Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Воздушный шар. Пролетая над звездами.

Часть 1. Полеты во сне и на яву.
Часть 2. Пролетая над Россией.
Часть 3. На полюсе Земного шара
Часть 4. Пролетая над миром

original (4).jpg


Вспоминая недавнюю серию постов о воздушных шарах во время героического полета Федора Конюхова (должна признаться, что посылала ссылку на них и ваши комментарии в его поддержку самому, а вдруг посмотрел!) осталось чувство недосказанности. Прилетел Федор, все порадовались, теперь он будет спускаться вниз -в Мариинскую впадину. Есть неугомонной душе куда стремится.

1458564372_ee4eecf9b02d871fcece33489fcb0928.jpg


А шары? Вроде бы всем законам природы и воздушные шары должны стремиться - ввысь! И стремятся. Рекорды высоты на аэростатах, т.е стратостатах, предназначенных для полетов в стратосферу, на высоту более 11 км. начались еще с начала 30-х годов прошлого столетия.
А нижняя граница стратосферы (10500 м) была достигнута 31 июля 1900 г. германскими исследователями А. Берсоном и Р. Зюрингом на аэростате «Preussen» («Пруссия», объем оболочки — 8400 м3) с открытой гондолой. Несмотря на то что воздухоплаватели были тепло одеты и периодически вдыхали кислород, на высоте свыше 9000 м они неоднократно теряли сознание и едва не погибли.
Первый в мире стратостат был сконструирован и построен выдающимся швейцарским учёным Огюстом Пикаром, который планировал использовать его для исследования космических лучей, собственно он и был первым, кто совершили первый в истории полёт в стратосферу (май 1931 г. Аугсбург, Германия, достигнутая высота 15785 м.)

Gondola_of_high-altitude_balloon_Volga_(USSR,_1959).JPG


Советские люди отстали ненадолго – через два года после первого полета Пиккара, в воздух поднялся стратостат «СССР-1» и поставил рекорд высоты – 19 километров. Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и ряд других организаций.

СССР-1.jpg


Оболочка стратостата «СССР-1″ отличалась от оболочек обычных свободных аэростатов в основном своими размерами — ее объем составлял 24500 м3. Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и ряд других организаций.Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и ряд других организаций.

8b0d48a9791ca418d529852f8fbc4ef4.jpg
Старт стратостата СССР

00-georgi-bibikov-aerostat-osoaviakhim-1-1935.jpg
Старт стратостата Осоавиахим-1


30 января 1934 года пилот Павел Федосеенко, инженер-конструктор Андрей Васенко и физик Илья Усыскин отправились штурмовать новые рекорды на стратостате «Осоавиахим-1». Первый в истории зимний полет начался успешно: опытные аэронавты достигли высоты 20 километров шестисот метров и с нее приветствовали XVII съезд ВКП(б)! И полетели выше – судя по записям в журнале, на высоту 22 километров.
Новый рекорд их подвел: перегрузки на спуске оторвали гондолу от баллона. Через несколько дней прах героев захоронили в Кремлевской стране. Посмертно их удостоили ордена Ленина, а подвиг увековечили выпуском марок.

1934_Osoaviakhim-1_memorial_stamps.jpg
пилот Павел Федосеенко, инженер-конструктор Андрей Васенко и физик Илья Усыскин


Поскольку этот полет стал легендарным, то хочется поподробнее. Был ли это подвиг во имя науки, или непродуманная подготовка к полету привела к катастрофе. Ведь тогда (да и порой и сейчас) делается много "на ура". Достаточно сказать, что целый день перед стартом 29 января прошел в заседаниях; вечером накануне полета только в 0.12 экипаж ушел с очередного собрания.
Да и сам старт откладывался несколько раз из-за явной неподготовленности к полету. В результате полет и стал первым в истории зимним, а планировался еще в сентябре.

Идея же полета зародилась 1930 году - группа инженеров Ленинградского отделения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) решили построить новый стратостат для покорения рекордных высот. Но из-за отсутствия государственной поддержки и средств ( в отличии от стратостата «СССР-1») начали воплощать эту идею в жизнь только в конце 1932 года. Главным конструктором назначили Васенко, начальником работ - инженера Чертовского.

orig_0b4deb11b6aa1cf1a323a8b5fd8c7cb81ce530e05345a738fad8b0616cd2ac43.jpg
Вероятно по таким вот лотерейным билетикам и были собраны средства на строительство стратостата Осоавиахим-1


0_207200_38d6a8b6_M (256x300, 25Kb)
Проект стратостата неоднократно пересматривался. В июне 1934 года оболочка доведена в объеме до 24 940 куб. м. А уже в августе готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и посчитала его годным к полету, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать.

Стратонавтам "Осоавиахима-1" предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей, интенсивности космического излучения, величине напряженности магнитного поля Земли в стратосфере.
Для проведения научных наблюдений стратостат оснастили лучшими приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, а также в Радиевом и Физико-техническом институтах. Полет заинтересовал и ученых Института экспериментальной биологии, решивших отправить в стратосферу "команду" мушек-дрозофилл.




Стратонавты: Гибель воздушного Титаника


30 января, в 9.07, "Осоавиахим-1" начинает подъем. Через девять минут экипаж передает первую радиограмму: "Слушайте, слушайте! Говорит "Сириус"! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса".
Достигнув высоты 6500 м, стратонавты приступают к исследованиям, берут первую пробу воздуха, делают записи в бортовом журнале. В 9.32 сообщают о неполадках в работе радиостанции: ответов с земли не слышно.
В 9.56 новое сообщение: "Говорит "Сириус"! Высота 15 000 м по альтиметру... Ведем непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно".
Метр за метром приближается "Осоавиахим-1" к высоте, достигнутой "СССР-1". Оболочка стратостата принимает шарообразную форму. К этому времени обнаружилась еще одна неполадка: плохо работает поглотитель углекислоты и влаги; это обстоятельство не раз отмечается в бортовом журнале.
"10.14. Говорит "Сириус"! Высота 19000м",- доносится голос из стратосферы.
После небольшой паузы высотный репортаж возобновляется: "Говорит "Сириус"! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра".

Не желая вызывать беспокойство на земле, экипаж умалчивает о всех неудобствах, вызванных плохой работой регенерационной установки, и продолжает вести наблюдения в стратосфере.

Почти через час донеслось: "Говорит "Сириус"! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров..." - И вновь шумы и трески поглотили далекий голос.
"Но и услышанное очень важно. Уже сейчас стратонавты на высоте, на которую до этого не поднимался ни один человек", - заметил журналист Михаил Кольцов.

Подъем стратостата продолжался. Вскоре с борта "Осоавиахима-1" удалось принять еще несколько радиограмм:

"I 1.42. Говорит "Сириус"! Высота 20 600 м. Слушайте, слушайте! Передаем радиограмму XVII съезду партии".

"II.49. Говорит "Сириус"! Производим непрерывные наблюдения и опыты... для изучения космических лучей..."

"Алло! Говорит "Сириус"! Временно прекращаем прием и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты..."

Вскоре после этого радиосвязь со стратостатом окончательно потеряна. Все вызовы с земли оставались без ответа. Однако никто не думал, что триумфальный полет закончится трагедией.

1395246642_031922.jpg
Осмотр комиссией места гибели стратостата


По мнению комиссии, "начало катастрофы должно быть отнесено к высоте, превышающей 8 километров, поскольку в противном случае пилоты имели бы возможность открыть люк или хотя бы разбить стекла иллюминаторов и выбросить балласт, бутылки кислорода и другие предметы внутренней аппаратуры гондолы и пытаться спастись на парашютах". В 16.23 (или двумя минутами раньше) стратостат ударился о землю.

"Осоавиахим-1" упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог, Инсарского района. Гондола стратостата смялась от страшного удара о землю.

53690878.jpg
Памятник на месте гибели стратонавтов.


1 февраля 1934 года комиссия по расследованию причин катастрофы стратостата докладывала в Москву: "...трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось. Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю. Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло ее врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т.е. открыть люк.
Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон..."

В записке И.В. Сталину нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов отмечает, что причиной гибели стратостата стало стремление экипажа "поставить мировой сверхрекорд, не считаясь с техническими возможностями стратостата и условиями полета".

1395246831_031923.jpg
1395246720_031924.jpg


Стратонавтов оплакивал весь СССР. XVII съезд партии почтил вставанием память отважных воздухоплавателей; его делегаты в полном составе присутствовали на похоронах на Красной площади. В день похорон урны с прахом погибших несли Сталин, Молотов и Ворошилов. Героев похоронили у Кремлевской стены.

stratonavti-2.jpg
Памятник в административном центре - Саранске

a5e4e9c743ae80ea755264e14a5901c1.jpg


Нужно отметить, что решительный штурм стратосферы человечеством был героическим и потребовал жертвоприношений. До гибели «Осоавиахим-1» произошли две катастрофы, показавшие насущную необходимость создания герметичной кабины. 4 мая 1927 г. капитан Хауторн Грей (США) поднялся на водородном аэростате объемом 2265 м3 с аэродрома Скотт-Фильд (шт. Иллинойс) и достиг высоты 12944 м в открытой гондоле. Грей был одет в специальный высотный костюм и пользовался кислородной маской. Во время второго полета 4 ноября 1927 г. потолок подъема аэростата остался тем же, но во время продолжительного спуска запас кислорода был израсходован и Грей погиб. Трагедией закончился и полет испанского воздухоплавателя Бенито Моласа, стартовавшего 15 сентября 1928 г. из города Алькала (провинция Альбачете) в стратосферу на шаре «Espana» («Испания», объем 2200 м3). Он находился в открытой гондоле и пользовался кислородным прибором, поломка которого привела к гибели пилота.

А как сейчас? И сейчас продолжаются полеты в стратосферу на стратостатах и продолжают ставиться мировые рекорды..
Феликс Баумгартнер стал первым в мире человеком, преодолевшим скорость звука, находясь вне техники. Он совершил затяжной прыжок из стратосферы с высоты более 39 000 метров.
Маленький репортаж для сравнения, как было и как стало:
74a838c438a745f640eccf992632d316.jpg
02.jpg
05.jpg
11s.jpg
12 (1).jpg
19.jpg
00.jpg
18.jpg


https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратостат
http://loveopium.ru/kosmos/pryzhok-iz-stratosfery.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments