Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

110 лет назад родился Дмитрий Шостакович

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
110 лет назад родился Дмитрий Шостакович






Пусть вас не удивляет,что этот пост начинается с сигналов Интервидения 70-х годов прошлого века.
Для многих будет открытием,что эти несколько тактов написал Дмитрий Дмитриевич Шостакович.



Мощный симфонист и создатель популярных шлягеров. Его мелодии открывали космос, а иногда озорничали, хихикали, веселились. Музыку, начиная с Первой симфонии, рожденной еще в студенческие годы, играли на разных континентах. По «Ленинградской» симфонии, исполненной в голодном блокадном городе, мир понял: русский народ победить невозможно.
Собрание сочинений Шостаковича  — «хроника эпохи», весьма конкретной, той, в которую выпало жить. И оно же — «музыка будущего», что ошарашивала, казалась дерзкой. Но неизменно — родной. Он был одновременно композитором гонимым и официальным. Его возносили, осыпали премиями и орденами и при этом лишали должностей, музыку запрещали к исполнению, спектакли закрывали. Многое в его личности так и осталось загадкой.

Воспоминания о нем самые противоречивые. Знавшие описывают словно разных людей:
«он был живым, жизнерадостным и падким на всякие модные штучки»; «отчужденный и
рассеянный», «хрупкий, ломкий, уходящий в себя, бесконечно непосредственный и чистый
ребенок»; «самое застенчивое и нервное существо, какое я когда-либо встречал»; «жесткий,
едкий, деспотичный».

*****


В Год кино пусть звучит музыка Шостаковича к кинофильмам.

Размышляя о месте музыки в фильме и ее задачах, композитор, в частности, писал: «Музыка [в кино] является очень сильным средством эмоционального воздействия, поэтому она не может быть сведена только к иллюстративной». «Органическое сочетание слова и звука, звука и действия, возможность использовать новые, интересные оркестровые комбинации—все это ставит перед киномузыкой те задачи, которые давно и успешно решаются в „общей музыке": в музыкальной драме, в опере, в симфонии. <.> главное в киномузыке—органическое участие в самом действии киноспектакля. В киноспектакле к музыке можно и должно предъявлять такие же требования, как к сценарию, к актерской игре, к режиссуре».

Шостакович считал кино не только сферой выявления творческих возможностей композитора, но в определенном смысле и «школой композиторского мастерства»: «Уложить музыку в строго ограниченные рамки времени — вопрос не технический, хотя и может таким показаться. Подобно тому, как в литературе писать короче гораздо труднее—и композитору для выражения своей мысли в лаконической форме требуется больше искусства и труда. В этом плане кино дает композиторам блестящие уроки: появляется внутренняя дисциплина, благотворно влияющая на музыкальный язык». Он неоднократно возвращался к мысли о необходимости специальной подготовки композиторов к работе в кинематографе—вплоть до введения теории музыкального письма для кино в учебный план консерваторий .
К работе для кино Шостакович относился с той высокой мерой художественной ответственности, которая отличала все его творчество. Подчеркивая роль кино в пропаганде музыки, он утверждал: «Для кино композитор должен работать так же, как он работает, создавая свои наиболее значительные произведения, только еще внимательнее и лучше».

На подступах к киновоплощению «Гамлета» Шостакович дважды участвовал в театральных постановках Козинцевым трагедий В. Шекспира: в 1941 году—«Короля Лира» в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького и в 1954 году — «Гамлета» в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. Как ни трудно было Шостаковичу забыть собственную прежнюю музыку, Г.М. Козинцеву решительно сказал перед началом работы над фильмом «Гамлет»: «Прежде всего — ни одной строки из того, что я написал для спектакля». Писал заново, основываясь на режиссёрском раскрытии «Гамлета» Козинцевым. Помогла игра И. М. Смоктуновского, Гамлет которого— не столько философ, сколько поэт-страдалец, хрупкий и в то же время непоколебимо бескомпромиссный, бесстрашно поднявшийся на борьбу со злом. Это был его герой.

Музыкой насытили весь фильм рискованно густо, ввели её там, где по всем канонам и практике кинотрагедии ей быть не полагалось. Козинцев записывал: «Мир полон звуков. В часы тишины слышится весёлое стрекотание погремушек и глухие удары бубна, ломкий посвист дудочки, взвизги лихого припева: из чёрной дыры, глубиною в два аршина, разговаривает с датским принцем его далёкое детство — игрушечным, скоморошным фальцетом Йорика... Ассоциации пластики в звуке (оттенки веселья, первый монолог Гамлета)...»

Выпущенный на экраны в апреле 1964 года фильм «Гамлет» произвел потрясающее впечатление. Это было новое открытие шедевра Шекспира. Музыка стала предметом специального изучения, подробных анализов и далеко идущих обобщений.

По отношению ко всему богатому и разнообразному кинотворчеству Шостаковича фильм «Гамлет» занял место аналогичное месту Десятой симфонии в эволюции симфонизма: концентрат стилевых особенностей, итог, обобщение.
Из книги С. М. Хентовой. Шостакович. Жизнь и творчество,

Сюита из музыки к кинофильму "Гамлет" ор. 116



1.Прелюдия 00:00
2.Бал во Дворце 02:21
3.Призрак 06:04
4.В саду 07:32
5.Гамлет и Офелия 10:40
6.Прибытие участников 14:37
7.Происшествия Отравление 16:51
8.Дуэль и смерть Гамлета 24:21



Сюита из музыки к кинофильму "Овод" (по одноименному роману Э. Л. Войнич), 1955 год- едва ли не самое популярное произведение Шостаковича.

Сюита из музыки к кинофильму "Овод", соч. 97



1. Увертюра 2. Контрданс 3. Народный праздник 4. Прелюдия 5. Вальс
6. Галоп 7. Вступление 8. Романс 9. Интерлюдия 10. Ноктюрн 12. Финал


*****

Д.Д.Шостакович
"Я не гений. И когда меня
так называют, очень смущаюсь... Крайне трудно
говорить о собственной роли в ХХ веке. Если
какой-то след останется от моей музыки, то я
буду, конечно, счастлив..."



http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/shostakovich42.htm
http://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/13982...cheloveke-dobro-lyubov-sovest/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments