Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Мистический Гольшанский замок

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Мистический Гольшанский замок

  Глядя на развалины замка в Гольшанах, трудно поверить, что современники считали этот замок красивейшим в Беларуси. Поросшие кустарником руины всё же хранят отпечаток былого величия. Возвышаются над кирпичными стенами шестигранные угловые башни, обрушенные своды открывают взгляду ряды аркад, полузасыпанные переходы уходят вглубь подземелий.

Павел Стефан Сапега

Замок сохранился лишь на четверть. Одни исследователи определяют архитектуру замка как барокко, другие видят здесь черты нидерландского ренессанса. Замок в Гольшанах был построен Павлом Стефаном Сапегой на рубеже 16 и 17 веков вместо старого обветшавшего родового гнезда Ольшанских

Начало истории страшного замка датируется первой половиной XVII века.  Павел Стефан Сапега - политик, подканцлер Великого княжества Литовского. У него была репутация рыцаря без страха и упрека. Также он считался самым близким другом польского короля Стефана Батория, принимал участие в большинстве военных кампаний конца шестнадцатого — начала семнадцатого столетий. Когда на престол взошел король Сигизмунд Третий Ваза, Павлу Сапеге удалось осуществить головокружительную карьеру. Он взошел на пост подканцлера Великого Княжества Литовского, и это дало ему возможность сыграть важную роль в государственной и общественной жизни Речи Посполитой.


Гольшанский замок, реконструкция С. Прищепа

Однако в личной жизни Павла Стефана Сапегу преследовали сплошные неудачи - у князя одна за другой умирали жены. За это его даже прозвали Синей Бородой. У Павла Стефана Сапеги умерли три жены Халецкая, Альжбета Веселина, Екатерина Ославская. Лишь его четвертая жена Софья Данилович имела счастья пережить своего мужа.  Кроме того у подканцлера не было наследников. Не правда ли, уже мистическое начало?

В то же время, когда строился замок, Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок, к 6 августа 1618 г., те получат большое вознаграждение. Одна из стен, которую возводили каменщики, трижды обрушивалась безо всяких видимых причин, как бы требуя жертву. Посовещавшись, мастера решили принести в жертву первую же женщину, которая появится на стройке.

Ею оказалась жена одного из молодых рабочих, принесшая мужу обед. Они недавно поженились, и молодая женщина каждый день спешила принести обед своему любимому. Юную жену замуровали живой в монастырской стене. С тех пор по коридорам монастыря стала скитаться неприкаянная душа молодой женщины — Белой Панны.

Печальная красивая легенда, подумаете вы. Но эта легенда имеет свое реальное продолжение. В 1997 году  при реставрации монастыря в одной из стен был обнаружен женский скелет.  Двоим рабочим приказали предать кости земле и отпеть несчастную душу в храме. Однако, те  просто закопали кости в картонной коробке. И в течение четырех месяцев умерли сами, не сказав никому, где захоронена страшная находка.  Белая Дама до сих пор наводит ужас на обитателей окрестностей.

Особенно она не любит мужчин и мстит им за свою страшную смерть, которой ее подвергли. Несколько лет назад съемочная группа белорусского телевидения снимала в замке сюжет для новогодней программы. Уж не знаю, кому могла прийти в голову такая глупая затея (после всех страшных историй о замке), но по сценарию Белая Дама и Черный Монах должны были прогуливаться по замковым стенам. Съемка не задалась с самого начала. После нескольких неудачных дублей актриса, которая играла Белую Даму, вдруг упала с крепостной стены и сильно ударилась головой. После она признавалась, что почувствовала сильный толчок в грудь.

Род Ольшанских ведет происхождение от великих князей, от легендарного Гольши (Гедимина, Ольши), основавшего в тринадцатом веке город над рекой Караблем. И сейчас ручей Карабель бежит у стен Гольшанского замка, и сейчас возвышается над окрестными холмами гольшанское городище – та самая «красивая гора» белорусская, на которой основал князь Гольша свое поселение.

 С тех пор на протяжении трех столетий княжили в Гольшанах князья Ольшанские (Гольшанские). Они принимали участие в судьбоносной Грюнвальдской битве с крестоносцами 1410 года и, как многие участники «погони на Грюнвальд», получили родовой герб в виде щита, увенчанного княжеской короной и поделенного на четыре части с изображениями Гипоцентавра, Погони, Труб и Леливы. Род был богатым и влиятельным. Подписи Ольшанских одними из первых стоят на важнейших дипломатических актах того времени. Мужчины рода Ольшанских занимали важнейшие государственные должности, женщины побывали на великокняжеском и королевском престолах.

Замок Сапег представлял собою шикарную магнатскую резиденцию. Стены и потолки комнат комнат покрывала фресковая роспись и лепнина, полы были выложены керамической плиткой, печи – гербовыми изразцами. Камины, портреты, дорогое оружие украшали интерьер замка. В одну из замковых стен была вмурована каплица – маленькая «домашняя» церковь.

А. Адам Гольшаны. 1812 год.

В то же время замок был оборонным: шестигранные башни, выдвинутые за периметр стен, позволяли вести боковой обстрел неприятеля, жилые корпуса образовывали замкнутый двор, попасть в который можно было только через арочный тоннель во въездной башне. Протекающий рядом ручей Карабель наполнял водой замковые рвы.

А. Адам Гольшаны, 11 июля 1812. Во дворике замка.

Замок верно служил хозяевам и только во время Северной войны начала 18 века не устоял против натиска шведской армии. Разрушенный шведами замок уже не смог полностью восстанавить прежний вид, хотя до второй мировой войны был жилым.

Почти как легенду рассказывают в Гольшанах о командире эскадрона Красной армии, вступившего в местечко в сентябре 1939 года. Местные активисты проводили командира, искавшего ночлега, к недавно покинутому хозяевами замку.

В. Дмаховский Руины замка в Гольшанах, 1853.

Осмотревшись, командир развернул эскадрон и увёл его ночевать в чистое поле. А потом объяснил: «Не мог я позволить испоганить такую красоту» (гораздо позднее местные коммунисты все таки смогли уничтожить практически всё).

Среди руин белорусских замков развалины этого выделяются благодаря ореолу таинственных легенд и сногсшибательных приключений, созданных опытным пером Владимира Короткевича. Не найдётся, наверное, в Беларуси, России, на Украине - человека, который не читал или хотя бы не слышал о романе Короткевича «Черный замок Ольшанский».

Н. Орда Гольшаны, XIX век.

Кого из нас не увлекали эти строки, кто не засиживался до глубокой ночи над страницами романа, не в силах оторваться от тайн замковых подземелий? Кого не очаровывало «великопышное и одновременно простое белорусское барокко», «брама-тоннель в пещеру страшного гиганта» – замка?

Н. Орда Замок Сапег в Гольшанах, XIX век.

История рода князей Ольшанских легла в основу сюжетной линии знаменитого романа, а замок в Гольшанах стал прообразом «Черного замка Ольшанского», хотя, как писал Короткевич, «не надо искать в романе простого фотоснимка». «Черный замок», конечно, не чёрный, а скорее темно-красный – естественный цвет старых кирпичных построек. И все же, поросший сухозельем, затененный деревьями старого парка, с рухнувшими перекрытиями, обнажающими мрачные подземелья, он кажется именно «чёрным». 

 Эх, вот бы съездить и всё проверить!  Черный замок Ольшанский. Месяц ныряет в тучах. Башни во мраке туманные видят сны о былом дремучем. Слушают ветер промозглый, волчий вой на далеких равнинах, Слушают, как на зубцах трепещут от страха осины. У, как мертво и тихо! Тьма, как в тысяче хлябей болотных. Тихо! Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные? Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха, По галереям проходят дама с черным монахом.

Вот так описывал появление призраков Ольшанского замка Владимир Короткевич в своем знаменитом романе «Черный замок Ольшанский». Читаешь – и мороз по коже, и видишь эти призраки, которые неторопливо и важно бредут по замковой галерее. Белое платье дамы легко колеблется – но не от ветра! – а рядом покачивается монашеская сутана, из-под низко надвинутого капюшона поблескивают красноватые глаза…  

Как писал Короткевич, «паршивый белорусский романтизм» – но до чего же красиво! В романе приводится и легенда, объясняющая появление призраков: будто бы жил в XYII веке князь Витовт Ольшанский, и была у него жена – Ганна-Гордислава, у которой случился роман с Гремиславом Валюжиничем, что род свой от Гедимина считал, да вздумал бунтовать против законной власти. Валюжинич являлся на свидания с княгиней в монашеском платье – чтоб не узнали.

И будто бы поймал их князь да замуровал обоих в подземельях Ольшанского замка. А неупокоенные души начали бродить призраками, пугать людей. Валюжинич – все в том же монашеском одеянии, в котором княгиню соблазнял, а сама княгиня – в белом платье, чистая и светлая, как лунный луч…  Правда, к концу романа Короткевич эту красоту разрушает. Он предлагает рациональное объяснение появлению призраков: отражение от древних часов на замковой звоннице.

Монах – тень от стрелки, а дама – «тень» от рефлектора.  И все бы ладно. Прекрасный роман, то, что сейчас называют историческим детективом. Вся мистика в нем объяснена, все рационально. Но… по настоящему Ольшанскому замку действительно ходят призраки. В том числе и призрак Белой Дамы.

Черный замок Ольшанских существует не только на страницах книги, но и в действительности: недалеко от Ошмян, на окраине деревни Гольшаны (существовало два произношения фамилии – Ольшанские и Гольшанские). Развалины замка можно увидеть и сегодня. Правда, замок был не черным, а темно-красным, но это частности.  

Когда-то этот замок считался самым красивым строением Великого княжества Литовского. Он в самом деле был таким, как описывал его Короткевич: прямоугольник с восьмигранными башнями по углам, во двор действительно вел арочный тоннель во въездной башне («… это были ворота-проем, ворота-тоннель, ворота-вход в пещеру страшного исполина из злой сказки… стены туннеля понизу выложены циклопическими неотесанными валунами… длина тоннеля метров пятнадцать…»).

Оборонительные рвы с водой, стены, покрытые фресками, мозаичные полы – недаром князья Ольшанские вели свой род от великого князя Литовского, были в родстве с королями.  Вот только один нюанс: род Ольшанских угас к середине XYI века, последним князем Ольшанским был Семен Юрьевич, умерший в 1556 году. Так что никакой князь Витовт Ольшанский в 1611 году (по Короткевичу) не выезжал торжественно «на ловитву» неверной жены с любовником. В это время замок принадлежал уже роду Сапеги (перешел в качестве приданого от Олены Юрьевны Ольшанской, вышедшей замуж за Павла Сапегу).  

Не было Ганны-Гордиславы Ольшанской, о которой рассказывают легенды, очень близкие к тексту романа Короткевича. Будто была она княжной в давние времена, да полюбила безродного Валюжинича (это у Короткевича он вел род от Гедимина, народная молва же знаменитых родственников за Гремиславом не признает). И тогда строгий отец, чтобы прекратить романтические отношения влюбленных, повелел замуровать молодого человека в стену замка – дабы неповадно было на княжон из знаменитого, древнего рода заглядываться. И – замуровали. И – ходит он черной тенью, отыскивая своих убийц.

Что интересно – Валюжинича не было, Ганны-Гордиславы не было, а черный призрак есть в Ольшанском замке. Говорят, что появлялся он в лунные ночи, бродил по разрушенным замковым стенам. Будто охранял замок.

Белая Дама тоже есть – ее видели многие, и эти «свидания» всегда были весьма неприятны, а некоторые даже небезобидны. Правда, учитывая историю Белой Дамы, в ее агрессивности нет ничего удивительного.

Нет-нет, никакой княжны или княгини Ольшанской, никакой любви высокородной дамы к прекрасному крестьянину. Это не история Ромео и Джульетты. В чем-то судьба Белой Дамы еще трагичнее. К смерти Ромео и Джульетты привела родовая вражда. А смерть Белой Дамы связана со строительством – так утилитарно, так неромантично… и такая трагедия…  

. Кстати сказать,Черный Монах может быть результатом такого же жертвоприношения для укрепления стен. Мужской скелет был найден замурованным в стену замка. И хоронили его так же неудачно, как и останки Белой Дамы.  А Белая Дама с Черным Монахом совсем распоясались: им уже неуютно стало в разрушенном замке, и они перебрались в отреставрированный костел, часть которого отдана Гольшанскому филиалу Национального художественного музея.

Призраки поселились в единственной башне, которую сейчас так и зовут – «башня призраков», и пугают визитеров.  Черный Монах является по-прежнему ясными, лунными ночами на фоне окна или ниши. Свидетели его появления утверждают, что потолок при этом начинает менять форму, стены смыкаются – так и хочется процитировать Эдгара По, который необычайно талантливо описал подобное. Вот только тут действие происходит не в рассказе, а человек, увидевший Черного Монаха, не может двинуться с места, будто парализованный, и только бессильно наблюдает.  

Белая Дама ведет себя еще хуже. Говорят, что в ее присутствии нарушаются законы гравитации, люди теряют ориентацию в пространстве. Человек, повстречавшийся с Белой Дамой, может всю ночь спасаться от призрака, но так и не найти выхода из помещения. На месте появления призрака некоторое время ощущается холод. Гомельская организация «Парамир» исследовала «башню призраков». Члены экспедиции утверждают, что в монастыре срабатывают датчики приборов, предназначенных для обнаружения энергетических всплесков, засвечивается фотопленка.

Более того, все, ночевавшие в монастыре и «башне призраков», видели тени, силуэты, световые пятна, слышали шаги, шорох одежды, стоны. И неважно, существовала ли Ганна-Гордислава Ольшанская, любила ли она Гремислава Валюжинича. Главное, что в самом деле Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха, По галереям проходят дама с черным монахом.  

В 2002 году в замок приехали российские туристы. Переночевали в замке. Через год один умер от скоротечного туберкулеза легких. Другой спустя полгода разбился насмерть в автоаварии, еще одного зарезали зимой в пьяной драке, один совершил суицид по весне, пятый - спился...

На окраине деревни стоит заброшенная мельница. Она пустует уже очень давно. Однако, местные жители рассказывают, что по ночам слышат, как жернова мелют муку, звуки подъезжающих повозок, ржание лошадей и голоса людей.

Фильм.Черный замок Ольшанский,по одноименному роману  Владимира Короткевича





http://shkolazhizni.ru/archive

http://www.livemaster.ru/topic/780597-strashnye-legendy-golshanskogo-zamka

http://olshansky2004.narod.ru http://www.ctv.by

Серия сообщений "БЕЛОРУССИЯ":

Серия сообщений "Мистика":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

    Все-таки прав Владимир Владимирович: Украинцы и русские один народ. Хотя об этом порой так хочется забыть...Но нельзя, да и не получится. Ведь…

  • Cher

    Богиня поп-музыки Шер, американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен является единственным исполнителем в истории…

  • СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА Все, кому известно имя Козьмы Пруткова, знают, что его придумал поэт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments