Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

ОБЛАКА: ОТ СОЗЕРЦАНИЯ К ПОЗНАНИЮ

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
ОБЛАКА: ОТ СОЗЕРЦАНИЯ К ПОЗНАНИЮ





Можно не сомневаться, что бОльшая часть человечества, встав после ночного сна, первым делом подходит к окну… Мы бросаем взгляд на небеса. Зачем?
Если нас интересует погода, то сообщение о ней по радио или ТВ гораздо информативнее зрелища, ограниченного оконной рамой.
Но даже вооружённые свежей и точной информацией о состоянии погоды, выходя
из дома, мы обязательно поднимем голову и посмотрим на небо. Зачем?

Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес...

А. Блок
Облака плывут, облака,
Не спеша, плывут, как в кино...

А. Галич


В каком бы виде транспорта мы не оказались, будь то за рулем автомобиля, в купе железнодорожного вагона или перед иллюминатором авиалайнера, мы практически безотчетно время от времени бросаем взгляды на небо, следим за облаками. Иногда это не взгляды, а долгое и пристальное слежение за небесными событиями, разворачивающимися перед нашим взором. Зачем?

А теперь вспомните себя молодыми и здоровыми. Лежащими на траве, песке, камнях, заложившими руки за голову и долго-долго рассматривающими таинственные перемещения белых барашков на голубом фоне... Это могли быть и не барашки, а верблюды, башни или другие фантастические фигуры. Небесное действо менялось каждую минуту, оставаясь всегда напряженным и интересным. Сюжет не был особенно сложным, но хотелось смотреть его непрерывно. Зачем?

Задавая так много вопросов «зачем?», мы понимаем, что в большинстве случаев ответить логически на них невозможно. Как невозможно объяснить, почему из всех природных объектов именно облакам принадлежит лидерство в количестве поэтических строк, им посвященных. А пейзажные полотна ( как и хорошие фотографии) без бело-голубой кромки неба смотрятся скучновато. Интуитивно это понимают даже малые дети.




Клод Дебюсси
"Облака"




Немного о пьесе Клода Дебюсси «Облака» из сюиты «Ноктюрны».
На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Уильяма Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси.
«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».
Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений.
Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.





Как же метко крылатое выражение «строить воздушные замки»! Символ неустойчивости, переменчивости и быстрого разрушения.
Разворачивающееся перед вашими глазами небесное действо меняется каждую минуту, оставаясь напряжённым и интересным.
Сюжет не бывает особенно сложным, но хочется смотреть и смотреть...

Что же такого особенного в облаках?
Они ведь почти всегда на небе – то их больше, то меньше… В том-то и дело, что
для многих облака – своего рода аналог звукового шума, они – лишь часть
зрительного фона. На них смотрят, не видя, подобно тому, как слушают, не слыша.
Но большинство людей всё же понимает различие между «слушать» и «слышать»,
«смотреть» и «видеть»... Художественное восприятие природы в той или иной
степени свойственно всем.

В Китае само выражение «облака и дымка» издревле было синонимом понятия
«живопись».

Полупрозрачная облачная вуаль одновременно скрывает наглядное и обнажает сокрытое, преобразует реальный мир в мир волшебства и сказки, где далёкое становится близким, а близкое – недоступным, где всё возможно и непостижимо. В ускользающих клубах дымки-ваты сквозят иные миры…
Бытует поверье, что мудрый человек «с утра наблюдает формы облаков и так выправляет себя».
Вообще, для китайцев характерен философский взгляд на облака.
«Смотри, как проходят облака сквозь гору, не встречая преград, - так ты постигнешь секрет погружения в пустоту» (Хун Цзычэн, 17-й век).

А впрочем, за подобными примерами не надо ходить «за три моря». Достаточно вспомнить знаменитую песню: «Гляжу я на небо, и думку гадаю...».

Нет, ответить логически на наше «зачем» невозможно. Как невозможно объяснить
– да и надо ли? – почему из всех природных объектов по числу посвящённых им поэтических строк лидируют именно облака?

Кажется, особенно часто облака становятся «действующими лицами» в русской поэзии.
Живые человеческие ассоциации возникают в строках Лермонтова:
«Тучки небесные, вечные странники...».
Или: «Ночевала тучка золотая...».

В стихах Пушкина можно найти примеры почти всех облачных образований,
от «Редеет облаков летучая гряда...» до
«Мутно небо, ночь мутна...».
От «Здесь тучи смиренно идут подо мной...» до
«Мчатся тучи, вьются тучи...».

А наблюдательный Бунин так конкретно живописал ситуацию с облачностью, что по его строкам просто хоть прогноз погоды передавай:

«Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет…»


Для Набокова характерен несколько иной взгляд на облака:
«Я облаком в вечерний чистый час
вставал, пылал, туманился и гас,
чтоб вспыхнуть вновь с зарёю
неминучей.
Я облетал всё зримое кругом,
блаженствовал и, помню, был влеком
жемчужной тенью, женственною
тучей».


А вот и шедевр его «облачной» (или «заоблачной»?) эротичности:
«...И туча белая из-за лиловой тучи
встаёт, как голое плечо».


Чувственное видение облаков проявлял и Саша Чёрный:
«Облаков оранжевые пряди
Взволновали небо на закате…»


Маяковский же в своих сравнениях был экстравагантен: «...не мужчина, а – облако в штанах!».

«Облачная» тема в искусстве неисчерпаема и при желании может быть продолжена. Но нас, в эту (пока ещё) летнюю пору, должны интересовать более «прозаические» причины созерцания облаков.


художник Владислав Коваль


Облака – величайшее бесплатное зрелище на Земле. Взглянуть вверх и порадовать
взор не стоит ни гроша. Вас не ограничивает ни время, ни место наблюдений. Облака
никогда не остаются одними и теми же, они всегда в движении. Даже в сером «осеннем занудстве» они не бывают скучными. В любой сезон картине неба можно найти аналогию: музыкальный фрагмент с базовой темой. На её основе можно построить множество вариаций и аранжировок. Точно так же существует несколько основных типов облаков, развивая и комбинируя которые Природа сочиняет бесконечные небесные симфонии.
Смотреть на облака интересно не только потому, что они удивительно красивы, разнообразны – они никогда не повторяются.
Бесконечные комбинации форм, положений, цветов, контрастов света и тени радуют глаз и успокаивают душу. Интересно наблюдать даже за тенью облака. Кстати,
как она возникает и есть ли у неё точные границы? Принимая солнце за точечный
источник света, получаем, что тень от любого предмета должна быть больше самого
предмета. Но поскольку облако полупрозрачно, особенно по краям, солнечные лучи
проникают сквозь такое «препятствие». А потому тень оказывается меньше
предполагаемого размера. В солнечный день каждый может убедиться в том, что у облачной тени чёткой границы нет.Облака – предвестники грядущих перемен погоды.

Интересоваться завтрашней погодой естественно и полезно, поскольку она определённым образом воздействует на нашу жизнь. Надо представлять причины, порождающие разные виды облаков.
В прошлом, в век парусов, многие мореплаватели удивительно точно читали эту
«доску погодных объявлений». Сегодня таким искусством мало кто владеет. Однако
умение «читать» облака можно развить и получать удовлетворение от того, что ваши
собственные прогнозы оправдываются.
Облака на небе конечно же не только метеорологические объекты. Они –
продолжение наших эмоций, нашего сиюминутного настроения. Или, наоборот, они
– их источник?..

художник Владислав Коваль


Привычка наблюдения за небом даёт чувство связи с природой. Согласитесь, в
нашем всё более технологичном обществе это важно.
Наблюдения за облаками способствуют развитию глобального сознания. Спутниковые снимки облачности и прогнозы погоды для огромных территорий давно стали
для нас чем-то обыденным и само собой разумеющимся. Но когда видишь своими
глазами нашу голубую планету, покрытую белыми пятнами облачных массивов и
спиралями циклонических вихрей, невозможно удержаться – да простится мне
высокопарность – от гордости и восхищения человеческим разумом. Мы научились
видеть облака не только снизу, но и сверху. Этот новый ракурс, оказывается, не менее
интересен, чем привычный, земной. Взгляд вверх, на небо – наблюдение
за перемещением облаков – приводит к парадоксальной мысли о ценности воды
на Земле. Ведь все облачные образования, в конце концов, лишь результат
фазовых переходов воды. Поднимается невидимый водяной пар, выпадают
осадки – дождь, снег, град... Без воды Земля была бы не только безоблачна, но и безжизненна.
Мысль о ценности воды приводит к пониманию её места в системе экологических
связей на планете. Любое нарушение водного баланса неотвратимо ведёт к
изменению природного равновесия. Кажущееся «легкомысленное» перемещение облаков –
важный элемент глобального климата, об изменении которого сегодня говорят (пока
только говорят!) повсеместно.


художник Владислав Коваль


Наблюдения за облаками – противоядие от хандры. В мире много скучающих людей. Помочь им не могут ни дорогие игрушки, ни дорогие лекарства. Если вам
давно не по себе, познакомьтесь с небом поближе, начните наблюдать за облаками систематически, и в вашей жизни останется меньше места для скуки и разочарований.

Облака в небе – это не только волшебное зрелище, но и источник постоянных
вопросов. Откуда облако пришло и куда направляется? Каковы причины, которые
вызывают появление облаков и заставляют их растворяться? Несёт ли облако
угрозу? Или оно – благодать?.. Конкретные ответы могут дать специалисты по
физике атмосферы. Но любой человек, независимо от образования, характера, места
жительства, может наблюдать за облаками с восторгом и удивлением.
Как это ни странно, но первые классификации облаков появились лишь в начале XIX века. Смелую попытку систематизировать облака предпринял в 1803
году метеоролог-любитель, лондонский фармацевт (!) Люк Говард, опубликовав
статью «К вопросу о разновидности облаков». И поныне в основу международной
классификации облаков положено их различие по высоте и внешнему виду. Как в
театральном зале, существует несколько ярусов облаков: верхний ярус уходит за
пределы 6 км, средний ярус – 2 – 6 км, нижний не поднимается выше 2 км. Но есть и особо «крутые» облака. Их называют облаками вертикального развития:
основания их находятся в нижнем ярусе, а вершины – в верхнем. Они представляют
собой грандиозное зрелище!

По внешнему виду облака делятся на четыре семейства, портрет каждого легко
определяется названием: перистые, слоистые, кучевые и дождевые. Разнообразие
облаков зависит от «семейных отношений», которые сложны и противоречивы;
иногда сказывается «семейственность», иногда – «наследственность». Но учёные
пришли к выводу, что все возможные варианты внешних форм облаков укладываются в пределах десяти родов – комбинаций указанных семейств.

Мудры и счастливы те читатели, для которых разглядывание облаков доставляет не только удовольствие, но и определенный интерес.
Существует специальный Атлас облаков, в котором собрано громадное число облачных «портретов» и их описаний. При желании его можно полистать.

Но мы с вами – принадлежащие к большинству,вспомнив строчку Александра Галича: «Облака плывут, облака, не спеша плывут как в кино...», просто поднимем глаза к небу.

текст- Марк СОФЕР




ПРОГУЛКА В ОБЛАКА
А. КАЛИНИН.


Хороший способ снять напряжение и усталость — отвлечься от повседневных забот и по-иному взглянуть... на небо.


художник Владислав Коваль


Внешний вид облаков зависит от очень многих причин, но в первую очередь от их высоты над землёй и ветра. Их изменчивость рождает у нас непроизвольное желание увидеть в них что-то знакомое: лицо человека, фигуру животного или контуры предметов. Между прочим, если вы пришли на свидание и не знаете, о чём говорить с девушкой, предложите ей посмотреть на облака и поискать в них какие-нибудь сюжеты. Это поможет вам преодолеть собственную робость и лучше узнать друг друга.

И очень часто оказывается, что два человека, глядя на одно и то же облако, видят в нём одинаковые или совершенно разные образы.

Что же это за таинственные небесные «создания» — облака, которые всегда перед глазами? Они похожи на туман, но не могут им быть, ведь из тумана никогда не идёт дождь и не падает снег.

Облака — это скопления капелек воды и кристалликов льда. Туман отличается от облаков только размерами капелек и кристалликов. Капли в облаке имеют обычно размер от одного до десяти микрон (микрон — тысячная доля миллиметра), хотя иногда достигают диаметра в несколько миллиметров. Частицы тумана примерно в десять раз меньше, чем капельки воды в облаке. Когда нa солнце или на морозе капельки тумана высыхают, делаются всё меньше и меньше, мы говорим, что туман рассеивается.

Художники тоже стремятся увидеть в облаках разные сюжеты, любимая тема — изображение девушки и юноши, смотрящих друг на друга.
ВМЕСТЕ (536x700, 376Kb)

Однако часто авторы картин настолько увлекаются, что от облаков почти ничего не остаётся, как, например, в работах известного американского художника Джима Уоррена.

Гораздо интереснее полотно нашего соотечественника художника Виктора Брегеды «Союз неба и воды». Лицо в облаке на небе и его отражение в воде не бросаются в глаза.
СОЮЗ (530x669, 241Kb)

Линия горизонта и плывущие облака, отражаясь в глади залива, рождают образы двух, склонённых друг к другу лиц, а одинокая чайка, летящая над морем, делает их зрячими, благодаря ей они видят друг друга. Картина дарит зрителю тайну, неожиданно открывающуюся в хорошо написанном пейзаже.

У другого отечественного художника — Александра Захарова — есть целая серия картин с плывущими в облаках кораблями и рыбами, птицами и зверями. На одной из картин, которая называется «Воздушный корабль», изображение парусника видишь не сразу. Лишь присмотревшись к картине, представляешь, как большой корабль величественно уплывает и тает в безбрежном тумане неба и моря.

«Воздушный корабль»художник Александр Захаров


Не менее изменчив и многолик, но, пожалуй, более красочен — дым. А вот фантазии и вдохновения у художников он не рождает. Возможно, это объясняется чувством инстинктивной тревоги, которую клубы дыма вызывают у каждого человека.

Красивые скопления облаков наблюдаются весной и осенью. Выразительны облака и летом.
Но кто-то видит в небе просто облака, а кто-то занимательные, порой фантастические сюжеты.

Гамлет: Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний: Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет: По-моему, оно похоже на ласочку.
Полоний: У него спина, как у ласочки.
Гамлет: Или как у кита?
Полоний: Совсем как у кита.

В. Шекспир. Гамлет






https://www.nkj.ru/archive/articles/12980/
http://music-fantasy.ru/materials/klod-debyussi-tr...ny-oblaka-prazdnestva-i-sireny

ССЫЛКА -АТЛАС ОБЛАКОВ

Распределение родов облаков в тропосфере

облака (700x528, 41Kb)



Серия сообщений "Природные явления":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments