Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Знакомство с Паолой Волковой

Автор - ГалаМаг. Это цитата этого сообщения
Знакомство с Паолой Волковой

Я есть то, на что я смотрю.
Добавлю: и то, как я осмысляю, на что я смотрю.

Паола Волкова


Paola. Алфавит Паолы Волковой / Сост. Н.Ю. Семенова, Н.В. Семенова. - М. - Слово/Slovo, 2014. — 216 с.

8 (372x500, 146Kb)

На обложке книги представлен портрет Паолы Волковой, выполненный в 1959 году Владимиром Вейсбергом. Сейчас он находится в ГТГ.

Откроем книгу и прочитаем конец Предисловия, написанного Наталией Ю. Семеновой, чтобы распознать всего одну грань этой неповторимой женщины:

«При этом женское ее начало всегда доминировало. Всю жизнь Паола была озабочена тем, как она выглядела. Ее не волновало, насколько эффективны ее суждения о Леонардо, она могла проигнорировать дифирамбы в свой адрес о блистательном знании Эль Греко, понимании Рублева и Малевича, но не заметить и не восхититься ее платьем значило нанести ей смертельную обиду. Паола, как заметил Юрий Рост, всегда была одета очень продуманно и как бы невзначай надевала все то, что идеально ей подходило. Сергей Бархин блистательно описал наряды в которые она облачалась (иначе просто не скажешь), появляясь на телеэкране, - как театральный художник он не мог не оценить их совершенство».

Теперь же посмотрим на несколько ее поздних фотопортретов, чтобы убедиться в правильности приведенных мнений.

1 (700x524, 294Kb)


2 (700x621, 245Kb)


3 (700x525, 227Kb)


4 (2) (700x465, 240Kb)


5 (466x700, 180Kb)

Вернемся к началу книги, чтобы составить хотя бы общее представление об этой женщине.

Паола Волкова много лет, с начала семидесятых, была московской легендой. Это необычное имя слышали многие, но кто она, понимали только ее друзья и ученики. Паола Волкова была ученицей философа Мераба Мамардашвили и востоковеда Льва Гумилева, печаталась в журналах и газетах по вопросам искусства, написала несколько книг о Тарковском. Публичный же успех пришел, как часто бывает, гораздо позже, чем следовало. Но все-таки это произошло: Паола Дмитриевна Волкова появилась на телевидении и завоевала любовь зрителей канала «Культура». В одночасье круг ее поклонников невероятно расширился, и она стала интеллектуальной звездой. Привел ее на ТВ директор и главный редактор канала «Культура» Сергей Шумаков, в прошлом ее любимый ученик из ВГИКа. Так родился цикл передач «Мост над бездной», посвященных шедеврам мировой живописи, и Паолу смогли услышать миллионы. Ее авторская программа стала необыкновенно популярна не только среди любителей искусства, интеллектуалов, но и среди тех, чей интерес к искусству ограничивался лишь поверхностным любопытством. Она умела увлечь и вовлечь, рассказать о мировых шедеврах живописи с азартом, без лишнего пафоса. Ее передачи для многих стали первым шагом в удивительный мир искусства, а для тех, кто интересовался им давно и всерьез, был очень важен именно ее взгляд, ее подход, ее, как теперь принято говорить, стиль. Когда она начинала говорить, Леонардо с Рафаэлем оживали, превращаясь в знакомых итальянцев из Флоренции, а Тезеи, Орфеи и прочие небожители спускались на землю.

Потом вышли ее книги, лишь одна из которых была выпущена при ее жизни, — первая книга цикла «Мост через бездну». Они также стали бестселлерами, приобретя популярность не только среди поклонников ее передачи, но и среди тех, кто лишь мельком слышал о ней.

О многом она говорила в лекциях и телепередачах, что-то успела записать сама (к огромному сожалению, текстов ее немного). Что-то рассказали те, кто был с ней близок, — начиная с брата Павла, сына Володи и дочери Маши, кончая друзьями и учениками. В записных книжках обязательно оставляют чистые листы.

Паола Волкова, она же Ола Одесская, была необыкновенным созданием. С этим согласны без исключения все, кто хотя бы раз встречался с ней. Она сотворила из своей жизни миф, унеся большинство тайн и секретов с собой, предоставив решать нам, что происходило с ней в действительности, а что было лишь плодом ее неуемной фантазии.


Далеко не у каждого из нас есть возможность ознакомиться с ее книгами. Можно выбрать более легкий путь - посмотреть передачи с участием и главным действующим лицом - Паолой Волковой.

Джотто. Поцелуй Иуды. (1 серия)





Рублев. Троица. (2 серия)





Боттичелли. Весна. (3 серия)





Веласкес. Менины. (4 серия)





Микеланджело. Гробница Медичи. (5 серия)





Леонардо. Анна, Мария... (6 серия)





Босх. Корабль дураков. (7 серия)





Дюрер. Меланхолия. (8 серия)





Рембрандт. Возвращение блудного сына. (9 серия)





Ван Гог. Ночное кафе в Арле. (10 серия)





Пикассо. (11 серия)





Малевич. Черный квадрат. (12 серия)





Эль Греко. Похороны графа Оргаса. (13 серия)





Феофан Грек. Успение богородицы. (14 серия)





Ренуар и Ярошенко. (15 серия)





Рафаэль. Мадонна в кресле. (16 серия)





Сальвадор Дали. Тайная вечеря. (17 серия)





Клод Моне. Восход солнца. (18 серия)






Последнее прижизненное видео





Фрагмент из воспоминаний Сергея Бахрина «Милая Паола»

«Для каждого художника Паола облачалась в соответствующую одежду — платья, кофточки, бусы, ожерелья, перстни, кольца, серьги. Даже прически были разные. Когда я похвалил изобразительный ряд, она ревниво сказала: «Это я им принесла. Приносила буквально тонны книг».

Так для Джотто она была в черно-фиолетовом, возможно, бархатном платье на фоне фрески «Поцелуй Иуды». А для «Троицы» Рублева она для нас оказалась в ярко-синем (как кобальт у самого Рублева) платье с черно-шелковым воротом и оторочкой полосой вниз по всему платью, как у бабочки траурницы – оторочка белая на черном. На ней было одето множество серебряных браслетов, колец и перстней. Босху соответствовало темно-фиолетовое шерстяное платье с большим и широким отложным воротом, к которому серебряной булавкой был прикреплен шелковый белый платок с лиловыми, малиновыми и розовыми фрагментами. Для Леонардо Паола надела белую кофту с выпуклой белой рельефной вышивкой с короткими рукавами ниже плеч с красно-рыжей блузкой без воротника под ней. И все это — на темном умбристом фрагменте картины. Для Микеланджело подошло шелковое темно-изумрудное платье с кокеткой и плечами, с длинными, широкими рукавами с манжетами. Ожерелье было сложной формы, заканчивающееся большой круглой солнцеобразной медалью. Для Пикассо Паола гладко причесалась, подстриглась и оказалась в стиле тридцатых годов. На ней серебристые жемчужные серьги, две большие жемчужные бусины серег и жемчужная нитка бус нарядно уложенные тремя рядами на шее и груди. Черное гладкое платье с небольшим декольте. Она могла бы стать подругой Пикассо.

Казимиру Малевичу, которого Паола считала главным гением нашего века, она приготовила платье, скорее подходящее Баксту, а не Малевичу. Это было толстое шерстяное платье с фоном цвета темной охры или умбры натуральной с темно-бордовыми фигурами — цветами. На шее ожерелье из длинных серебристых бусин. Дети назвали бы ее платье «серобуромалиновым». Она так любила Малевича, что моя Лена заказала и купила тарелки Малевича в Эрмитаже и подарила их Паоле. Паола была потрясена.

Описываю одежду Паолы не для того, чтобы сказать, что Паола была какой-то модницей и любила переодеваться. Она так выражала почтение к художнику и картине, о которых рассказывала. Паола задумывала даже фон – фрагмент картины, который подчеркивал одежду. То темно-синий, то грязно-зеленый, то умбристый.

Заинтересованные лица могут посетить сайт и более подробно ознакомиться с жизнеописанием Паолы Дмитриевны Волковой:
http://www.paolavolkova.ru/

Хочется уточнить, что на сайте и в Википедии указано, что она окончила исторический факультет МГУ, а на самом деле - Государственный библиотечный институт по кафедре искусствоведения (1953). Волкова получила диплом искусствоведа-библиографа. Тема ее дипломной работы - "Илья Остроухов", которую она выполнила под научным руководством профессора Михаила Алпатова.



Серия сообщений "Книжное":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments