Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Высоцкий в Казани.

Представляю вам интервью из книги нашего казанского журналиста Феликса Феликсона "История в блицах" - о встречах с известными деятелями искусства и культуры, побывавшими в Казани.

Владимир ВЫСОЦКИЙ: «ДРУГИХ ПЕСЕН НЕ ПОЮ»

ИЗ АНКЕТЫ: «Любимый фильм, кинорежиссер?» – «Огни большого города», Чаплин». «Любимый художник, картина?» – «Куинджи, «Лунный свет». «Самая значимая историческая личность?» – «Ленин, Гарибальди». «Самый выдающийся человек современности?» – «Не знаю таких». «Твои отличительные черты?» – «Друзья разберутся». «Ты счастлив?» – «Иногда – да». «Чего тебе недостает?» – «Времени».

Анкета, выдержки из которой я цитирую, была опубликована в стенгазете самодеятельного клуба любителей авторской песни «Менестрель» 28 июня 1970 года. Спустя семь лет директор Татгосфилармонии Марат Тазетдинов пригласил меня встретить знаменитого поэта, певца и актера. Вообще-то его приезд планировался десятью годами раньше, в самом начале творческой карьеры, и приглашал его первый секретарь Татарского обкома ВЛКСМ Раис Беляев. Но та гастроль не состоялась. Попытка Марата оказалась более удачной.

Высоцкий пробыл в Казани (подумать только!) целую неделю. Жил в одноместном гостиничном номере Молодежного центра, был доступен, прост в общении и откровенен с журналистами. Помню его реакцию на, видимо, основательно надоевший ему вопрос: «Правда ли, что ваша жена Марина Влади?». Вместо ответа он достал из кармана куртки паспорт и показал штемпель, удостоверяющий его брак с французской актрисой.

Для отдыха во Дворце спорта ему отвели тренерскую комнату хоккеистов СК им. Урицкого. Он находился в ней почти все время, с удовольствием пил заваренный ему по особому рецепту душистый чай (хотя ходили упорные слухи о его пристрастии к напиткам и покрепче!). Ни разу не сорвался на многочисленных поклонников, докучавших ему просьбами об автографе, со всеми был доброжелателен, терпим.

Концертов было по три в день! Благодаря Марату и замдиректора Дворца спорта Михаилу Борисовичу Вайнштейну я мог слушать Высоцкого сколько хотел. А в перерывах между выступлениями удавалось даже и поговорить.




Вот запись одной из бесед с ним за очередным стаканом чая.

– Владимир Семенович, успели познакомиться с Казанью?

– Да, время позволило. Еще когда собрался к вам на гастроли, друзья, уже побывавшие здесь, увещевали меня – не пожалеешь. Действительно, не пожалел. И город понравился, и слушатель. Впрочем, в Татарии я не впервые – до этого уже побывал на КамАЗе, где бетонщики скульптора Ильдара Ханова зачислили меня в свою бригаду и отработали за меня, как за «того парня», перечислив мне мой символический месячный заработок.

– Правда ли, что вы едва не стали инженером?

– После школы я действительно поступил в Московский инженерно-строительный институт, но вовремя понял, что это не мое. Я ведь так любил театр! Поэтому местом дальнейшей учебы стала Школа-студия МХАТа. Сменив несколько подмостков, я оказался в ставшем мне родным Театре на Таганке. Первой моей работой в нем была роль Галилео Галилея в пьесе Брехта. А настоящим дебютом в кино считаю роль поручика Брусенцова в фильме «Служили два товарища».

– Про ваши песни даже боязно разговор заводить...

– Пишу их давно. Сколько написал – не знаю. Наверное, больше семисот. Сам пишу стихи, сам их исполняю на собственные мелодии. Других песен не пою и своих никому не доверяю. Исключение сделал лишь для Анатолия Папанова, спевшего «Утреннюю гимнастику». Хотя, думаю, их могли бы петь и другие.

Но песни эти, как и мои роли, одни-единственные, неповторимые, в которых мне хочется сказать что-то свое, а не только исполнить режиссерский замысел. В этом смысле мне чрезвычайно повезло с Юрием Петровичем Любимовым, который уважает в актере именно авторство, а не исполнительство. Кстати, он первым назвал мои стихи поэзией, ввел их в спектакли, где они звучат не фрагментами музыкального оформления, а неотъемлемой составляющей сценического действа.

– Сыгранных вами ролей, больших и маленьких, в театре и кино не перечесть. А самая любимая?

– Конечно Гамлет. Она далась мне нелегко – каждый раз приходилось выкладываться до седьмого пота. Я ведь не играю неведомого никому принца Датского, а стараюсь показать современного человека. Может быть, и себя. А это ох как трудно! Только сцену с призраком отца Гамлета Любимов перепробовал в 19 вариантах!

– Кого из современных актеров цените больше всего?

– В театре – Михаила Ульянова. Из зарубежных мастеров – Лоуренса Оливье. А если говорить о кино – Бориса Андреева, Николая Крючкова, Петра Алейникова, создавших на экране настоящий русский характер.



...В один из дней той памятной недели Высоцкий пообещал выступить перед коллегами в Доме актера. И сдержал обещание, хотя ему стоило немалых уловок избежать встречи с толпой поклонников, осаждавших служебный выход из Дворца спорта. Фотокорреспондент Евгений Буров за считанные минуты домчал его на своей «копейке» на улицу Щапова, 37.

В тот день выпал первый снег, и на площади Тукая Женя, занимавшийся в ту пору автоспортом, решил щегольнуть перед знаменитым пассажиром, выполнив разворот на ручнике на 360 градусов! Третьим тогда в машине был наш приятель Слава Япаров. Он и рассказал мне, что этот трюк привел Высоцкого (кстати, тоже отчаянного автомобилиста!) в восторг! В знак профессионального уважения он подарил «лихачу» магнитофонные бобины с записями своего последнего концерта.

На следующий день мы провожали Владимира Высоцкого в заснеженном аэропорту – он улетал в теплый далекий Ташкент. Вылет задержался минут на сорок, чему провожавшие были несказанно рады: еще бы, незапланированная возможность продлить общение с кумиром! Потом подъехала «Волга» и отвезла его к трапу самолета. Никто тогда и подумать не мог, что эта встреча с ним для многих из нас последняя...

Р. S. На этот раз в постскриптуме я не могу сообщить вам ничего такого, чего бы было неизвестно о Высоцком. Разве то, что первую свою официальную награду – звание лауреата Государственной премии СССР, он получил посмертно – в 1987 году. Сейчас его жизнь – открытая мемориальная книга, которую всякий может пролистать от корки до корки. И только теперь осознаешь, какая мне выпала удача – задавать вопросы Высоцкому вживую!

Снимки из книги Ф. Феликсона


***
Высоцкий был в Казани с концертами и в 1977, и в 1979 г. Немного о последнем его приезде:

Совсем недавно я пролистал «Вечернюю Казань» за первую половину 1979 года, однако ничего не нашел. Видимо, бдительную цензуру обмануть не удалось. Хотя милые женщины из Главлита, которые работали на одном с нами этаже, очень интересовались творчеством Высоцкого.

Юнона Карева вспомнила, что выступал он ранней весной. Концерт не мог не понравиться. Одно дело – слышать певца (у меня были две огромных бобины с песнями Высоцкого, пере-перезаписанные братом: качественных записей тогда было не найти), другое дело – его видеть. Но после концерта остался неприятный осадок.

Студенты, памятуя предыдущий приезд, когда Высоцкий, дав основные концерты, охотно выступал в других аудиториях, попросили его дать концерт в Казанском государственном университете. Он отказался. Помню, мы обсуждали и осуждали этот факт в редакции: мол, «зазвездился».

И только от Юноны Каревой я узнал, что в это время он был очень болен, приезжал в Казань как раз по этому поводу (с кем-то встречался, надеясь на помощь). И даже один концерт, наверное, был ему в тягость. Но он все-таки вышел на сцену Молодежного центра и повторил успех 1977 года.

А потом было сообщение о кончине Владимира Высоцкого. И скорбь по этому поводу, которая сделала ничтожным наш разговор о его «звездности».

http://history-kazan.ru/14266-vladimir-vysotskij-v-kazani

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • О платках. Синий платочек

    Наверное нет ничего более женственного, чем шаль, уютно накинутая на плечи, или легкий платочек, изящно обвивающий тонкую шейку. Для нас, русских,…

  • Как учили и учились в старину на Руси.

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения Как учили и учились в старину на Руси. Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными…

  • В Старой Ладоге. ч. 3.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения В Старой Ладоге. ч. 3. История Старой Ладоги насчитывает более 1260 лет. Сейчас это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments