Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Жемчужина готики-Ульмский собор

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Жемчужина готики-Ульмский собор

                                                                            

В Европе есть несколько десятков готических соборов, которые стоит увидеть хоть раз в жизни. Среди них Ульмский собор в Германии, который конечно не считается самым красивым, но зато является самым высоким в мире. Он находится в городе Ульме, земля Баден-Вюртемберг.

Если подходить формально, то это просто городской  храм. Ведь соборами называют резиденции епископов, а она у Вюртембергского епископа находится в Штутгарте, столичном городе этой земли. Но по тому впечатлению, которое производит этот готический «небоскреб», его иначе как собор назвать язык не поворачивается.        

 

Ульмский собор (Мюнстер) расположен в центре города на площади Münsterplatz. Эта трехнефная зальная церковь была построена в готическом стиле и первоначально принадлежала католической церкви, а после Реформации стала самой большой протестантской церковью в мире.

Любопытно, что несмотря на громкое название, церковь формально не является Кафедральным собором: Ульм никогда не был резиденцией епископа. Тем не менее, во многом благодаря гигантскому размеру церкви, ее принято называть «собором», этой традиции будем следовать и мы.

Кристофер Рис на  фонтане 

Решение о возведении собора было обусловлено рядом причин. В 14 веке приходская церковь Ульма находилась примерно в километре за переделами городских стен.

В случае осады жители оказывались оторваны от церкви, как случилось, например, при нападении на город короля Карла IV в 1376 году и подобная ситуация вполне могла повториться ввиду неспокойной военной обстановки того времени.

Также город стремился к независимости от монастыря Райхенау, которому принадлежала старая приходская церковь. Эти причины и побудили горожан начать строительство новой церкви в черте города за счет собственных средств, хотя на тот момент население города составляло менее 10 000 жителей.

Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа.

Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора.

Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план.

У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена (работавшего на строительстве собора в Страсбурге) должна была подняться на высоту 150 м.

В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора – 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета.

Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней. Сегодня на башню Мюнстера можно подняться до высоты 143 м, преодолев 768 ступеней.

Сверху открывается прекрасный вид на Ульм и окрестности, а в хорошую погоду можно даже увидеть на горизонте Альпы. Башня собора является на сегодняшний день самой высокой в мире. Башни хора в высоту достигают 86 м.

Само здание Мюнстера в длину составляет 123 м, а в ширину – 49 м. До того, как в интерьере были установлены скамьи, собор вмещал 20 тысяч человек. Собор трехнефный, базиликального типа, центральный неф заканчивается апсидой. Высота центрального нефа составляет 41,5 м, боковых нефов – по 20,5 м.

Виды с башни на город Ульм...красота неописуемая

              

            

           

Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380).

Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора). Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма.

Северо-восточный портал Реформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых.

На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде).

 Святой Екатерины Александрийской и Святой Варвары , .. Петр Hemmel из Андлау , 1480

Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса.

В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480).

" Св.Георг " Ханс Акер , 1440

Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Церковные скамьи

До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений, что позволяет предположить, что в особых случаях члены городского совета также принимали участие в службе. Сиденья разделены на мужскую и женскую половины.

Женская (южная сторона) украшена деревянными изваяниями сивилл (античных прорицательниц),

А мужская сторона (северная) - бюстами философов, исследователей и писателей дохристианской эпохи. Существует предание, что в виде Вергилия Йорг Зирлин изобразил самого себя.

Скамьи хора Ульмского собора считаются шедевром готического искусства.

Цицерон

Теперь Алтарь

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521)

В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в пределле - Тайная вечеря.

Крестовый алтарь "Таинство" Ханса Шауфеллина( 1 515 )

Алтарь Варфоломея Zeitblom (около 1489-1497 )

На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены.

Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них - пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли.

Бюст Вергилия в хорах Йорга ЗИРЛИНГА

В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая.

Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

                         

В соборе установлено 5 органов, каждый из которых используется в разных случаях. Большой главный орган был установлен в 1969 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

            

          

Фамильные шиты и гербы

Символ города Ульма — воробей — когда-то, согласно легенде, помог строителям города — сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, «как же пронести через них бревна для строительства?», пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек. Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен. В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города

Hermann Baumhauer, Joachim Feist: Das Ulmer Münster und seine Kunstwerke, Theiss, Stuttgart / Aalen 1977, 
Elmar Schmitt, Adolf Silberberger: Das Ulmer Münster in Vergangenheit und Gegenwart. Konrad, 1989, 
Wolfgang Lipp: Bilder und Meditationen zum Marienportal des Ulmer Münsters, Langenau 1983,
Wim Swaan: Die großen Kathedralen, DuMont Buchverlag Köln 1996, Seiten 244 bis 250, 
Erhard John: Die Glasmalereien im Ulmer Münster, Langenau 1999, 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments