Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Великое имя Владимир

В День народного единства, который отмечается сегодня по всей России, в центре российской столицы открывается памятник князю Владимиру, крестившему и объединившему Русь
Владимирами Россия богата во все времена. Владимирами внесен возможно наибольший вклад в нашу историю и культуру, поэтому хочется посвятить этот пост славному имени Владимр именно сегодня, в праздник.
Именины имени Владимир 28 (15) июля - Св. равно­апостольный великий князь Владимир, обративший Русь в христи­анство.
17 (4) октября - св. Владимир Ярославич, князь новгородский.

Влади́мир — мужское имя. Древнерусское имя Володимѣръ, церковнославянское Влади́мїръ— популярное русское мужское имя.
Первая часть имени происходит от церковнославянского владь «власть» (восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»); вторая родственна готскому -mērs «великий», древневерхненемецкому mâri «знаменитый» и другим германским корням того же значения. Нехарактерный для славянских имен компонент -мѣръ роднит имя Владимир с такими готскими именами, как Теодемир, Видимир, Валамир и т. п. Таким образом, имя Владимир имеет смешанное, славянско-германское происхождение.
В русском языке, согласно принципам народной этимологии, вторая часть имени (-мир) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), «мѣра» (мера, размеренность, упорядоченность), а всё имя, таким образом, стали понимать как означающее «владеющий миром», иногда переводят также и как «знатный властитель».

Перевод имени Владимир на разных языках имеет немного иное значение и звучит немного по-иному. На украинском языке переводится как Володимир [Володымыр], на белорусском языке: Уладзімір [Уладзимир], на польском языке: Wlodzimierz [Вуодзимеж], на чешском языке: Vladimir, на словацком языке: Vladimir, на сербском языке: Владимир, на болгарском языке: Владимир, на немецком языке: Waldemar, на датском языке: Valdemar. Вариант Вальдемар является уже заимствованием славянского имени в германские языки, на что указывает компонент -мар и наличие звонкого -д-, как и в славянском имени.
Имени Владимир соответствует парное женское имя - Владимира (Владмира). Оно очень редкое, употребляется лишь в Польше, Чехии, Болгарии, Сербии и на Украине.

Изначально «Владимир» («Володимер») было языческим именем. В дальнейшем, после Крещения Руси (988), её население постепенно перешло на христианские — древнееврейского, греческого и латинского происхождения — имена. Но имя «Владимир» сохранилось, так как князь Владимир Святославич крестил Русь, и его имя было канонизировано.

Владимир I Святославич (князь киевский, креститель Руси)
44-Князь-Владимир.-Под-вечным-небом.jpg
Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Под вечным небом


В России равноапостольный князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД, а в католических странах - заступником многодетных семейств и раскаявшихся убийц (поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками).

Владимир Красное Солнышко




Владимир - внук святой равноапостольной Ольги - родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич - внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Малуша - христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, полюбившуюся Святославу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира.
Вскоре Владимира отобрали у матери, воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

1.jpg
Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром


В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

Между братьями началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк хотел княжить единолично.
В 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Ярополк двинулся дальше, на Новгород. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком.

Владимир возглавил поход, в котором ему сочувствовала вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогенда Полоцкая (ок. 960 – ок. 1000), руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы", и собиралась выходить за Ярополка.

Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».

zp2-004.jpg

С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде.
Владимир был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них – упомянутая уже полоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).
Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

9c8dd823fc13e72808236698a0903fdd.jpg
Васнецов. Владимир-язычник


Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

964812145.jpg
Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью


Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени.
Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.
Было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

4.jpg
Сергей Ефошкин.


И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премуд­рости Божией они созер­цали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.
«Не знали, на небе или на земле мы, — рас­сказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пре­бывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

olga-2.jpg
Сергей Николаевич Ефошкин (р. 1960) "Княгиня Ольга.


В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».
По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!!

vladimir05-1.jpg
Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение


Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.
Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.
Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, сла­вословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, муд­рым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние рас­пространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на раз­валинах языческих святилищ или на крови святых мучеников.

47-У-Десятинной-церкви.jpg
Сергей Ефошкин. у Десятинной церкви


Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жер­твенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Де­сятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-муче­ников.
Его византийская жена Анна (прочим женам он дал свободу) активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

M. 158.jpg
Тайное погребение Владимира Святославича, умершего в Берестове


Владимир правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении. Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением.

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей после­ду­ю­щей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продол­жили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому су­ществованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоан­новича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым са­мостоя­тельным Патриархатом.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

1424995719_1.foto-vikipediya.jpg
Памятник князю Владимиру в г. Киев

Украина,_Киев_-_Памятник_князю_Владимиру_04.jpg

vlad3.png
Памятник князю Владимиру в г. Москва (проект)


Судьба имени Владимир в истории:

На протяжении долгого времени имя Владимир использовалось исключительно среди князей Рюриковичей. Имя «Владимир», несмотря на существование святого, появляется за пределами княжеской семьи достаточно поздно — лишь в XIV веке.
Имя настолько широко распространено, что среди множества его ярких носителей, выбрала самых
прославленных. Эти Владимиры всея Руси (так можно сказать в полной уверенности) известны нам настолько хорошо, что и пояснений не потребуется.

Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
89952_900.jpg

Личность неоднозначная, но надо сказать, что неоднозначная лишь последние два десятилетия.
А что такое два десятилетия во многовековой истории?

lenin-mavzolej.jpg

По всей видимости дата выноса тела Ленина из Мавзолея в далеком будущем

225372023.jpg


Владимир Путин
omegixus_e7b749b4f70fe4340c1b365d59371f4d.jpg

Тоже личность неоднозначная. По всей видимости оценка его личности будет меняться в ту или иную сторону в истории на протяжении многих веков.

Hot-Putin-Horse.jpg

Но для меня личность однозначная. Его поклонницей была всегда. Хотя, про этот портрет, висевший у меня над столом еще в середине 2000-х, наслушалась всякого, в т.ч. и экспромт от некой гос. проверяющей (между прочим) дамы: Едет Путин на коне, остальные все в ...
Вот это .... будем считать что про врагов России.
А впрочем кто как хочет, слава богу - не возбраняется

maxresdefault.jpg


Владимир Маяковский
583c386e865935d3d8fab057aa6f5920.jpeg

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

510781_big.jpg

Я сошью себе чёрные штаны
из бархата голоса моего.
Жёлтую кофту из трёх аршин заката.
По Невскому мира, по лощёным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

Пусть земля кричит, в покое обабившись:
"Ты зелёные вёсны идёшь насиловать!"
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
"На глади асфальта мне хорошо грассировать!"

Не потому ли, что небо голубо',
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, весёлые, как би-ба-бо,
и острые и нужные, как зубочистки!

Женшины, любящие моё мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта, -
я цветами нашью их мне на кофту фата!

0_ba538_86ee6ebf_XXL.gif

Владимир Высоцкий
vladimir_visotskij_znachit_nuzhnie_knigi_ti_v_detstve_chital.jpg

Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный крик принимавшие вой,
Тайну слова "приказ", назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить,
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

vyisotskiy-2.jpg

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Постараться ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом
И доспехи надев, что почем, что почем?
Испытай, кто ты - трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.

IzlYuOrL8G4.jpg

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

51ca8d6d32808.jpg

И в заключении маленький концерт в честь Владимиров от Владимира Спивакова , представлять которого тоже нет необходимости.

1-166-01.jpg

Владимир Спиваков - Вивальди, финал концерта ля минор для скрипки с оркестром (Голубой Огонек 1982)




Вечерний Шуберт. Владимир Спиваков и Денис Мацуев на Фестивале в Кольмаре 2009




Ну и по традиции нашего клуба, Танго!

"Виртуозы Москвы" и Владимир Спиваков Танго Кумпарсита.




http://www.astromeridian.ru/imya/vladimir.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_(имя)
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1134216
http://proho.ru/слушатьмузыку/владимир-высоцкий_зн...ужные-книги-ты-в-детстве-читал
http://www.askbooka.ru/stihi/vladimir-mayakovskiy.html

Серия сообщений "Мой взгляд. Дни рождения (историческое)":
Часть 1 - 15 октября родились...
Часть 2 - 29 октября родились...
...
Часть 9 - О Маргаритах
Часть 10 - Именины имени Мадлен
Часть 11 - Великое имя Владимир

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments