Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

К юбилею Раймонда Паулса."Ты нам сыграй еще на бис"

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
К юбилею Раймонда Паулса."Ты нам сыграй еще на бис"




Фотография Раймонд Паулс (photo Raymond Pauls)

Раймонд Паулс .Raymond Pauls

День рождения: 12.01.1936 года.Возраст: 80т лет.Место рождения: Рига , Латвия

Музыкант и композитор Раймонд Паулс родился и до настоящего времени живет в Латвии, однако его произведения исполнялись в лучших концертных залах по всему СССР и многим странам зарубежья. Основное место в произведениях Паулса занимают популярные песни, музыка к кинофильмам и спектаклям, однако никто не рискнет применить к ним пренебрежительный эпитет 'попса'. Его произведения объединяют в себе народные, джазовые, блюзовые интонации, современные ритмы и чувство гармонии.


Наверное на всем постсоветском пространстве не найдется человек не знавший это имя-Раймонд Паулс.Композитор,красивый мужчина,слегка ироничный,вежливый,внимательный,прообраз настоящего дэнди...Раймонд Паулс – истинный символ элегантности, который не меняет своих вкусов: одна любовь на всю жизнь, в одежде – только фрак и черно-белый цвет, в музыке верен классике, в эстраде – лирике. Автор музыки множества шлягеров... Немало для одного композитора, но Раймонд Паулс продолжает писать, даже когда занимается государственными делами.

Будущий композитор родился в Риге 12 января 1936 года. Его отец Волдемар Паулс работал в то время стеклодувом, мать Алма-Матилда была домохозяйкой. Отец под впечатлением от книги «Паганини» Артура Куберта решил, что сын должен научиться играть на скрипке. Он купил Раймонду инструмент и определил его воспитанником детского музыкального сада при Рижском музыкальном институте. Это было накануне ввода советских войск…

В 1943 году, когда Раймонд пошел в школу, отец отправил семью подальше от бомбежек в одно из сел. Там мальчик учился в местной школе, а в 10 лет поступил в специальную музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня при Латвийской государственной консерватории. Но учеба давалась мальчику нелегко. Благодаря талантливому педагогу Ольге Боровской Раймонд постепенно почувствовал вкус к игре на фортепиано. Не последнюю роль сыграли и конфеты, которые учительница тайком раздавала наиболее способным школьникам.

Еще будучи учеником музыкальной школы, Паулс сильно увлекся джазом, начал играть на танцевальных вечерах.композитор Раймонд Паулс По его собственному признанию, он «бросился в джаз, как в омут».

Любимым композитором стал Джорджа Гершвин, причем более всего молодого Раймонда впечатлил тот факт, что пианист Джордж Гершвин не имел ни общего, ни специального музыкального образования.

Танцы поглощали все свободное время Раймонда Паулса, зато он получал бесценную практику музицирования без нот, по памяти. А там, где ноты были все-таки нужны, он учился быстро читать с листа. Летом 1953 года Раймонд подал документы в Латвийскую государственную консерваторию и был принят на исполнительское отделение. Студентом он подрабатывал на полставки концертмейстером в музыкальной школе, не бросая ставшими привычными танцплощадки.


1958 год прошел под знаком «Прощай, консерватория!». Выбор сделан – Рижский эстрадный оркестр. А вместе с ним гастроли: Грузия, Армения, Украина. Сцена, дающая необыкновенный прилив сил, тут же их забирала. После того как занавес опускался, необходимо было снять напряжение. И, как часто бывает у артистов, с помощью алкоголя. Среди городов, в которых проходили первые гастроли Паулса, – Одесса. Одной из местных красавиц, Светлане Епифановой, или, как звали ее домашние, Лане, выпала удивительная судьба – стать музой Раймонда Паулса.

Его брак с Ланой – один из самых удивительных примеров супружеской верности, длящейся более пятидесяти лет. Спустя столько времени на концертах Раймонд иногда играет мелодию своей любви – одну из первых песен Гершвина. «Когда я играю эту мелодию, мне кажется, что я нахожусь в Одессе. Ведь Гершвин оттуда…» – признается маэстро. В начале 1962 года у Раймонда и Ланы родилась дочь Анете. Это сильно повлияло на решение Паулса бросить пить…



Чтобы стать профессионалом, Раймонд возвращается на студенческую скамью: он снова учится в консерватории, но теперь уже – композиции. И в 1964 году становится художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Его музыка стала узнаваема.



27 ноября 1968 года в Концертном зале Латвийской государственной филармонии состоялась премьера первой авторской программы Раймонда Паулса. Сам он был изумлен: все билеты накомпозитор Раймонд Паулс этот вечер раскупили! Более того, не было билетов и на следующие. Окрыленные успехом, музыканты предприняли гастроли по республике, которые прошли с большим успехом, но почему-то замалчивались в прессе. По сути, Паулс и оркестранты взялись за создание национальной популярной музыки.

Еще через несколько лет он возглавил ансамбль «Модо». Появившаяся в 1975 году песня «Листья желтые над городом кружатся…» мгновенно стала самым популярным шлягером года: она звучала по радио и во всех ресторанах от Риги до Магадана, не говоря уже о Юрмале. Отдыхающие из всех уголков Советского Союза в каждом юрмальском кабачке слышали эту мелодию.

Дочь маэстро Анете росла в творческой атмосфере: среди друзей Раймонда было много талантливых людей, в их доме перебывали почти все эстрадные звезды. Как-то раз на день рождения Анете Андрей Миронов решил научить ее танцевать «по-настоящему». Как вспоминает дочь Паулса, «наши модные притопы-прихлопы он танцами не считал». Удивительно, что Раймонд, известный «первооткрыватель» эстрадных звезд, своей дочери становится певицей запретил!







Звездный час настал для маэстро, когда сложился его творческий союз с Аллой Пугачевой. И в наши дни песни «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз», «Без меня» любимы народом не меньше, чем тогда.

Певица и композитор были вынуждены много времени проводить вместе. Об их «романе» судачили повсюду, их едва ли не поженили! Ревновала ли его жена? «Наверное, немного ревновала, – признается Паулс. – Иначе как объяснить то, что она присутствовала на всех репетициях и концертах?»


Сотрудничество Паулса с темпераментным Валерием Леонтьевым и утонченной Лаймой Вайкуле стало больше чем легендой. Начальство в 1980-е годы «не жаловало» Леонтьева, и он бы еще долго оставался «закрытым» для столичных площадок, если бы не Паулс, включивший его в свои концерты. Как-то в одном варьете Паулс, Пугачева и Резник обратили внимание на молодую певицу. Тогда они очень рисковали, выпустив на эстраду настолько непривычную для того времени новую звезду.

Сотрудничество маэстро с Вайкуле и Леонтьевым стало очень плодотворным. И по сей день трудно найти столь любимые шлягеры, как «Исчезли солнечные дни», «Полюбите пианиста», «Вернисаж», «Еще не вечер». После этого Раймонд Паулс стал «всесоюзным маэстро». Присвоение ему в 1985 году звания народного артиста СССР стало признанием свершившегося факта. Но, как известно, у славы бывает и обратная сторона…



В одно время Раймонд Паулс был сказочно богат. По закону об авторских правах каждый ресторан, который включал в свой репертуар его песни, перечислял ему кругленькую сумму. «Приходишь в Сбербанк и узнаешь, что набежало несколько тысяч, – говорит композитор. – В одно время я даже по доходам перегнал самого «денежного» композитора Давида Тухманова».



И снова алкоголь помогал снимать стрессы после бесконечных концертов. Подобный способ отвлечения превратился в болезнь, знаменитый маэстро стал запойным алкоголиком! Выкарабкаться помогла ему жена. Благодаря ей Паулс нашел в себе силы остановиться, и за последние 25 лет не выпил ни капли спиртного.



В 1989 году Паулс стал министром культуры Латвии, а в 1993-м – советником президента страны по культуре. Несмотря на то что Раймонд неоднократно говорил, что «художник должен заниматься своим делом», а не политикой, в 1999 году он баллотировался на пост Президента Латвии. «Я исполнил все, что от меня требовали.

Выиграл в первом туре, набрал в парламенте больше всех голосов, но перед решающим туром вышел на трибуну и сказал, что снимаю свою кандидатуру. Если бы меня выбрали, я бы оказался в тяжелейшей ситуации. Я выступаю за хорошие отношения с Россией, и это вызвало бы сопротивление наших правых». И маэстро, как истинный джентльмен, уступил дорогу даме – Вике Фрайберге.





Раймонд Паулс на родине в Латвии пользуется всеобщей любовью. Его даже называют Достоянием Республики. Однако были времена, когда на его голову сыпались обвинения — да и сейчас кое-кто обвиняет: то слишком уж ратует за нормализацию отношений с Россией, то, наоборот, — мало для этого делает.

Маэстро оттрубил в политике более 20 лет, был депутатом сейма нескольких созывов, министром культуры. Впрочем, после этого лишь утвердился во мнении, что политика — грязное дело. При первой возможности он возвращается к любимой музыке.



В последние годы композитор старается не выезжать за пределы Латвии. Все его зарубежные друзья и так собираются летом в Юрмале на конкурсе «Новая волна», где он сопредседательствует вместе с Игорем Крутым. А латвийским коллегам и поклонникам Паулса повезло больше – маэстро рядом круглый год и активно работает в рижских театрах.

В первые годы независимости Латвии как только не называли маэстро: и «красным», и композитор Раймонд Паулскоммунистом, не давая забыть былую популярность в Советском Союзе и то, что он женат на русской. Кстати, Лане Паулс пришлось сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы получить гражданство!



***

Композитор был одним из организаторов знаменитых телевизионных конкурсов эстрадной песни в Юрмале, которые прошли в 1986-1989 годах. Латыши считают его своим национальным достоянием. Музыка Раймонда Паулса близка и понятна слушателям и в Америке, и в Японии, а самая любимая публика маэстро – в России.

                                                                Фото здания Латвийской музыкальной академии

Отрывок из интервью с композитором Раймондом Паулсом.

Раймонд Вольдемарович, Вы уже полвека не берете в рот алкоголь… Сами справились с дурной привычкой? Ведь раньше всякое бывало, гуляли весело. Ваш друг поэт Янис Петерс вспоминает, что вы как-то на мотоцикле въехали в ресторан…


— С алкоголем завязал с тех пор, как родилась дочь… Может, так бы и спился, если бы однажды вдруг не понял — так больше продолжаться не может. Лег в больницу. Трудно сказать, что больше помогло — медицина или то, что я собственными глазами увидел, как быстро под влиянием зеленого змия деградируют интеллигентные, казалось бы, люди. Ужас! Через месяц вышел из больницы и так рванул оттуда, что установил мировой рекорд по бегу, покрыв расстояние от ворот лечебницы до трамвайной остановки. Самое ценное — чувство внутренней чистоты, будто отмылся от чего-то мерзкого, проклятого, отделался от кошмаров, которые постоянно снились по ночам. Голова ясная, и хочется работать.
 



Вы и не курите. Как удалось бросить?
— В один прекрасный день погасил в пепельнице окурок и сказал: «Все. Это была последняя сигарета». С тех пор и не курю… Тут рецепт один — нужно, чтобы у человека созрело решение.

Очень важно еще, чтобы супруга поддержала. У вас долгий брак, в прошлом году вы отметили золотую свадьбу. Огромный срок, а для творческих людей — и вовсе фантастический.
— Мы не пятьдесят лет вместе, а сто. В браке ведь год за два идет. Как живем? Я каждое утро пью кофе. И каждое утро Лана меня спрашивает: «Кофе будешь?» Так и живем. Всерьез мы никогда не ссорились — только из-за того, что я люблю смотреть боевики и прочие глупые фильмы, а Лана предпочитает умное кино.
                                 

С женой Ланой (на фото — справа) Раймонд Вольдемарович прожил, по его подсчетам, сто лет — «ведь в браке год идет за два»
Фото: Из личного Паулса Раймонда архива

Когда и как вы познакомились с Ланой?
— В 1959 году в Одессе, когда я с РЭО давал гастроли на Украине. Лана (девичья фамилия Епифанова) была на моем концерте в Одесской филармонии. А после выступления мы оказались в одной компании, и мне удалось убедить Светлану приехать в Ригу на экскурсию. Я не слишком в это верил. Кто я был? Молодой, неизвестный музыкант, который играл по кабакам. Но она приехала, а 31 августа 1962 года мы поженились. Денег не было, квартиры не было, трудно было… Мама Ланы обменяла свою квартиру в Одессе на комнату в коммуналке и квартиру в Риге для нас. Прямо за стенкой был кинотеатр, и музыка, сопровождающая фильмы, была слышна в квартире. Наверно, я старомоден, но считаю, что предназначение женщины — семья. И это самое святое предназначение. И мне повезло, что рядом со мной человек, который как амортизатор между мной и внешним миром, она может разрядить любую напряженную ситуацию. Я с ней никогда не спорю. Говорю: «Куда мне! За тобой же 150 миллионов человек стоит!»



Лично для вас что сейчас самое интересное? Играть, писать музыку?..
— Писать — нет, не особо. А играть — да, люблю. Правда, в последнее время наигрался в театрах — это ужас. В Театре русской драмы прошел сотый спектакль с моим участием «Одесса, город колдовской». Еще играю в национальном театре «Дайлес» и других. Рижский русский театр полный — из Литвы даже туры организуют для туристов.

Честно говоря, в театре мне уже тяжело. Надоела таперская работа. Два с половиной часа сидишь на сцене среди прожекторов, потеешь в черном костюме… Мне же все время надо следить за спектаклем, ловить моменты, которые записаны в сценарии. А актеры, паразиты, не помнят текст. И вот я жду нужную пару слов, чтобы вступить с музыкой, — а их нет. Они уже давно проскочили и болтают дальше… Но в целом сотрудничество получилось хорошее. И в Америке были с этим спектаклем, и в Израиле.


 

Почему писать музыку разлюбили? Мелодии не приходят?
— По-разному бывает. Это такое дело: мелодия как будто идет с руки, а потом вдруг чувствуешь — что-то не так. Кстати, у многих известных композиторов можно проследить такие пробелы: они отходили на несколько лет от работы, бросали все, а потом возвращались — когда появлялся какой-то порыв. Творчество живет по своим законам. И потом в моем жанре многое зависит от современных тенденций, от моды. Не могу писать для дискотек, у них свой стандарт. Я всегда был лириком и теперь даже не знаю, где сегодня это нужно. В спектакле, для настроения, в акустических концертах. А коммерческое радио придерживается определенного стандарта.



Вам музыка не снится?
— Нет, я не из этих… Вообще-то вокруг писателей и композиторов создано много легенд и фантазий. Мы — самые обыкновенные люди. Ну, были у некоторых какие-то странности… А я не люблю чудить. Например, когда приезжаю в какой-нибудь район, деревню и вижу, что инструменты плохие, условия не очень, я не отказываюсь играть. Хотя, может быть, мог бы потребовать что-нибудь получше. Но я играю, потому что знаю, какая ситуация в этой деревне…




Еще я люблю своими руками что-то делать, мастерить. И не боюсь при этом руки испортить, бывало, вечером концерт, а я весь день крышу чиню. Одно время мы жили в Юрмале напротив Дома творчества композиторов. Я занимался хозяйством — дрова колол, крышу латал… Вдруг к нашему забору подходит женщина и строго говорит: «Вы не шумите тут! Мешаете композиторам музыку сочинять…»

Знаю, что вы в отпуск собираетесь. Что делать будете?
— То же самое, что не в отпуске. А сейчас еще ко мне понаехала моя мафия — внучки. Иностранки, я чувствую это… У меня жена русская, дочь — латышка, у дочери муж — поляк по происхождению, по гражданству — датчанин. Старшая внучка Анна-Мария учится в Америке (США), говорит на четырех языках, младшая Моник-Ивонн — в Риме. У них такое смешение, что национальных проблем нет и быть не может. Но они живут совсем другой жизнью. Так кто они? И кто такие чистые латыши — разве это можно сказать с уверенностью? Про себя — и то не скажешь.

Виктория Юхова, Ксения Загоровская. Журнал "Итоги"


Песни и музыка Раймонда Паулса получили широкое распространение в репертуаре многих исполнителей и ансамблей, они занимали первые места на престижных песенных соревнованиях, звучали во многих популярных фильмах и сериалах того времени ('Слуги дьявола', 'Смерть под парусом', 'Стрелы Робин Гуда' и др.).

Особенно полюбились зрителям музыка и песни из телесериала 'Долгая дорога в дюнах' (1981). 'Колыбельная' из этого сериала вошла в репертуар многих детских коллективов, и вдохновила композитора на создание произведений для хора мальчиков и ансамбля 'Кукушечка'. В 1979 году Паулс стал художественным руководителем Латышского телерадиокомитета и профессором консерватории по классу джазовой импровизации.



 Последним на сегодняшний день произведением Маэстро является мюзикл 'Все о Золушке', поставленный в 2014 году в Москве


 



Доброго здравия,Маэстро,на долгие -долгие годы! http://www.peoples.ru/art/music/composer/pauls/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments