заставили переселиться обитателей замка Амбуаз в Замок Шенонсо

Chateau_de_Chenonceau_2008E.jpg

b.jpg

9603bb3f714738184a768e137385d65c.jpg

Замок Шенонсо (фр. Château de Chenonceaux) расположен около небольшой одноимённой деревни Шенонсо во французском департаменте Эндр и Луара. Входит в число замков, обычно называемых замками Луары. Один из наиболее любимых, известных и посещаемых замков Франции.

chenonceau-chateau-7.jpg
Одинокая башня-донжон — это все, что напоминает сегодня о первых владельцах обширного поместья Шенонсо в XII веке.В сторожевой башне теперь располагается магазин сувениров.

0_91496_9785203d_XXL.jpg

На этих резных крашеных дверях времен Франциска 1 расположены: слева герб Тома Бойе, справа его супруги Екатерины Брисоне - строителей Замка, с находящейся над ними саламандрой Франциска 1 и надписью: "Франциск, милостью божьей король Франции и Клавдия, королева французов".

Замок Шенонсо широко известен как «Замок дам», ведь в разное время им владели фаворитка короля – Диана де Пуатье, королевы Екатерина Медичи и Луиза де Водемон, Катрин Брисонне, а также Луиза Дюпен, жена богатого землевладельца. Каждая из хозяек замка вносила и свой вклад в его обустройство, благодаря чему он стал столь привлекательным для многих поколений.
В период детства и юности Марии Стюарт, проведенного ей во Франции, владелицей замка была фаворитка Генриха II Диана де Пуатье.
В 1547 году Генрих II преподнес ей Шенонсо в виде доли во владениях двора, в благодарность за "великие и памятные услуги" оказанные ее супругом Короне. Но Диана намеревалась упрочить свои владения. Проводимое ею управление было образцовым. В первую очередь она провела опись владений и имущества. Во вторую очередь сделала поместье Шенонсо рентабельным. Окружив себя опытными советниками-администраторами, герцогиня взяла все в свои руки. Она довела Шенонсо до совершенства, соответствующего ее стремлению к славе.


Красоты замка Шенонсо и небольшой рассказ о его блистательной владелице
Шенонсо находится на огромной территории (70 гектаров), которая также вызывает интерес. Замок украшают два сада: один — созданный Дианой де Пуатье, а второй — Екатериной Медичи. Сад Дианы де Пуатье слева от замка. Шикарный 60-метровый мост, ведущий на другой берег реки Шер – первоначально ее заслуга, был превращен в романтическую галерею Екатериной Медичи. Справа от замка – чудесный сад, разбитый Екатериной Медичи, в котором высаживаются более ста тысяч цветов ежегодно.

-e1423857300824.jpg

DSC006310.JPG

0_88392_6844e554_XXL.jpg

12.jpg

chenonceau-chateau-36.jpg

Когда на французский престол взошёл Генрих II, настоящей властительницей стала вовсе не законная супруга короля Екатерина Медичи, Диана де Пуатье, а его фаворитка. Даже во время торжественной церемонии коронации Диана заняла почётное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне.На Диану де Пуатье словно пролился золотой дождь, она стала самой богатой и влиятельной женщиной своей эпохи.
Диану де Пуатье заметил и выделил еще Франциск I, отец короля Генриха II. Она и была старше Генриха II на 19 лет, но невзирая на возраст сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем.

2513504573.jpg

Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня.
Красавица, обладающая незаурядными способностями, мужским умом и характером, она давала советы королю и его министрам, не стеснялась высказывать своё мнение. Король не принимал важные решения, предварительно не посоветовавшись со своей фавориткой. Послы иностранных государств вели официальную переписку с Дианой де Пуатье. Даже Папа Римский обменивался учтивыми посланиями с могущественной фавориткой.

Вероятно личность Дианы де Пуатье стала для её воспитанницы и младшей подруги Марии Стюарт предметом восхищения и образцом для подражания. В любом случае Диана не могла не повлиять на мировоззрение и мироощущение Марии, которую всегда воспринимали истинной француженкой.

Между тем Диана была верной женой до своего вдовства. Супруг Дианы Луи де Брезе, графа де Мольврие, был старше Дианы почти на сорок лет, он умер, оставив её вдовой в возрасте 31 года. Диана искренне горевала по умершему мужу, в память о нём она поставила величественную усыпальницу в соборе Нотр-Дам в городе Руан.

При дворе поговаривали, что опытный в амурных делах супруг научил Диану всем секретам обольщения. Благодаря его урокам она стала чувственной и страстной любовницей. Однажды у королевы Екатерины Медичи была возможность убедиться в этом. Через замочную скважину, разумеется. Увиденное потрясло и огорчило Екатерину Медичи, ведь её отношения с королём никогда не были такими страстными. «Увы, я пожелала увидеть то, чего не следовало, и это причинило мне боль», - эти слова принадлежат королеве. Ночное приключение стало достоянием историков благодаря болтливости придворных дам.

Екатерина Медичи глубоко затаила обиду на Диану де Пуатье. В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Со смертью Генриха II Екатерина Медичи становится регентшей при дофине-Франциске II. и наконец может выказать Диане свое истинное отношение к ней - приказывает ей покинуть замок, не дав даже повидать короля перед смертью. Диана удалилась в свой замок Анэ, где вскоре и умерла в возрасте 66 лет.

Интерьеры замка Шенонсо
Замок Шенонсо состоит из трёх уровней. Самый нижний — подвал, там же находится и кухня.
chenonceau-chateau-32.jpg

На втором уровне находится большой зал для танцев, часовня и две спальни. И на самом верхнем этаже располагаются только спальни. Правда, ещё есть чердак и несколько других комнат, но для туристов они закрыты.

ЧАСОВНЯ (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)

0_914c0_e8b9ac2c_XXL.jpg
Современные витражи 1954 года работы мастера стекольных дел Макса Инграна, оригиналы были уничтожены во время бомбежки в 1944 году.
На створках дубовой двери изображения Христа и Святого Фомы и слова из Евангелия от Иоанна: "Простри свой перст здесь" и "Ты мой Господь и мой Бог".

chenonceau-chateau-31.jpg
На стенах все еще можно прочитать надписи, оставленные шотландскими гвардейцами королевы Марии Стюарт: справа от входа, датированная 1543 годом: "Человеческий гнев не вершит справедливость Господа" и 1546 годом: "Да не будете побеждены Злом".

Библиотека
Дубовый коробчатый потолок 1525 года итальянского стиля с маленькими висячими ключами является одним из первых такого типа во Франции. На нем инициалы Т.В.К. строителей Замка по именам Тома Бойе и Екатерины Брисоне.

0_914a7_321a736a_XXL.jpg
Кесонные потолки в библиотеке Екатерины Медичи.

ЗЕЛЕНЫЙ КАБИНЕТ (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)

0_9149f_6254a61b_XXL.jpg

Зелёный кабинет - рабочий кабинет Екатерины Медичи, которая стала Регентшей королевства после смерти своего супруга, короля Генриха II. Из этой комнаты она правила Францией.
На потолке XVI века, который сохранился в своем первоначальном виде (без реставрации), можно различить две переплетенные буквы «С» ее инициалов.
Брюссельские гобелены XVI века, уникальные своим изначально зеленым цветом, ставшим синим, и своей темой, навеянной открытием Америки: серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, неизвестные в Европе до 1492 года.
По обеим сторонам двери два итальянских книжных шкафа XVI века.
На стенах коллекция картин Тинторетто, Мурильо, Веронезе, Ван Дейка, Пуссена


СПАЛЬНЯ Дианы де Пуатье (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
chenonceau-chateau-10 (1).jpg

0_914a6_61dea38f_XXL.jpg
Камин работы Жана Гужона, французского скульптора, принадлежащего школе Фонтенбло, отмечен, так же, как и кессонный потолок, инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: буквами Н и С, сплетение которых можно было читать и как букву D от имени Дианы де Пуатье.
На камине портрет Екатерины Медичи кисти Соважа (XIX век), кресла Генриха II покрыты кордовской кожей.

1938-Spalnja-v-zamke-Shenonso.jpg
Кровать с балдахином относится к началу XVII века


На двух больших фламандских коврах XVI века представлены: - ТРИУМФ СИЛЫ, на повозке, в которую впряжены два льва, в окружении сцен из Ветхого Завета. По верхнему краю - надпись на латыни "Кто всем сердцем любит дары Божие, не уступает Благочестию"; - ТРИУМФ МИЛОСЕРДИЯ, на повозке, с сердцем в руке и указывая на Солнце, в окружении библейских сюжетов. Девиз на латыни: "Кто сохраняет сильное сердце в опасности, будет вознагражден после смерти Спасением".

ГВАРДЕЙСКИЙ ЗАЛ (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
Первоначально это была комната для гвардейцев королевской охраны.

0_91508_29bee627_XXL.jpg
На дубовой двери эпохи Возрождения виден девиз: «S'il vient a point, me souviendra», что значит: «Если мне удастся построить Шенонсо, меня будут помнить».

ВЕСТИБЮЛЬ(ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
0_914b3_2bf22835_XXL.jpg

КОМНАТА Людовика XIV (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
1_DSC_4836.JPG
В память о своем посещении Шенонсо 14 июля 1650 года Людовик XIV подарил своему дяде герцогу Вандомскому свой портрет кисти Риго - с необыкновенной рамой работы Лепотра, изготовленной из четырех огромных цельных кусков дерева, а также мебель, покрытую гобеленами из Обюссона, и столик в стиле Буля.

2513503569.jpg

ЛЕСТНИЦА (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
0_914ae_df1f853_XXL.jpg

КОМНАТА Франциска I (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)

0_9174e_b4d7b7a2_XXXL (1).jpg

0_9174c_7d7bc700_XXXL.jpg

В этом зале находится один из самых красивых каминов стиля Ренессанс. Над камином снова повторяется девиз Тома Бойе "Если он вырастет, меня вспомнят" - который перекликается с его гербом, находящимся над дверями.

diane-de-poitiers-granger.jpg
На стене висит Портрет Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы кисти Ле Приматиса, художника школы Фонтенбло. Картина была написана в Шенонсо в 1556 году, на ее раме изображен герб Дианы де Пуатье, герцогини д'Этамп.

94_5.jpg

Справа от камина «Три грации» Ванлоо изображают трех мадмуазель де Несле: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи, - трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV.

0_914be_8b609475_XXL.jpg
Три грации. Жан-Батист ван Лоо (1684-1745)

ГАЛЕРЕЯ(ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)

КАБИНЕТ ЭСТАМПОВ(ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
0_9150f_af901b2_XXL.jpg
Потолок Кабинета эстампов

В кабинете собрана полная и разнообразная коллекция рисунков, гравюр и эстампов с изображением замка в разные исторические периоды. От рисунка сангиной XVI века времен Дианы де Пуатье (это первый документ с изображением моста) до акварелей архитекторов XIX века

КОМНАТА Цезаря Вандомского (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
0_91750_ed77770b_XXXL.jpg
Эта комната напоминает о Цезаре Вандомском, сыне короля Генриха IV и Габриэллы д'Эстре, который стал владельцем Замка в 1624 году.

ВЕСТИБЮЛЬ третьего этажа (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
zamok-SHenonso-interer.jpg

Спальня пяти королев (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
Chenonceau-Castle.-Feel-planet.jpg

Эта комната названа так в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи.
Ее дочери - королева Марго (супруга Генриха IV), Елизавета Валуа (супруга короля Испании Филиппа II) и ее невестки Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская-Водемон (супруга Генриха III).

0_91748_ed07a7b0_XXXL.jpg
На кессонном потолке XVI века изображены гербы пяти королев.

Chaumont12.jpg


СПАЛЬНЯ Екатерины Медичи (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
0_91752_b627410d_XXXL.jpg

Эта комната обставлена красивой резной мебелью XVI века и украшена набором фламандских гобеленов XVI века, изображающих жизнь Самсона.

0_91751_3d8f769b_XXXL.jpg

344932_900.jpg


«Чёрная королева» - Екатерина Медичи, прозвання так потому, что после смерти своего мужа - короля Генриха II до конца своих дней в знак траура носила чёрные одежды. Она первой стала носить траур чёрного цвета. До этого в средневековой Франции траур был белым. Вдова Генриха II, мать Франциска II, Карла IX - до совершеннолетия которого, она выполняла обязанности регента, и Генриха III. Амбициозная и властная, как настоящая флорентийка, обладающая дьявольским умом, она привела поместье Шенонсо и его владения к вершинам роскоши, праздника и прибыльности среди водоворотов политической жизни. Продолжая работы по строительству и украшению, она в еще большей степени развила дело, начатое ее предшественницей и соперницей Дианой де Пуатье. Расширив шелководство и организовав производство шелка на месте, она создала орлеанское "королевское полотно". Она также добилась значительного увеличения дохода от имения, пересмотрев арендную плату, аренду ферм, мельниц, лесов и пошлины с жителей округа.


Великолепный въезд королевской четы Франциска II И Марии Стюарт в Замок Шенонсо
(Рассказ о праздниках в Шенонсо оставил один из его зрителей, Ле Плесси, командовавший отрядом аркебузиров, которые должны были обеспечивать безопасность королевской персоны.)

0_91505_997bc542_XXL.jpg

С наступлением ночи Франциск II и Мария Стюарт в сопровождении придворных подъехали к замку, освещенному заревом выстрелов. Это палили в их честь тридцать пушек, выстроенных в боевой готовности на берегу реки. Из работников, арендаторов и крестьян поместья, которых было около девятисот, создали четыре команды; они стояли на холме над аллеей, по которой проезжала процессия, а по сигналу пушек, под барабанный бой, спустились навстречу кортежу.
Шедшие впереди несли флаги из черной тафты с белой каймой, как напоминание о скорби королевы-матери. В руке каждый держал пышную зеленую ветвь. Капитан Ламбер привел также женщин Шенонсо и рассадил их вдоль главной аллеи — в больших деревенских головных уборах с цветами и яркими лентами. Весь путь был устлан распустившимися ветками, букетами фиалок и левкоев.

0_91504_390a131d_XXXL.jpg

Со всех сторон навстречу государю неслись приветственные возгласы: «Да здравствует король!» Около въезда на передний двор были построены триумфальные ворота тосканского ордера. Три арки ворот выходили на аллею, причем центральная арка составляла двадцать футов в ширину. На картушах красовались гербы и девизы короля, королевы и наследных принцев. Базы колонн и капители были увиты гирляндами из плюща. Высокопарная надпись на антаблементе гласила:

Божественному Франциску,
Сыну божественного Генриха и Внуку
Божественного Франциска,
Доброму и счастливому принцу.

Downloads7.jpg

На фронтоне, увитом плющом, были изображены бронзовые декоративные вазы, увенчанные пламенем. Их значение объяснял девиз на итальянском языке — «пламя королевской славы достигнет небес»: Fin al cielo n'andara la fiamma...

0_914b0_c9ff734a_XXL.jpg

Потом молодой король пересек мост через рукав Шера, отделявший переднюю часть двора. Свет факелов и вспышки салюта привлекли рыбу, и она играла в воде, придавая волшебный оттенок всему действу. Кортеж вступил на террасу, освещенную так, словно это происходило днем...

Триумфальная арка, с позолоченными колоннами и аркадой коринфского ордера, возвышалась у въезда на мост, ведущий к замку. На развевающихся знаменах из белой тафты были начертаны стихи, прославляющие короля. Две статуи по обеим сторонам арки изображали нимф. Перед собой они держали вазы, из которых лилось чистое вино, предназначенное для прохожих, а над головами — охотничьи рожки, вино било из них фонтаном и оседало мелкой пылью.

Chenonceaunight.jpg

Король, королевы и принцы медленно продвигались от одного сооружения к другому. Когда они оказались у подножия замка, то под грохот артиллерии, треск петард и вспышки ракет опустился подъемный мост, а навстречу государю вышла юная дева в лавровом венке, изображая Славу. Она несла картуш с надписью, прославляющей государя.

0_88391_185a32ff_XXL.jpg
цветы Замка Шенонсо


Другая девушка, изображавшая Победу, осыпала короля и его приближенных венками, гирляндами и букетами цветов.

DSCN42110.JPG

А у ног Паллады на фризе балкона красовалась надпись,
которая извещала о том, что Шенонсо, возникший из вод и ставший жертвенником богине и местом ее обитания, отныне священен.
Этим апофеозом вечер и закончился.

0002.jpg

432929602_c77e5196f1_b.jpg

На следующий день празднества продолжились: теперь это был поединок на воде, который организовал итальянец Корнелио де Фьеско. Он собрал на Шере вокруг замка более пятидесяти барок, и эти голубые, белые, алые, все в фестонах и гирляндах, яркие галиоты дали «морское сражение». Водная феерия продолжалась долго: галиоты преследовали и брали друг друга на абордаж, а их лихие экипажи периодически оказывались в воде.

DSC007311.JPG

DSCN4163.JPG

Роскошные праздники закончились со смертью Екатерины в 1589 году. В своем завещании она передавала замок Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III. Несколько месяцев спустя, в августе 1589 года, король был смертельно ранен Жаком Клеманом. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором говорил: «Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь». Возможно эти слова послужили причиной того, что королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель и стены её спальни (существует и в настоящее время) были затянута черными драпировками в знак траура.

Спальня Луизы Лотарингской (ссылка)
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
chenonceau-chateau-30.jpg


По королевскому обычаю, существовавшему ещё со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 года, года своей смерти, откуда и возникло её имя — «Белая дама». Замок по наследству перешёл к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо.

В музее восковых фигур можно увидеть образы дам, которые владели Шенонсо. Летом в замке устраивается представление – «Дамы из Шенонсо», во время которого знаменитые владелицы рассказывают о себе и своей жизни.

DSCN4208.JPG



http://www.maria-stuart.ru/content/facts/mary-stuart-detstvo-i-yunost-vo-frantsii
http://www.chenonceau.com/index.php/conservation
https://fotostrana.ru/public/post/333934/1004712357/
http://megaconstrucciones.net/?construccion=castillo-chenonceau

Серия сообщений "Мой взгляд. Принцессное.":
Часть 1 - Легко ли быть принцессой
Часть 2 - Мир барышни
...
Часть 36 - Мария Стюарт. История в замках.(Часть 4)
Часть 37 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 5)
Часть 38 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 6)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments