Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Дуделки, сопелки, звучалки....

Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения
Дуделки, сопелки, звучалки....

Из всех видов народных музыкальных инструментов более всего мне нравятся слушать или
прислушиваться если играет ансамбль к звучанию дуделок, свистелок, пищалок , сопелок и
так далее и дому подобное короче говоря к деревянным духовым по большей части язычкыв инструментам.
Седня попробую познакомить с несколькими представителями ясен красен только не очень
небольшим количеством так имя им легион, у все народов есть в арсенале подобные инструменты.
Итак начнем.

Первый представитель наверно самый нынче известный.
Ведь в его музыка была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.А саундтрек для культового” кина “Гладиатор” состоит исключительно из игры на нем.
ДУДУК- язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями.
Распространен практически по всему Кавказу, но особебнно популярен в Армении, посему его называют армянский дудук.
duduk_1 (394x250, 20Kb)


Про дудук под названием “циранапох” что дословно может быть переведено как “абрикосовая труба”, либо “душа абрикосового дерева”. (от таких переводов лично я тащусь, труба и душа- типадуша в трубу или труба вдушу) упоминал ещё армянский историк V века Мовсес Хоренаци.
Инструмент и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих времен она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и др.
Согласно исследованию этномузыковеда доктора Джонатана Макколама дудук изображен на многочисленных армянских рукописях Средневековья, символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколман, наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка.

Армянский дудук (циранапох) делается из абрикосового дерева из-за его характерной способности резонировать. Армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос, в отличие от дудука, изготовленного из других материалов, для которых характерен довольно резкий звук. В 1920-30-х годах армянский дудук был усовершенствован Б. Г. Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон». Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см.
Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.
Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.
При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.
Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.
На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.
Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Несомненно огромная роль в нынешней популярности дудука принадлежит
Дживану Гаспаряну. Имха гениальный артист нынче ему 88 лет однако не прекращает концертную деятельность.И кто только не приглашал его в партнеры что там говорить клипы сами все расскажут.

gasparyan-3-787992 (476x358, 76Kb)



https://www.youtube.com/watch?v=hpBXe9TcHTqU




























Следующая в нашем опусе двоюродная сестра дудука – ЗУРНА

zurna_2 (260x250, 10Kb)


Зурна — древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии.
Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне.
Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный.
Зурна находится в близком родстве с гобоем, имеет такую же двойную трость, и считается одним из его предшественников.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи (слово не склоняется).
Интересно что одно время людей,которые играли на дудуке тоже называли зурначами...
Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи — уста (мастер) играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле или доли.




















И последними представителями дудочек представляем большое семейство жительниц
страны родных осинок, лесов, полей лугов и деревенек...
ЖАЛЕЙКА — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

zhaleika_2 (160x207, 3Kb)
Жалейка известна также под названием жаломейка.


Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу ХVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.
Имха “жалейка” некое усредненное название большого семйстванародных инструментов,
которые в народе называю “пищиками”, рожками, дуделками
Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.
И сие не может не печалить если сравнить см. клипы что и дудук и зурна имеют место быть на свадьбах и торжествах в наше время, а наши народные инструменты пылятся в чулане, то кто мы если не манкурты не помнящие своего родства, о каких “ скрепах” может идти речь....




























Что хочется сказать в конце послушав данные инструменты,
имха начинаешь понимать крыс, а потом и детей городка Гамелен....



Серия сообщений "Народная и национальная музыка":





Серия сообщений "Музыкальные инструменты":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments