Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Воздушный шар. Часть 3. На полюсе Земного шара

12 июля наш знаменитый вечный путешественник священник Федор Конюхов начал полет вокруг света на воздушном шаре. В честь этого события небольшая серия постов о том, как всё начиналось. т.е. об истории воздушных шаров.
Часть 1.
Полеты во сне и на яву.

Часть 2.
Пролетая над Россией.


А Федор Конюхов этим временем летит.... Попутного ветра! Жалко, что мерзнет, бедолага, чаю горячего не попить даже, вода замерзает на высоте 7 км. Но он тертый калач. Удачи ему! (из комментария Base4ka)

5702989_original.jpg

Если сейчас, при современном уровне техники, полет на воздушном шаре все еще требует геройства, то каково было раньше.
А представьте, ведь люди на воздушном шаре хотели покорить Арктику с ее ледяными полями, с островами в вечных снегах, полярными ночами, безжалостным, непобедимым холодом.
Почти 120 лет назад, в летом 1897 г. мир переживал за покорителей Северного полюса на воздушном шаре. Когда в заполярной Норвегии был пойман почтовый голубь с запиской (единственная связь в то время): "Северный полюс миновали 15"(предположили, что 15 июля), известие главной новостной сенсацией во многих странах.
Это была шведская воздушная экспедиция к Северному полюсу доктора Соломона Андрэ на построенном по его проекту воздушном шаре.

0_149be1_bc971c43_orig.jpg


Андрэ по образованию был инженером-электриком и успел стать отличным аэронавтом. В 1876 г. Андре совершил несколько полетов на воздушном шаре, а зимой 1882-1883 г. в составе шведской группы изучал на Шпицбергене атмосферное электричество, сделав 15 тыс. наблюдений. Загоревшись идей покорения северного полюса на воздушном шаре Андре смог увлечь ей многих, включая Шведскую Академию наук и самого короля Швеции Оскара II. Среди тех, кто финансировал экспедиции полярного воздухоплавателя, был знаменитый предприниматель Альфред Нобель, и десятки известных и неизвестных людей.

Полет над неведомыми просторами - говорил Андре - будет сопровождаться всеми доступными наблюдениями. Я уверен: на аэростате можно за несколько дней получить больше сведений об Арктике, чем при ином способе исследования за целое столетие...

0_149bd9_acfa55db_orig.png
Воздушный шар в мастерской Анри Лашамбра - друга Андрэ.


Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Проект Андре обобщал опыт воздухоплавания конца XIX столетия. Шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области, а для для обеспечения наибольшей управляемости предлагалось снабдить шар парусами и гайдропами.
Гайдропы - это тормозные канаты, вес которых держит шар на определенной высоте, а трение их о землю, лед или воду притормаживает полет.
Что касается охлаждения оболочки шара, то, по мнению Андре, шар должен так нагреваться лучами солнца, не заходящего летом на Севере, что подъемная сила его будет практически неизменной.
Когда Андре получил разрешение провести полет к Северному полюсу в 1897 году, в дневнике появилась его восторженная запись: «Мы будем летать, как орлы, и ничто не сломит наших крыльев!».

0_149bd3_bf4ef647_orig.jpg


19 марта 1897 г. Андрэ представил состав экспедиции Шведскому обществу антропологии и географии. С собой Андре решил взять физика Стриндберга и техника Френкеля. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.

0_149be2_603bde4c_orig.jpg
Андре возле ангара на Шпицбергене, Норвегия.


Перед стартом шар окрестили “Орел”. Последними словами, услышанными из корзины, были слова Стриндберга “Lefve gamla Sverige!” (“Да здравствует старая Швеция!”). Шар нес 1234 кг балласта, включавшего 8 балластных канатов (404 кг), 3 гайдропа (485 кг) и песок (345 кг).
В лодке аэростата помещено громадное количество самых разнообразных предметов: компасы, инструменты, секстанты, зрительные трубы, фотографические принадлежности, электрические ламп, оружие, меха и т.п.

0_149bd4_45930fdb_orig.jpg
Саломон Андре на воздушном шаре, Шпицберген в июле 1897 года.


Андре берет с собой припасов всего на четыре месяца. Он считает, что этого достаточно и что в случае, если им придется зимовать на льду, они будут пополнять свои запасы с помощью оружия. Показывая на патроны, он говорит с улыбкой: «Вот концентрированная пища».
Еще сани, лыжи, челнок, составленный из деревянных частей, который разбирается; этот последний покрыт двойной оболочкой из той же непромокаемой ткани, из которой сделан аэростат.
Андре возьмет с собой 32 почтовых голубя.

0_149bda_a982f794_orig.jpg


Первый этап экспедиции – это достижение самого полюса. Далее – полет к югу, к району Берингова пролива. Общая дальность путешествия, по расчетам, была около 3700 км. Со средней скоростью ветра 7 м/с (27 км/час) оно заняло бы 6 дней, а начальный полет к полюсу – 43 часа.

0_149bf7_4236c2ba_orig.jpg
Полярный шар Андрэ после старта с острова Дэйнс 11 июля 1897 г. Вид на взлетающего «Орла» с корабля «Дева».


Сразу после старта произошли два события, которые одним махом перечеркнули все предыдущие планы управления воздушным шаром. В первые минуты вылета из ангара порывы ветра прижали шар вниз. Через некоторое время корзина задела поверхность воды в заливе Вирго. Чтобы исправить ситуацию, экипаж выбросил за борт 207 кг песка, что составляло 60% всего песчаного балласта. Практически в это же время отвязались все 3 гайдропа; каким-то образом из-за волнообразных движений шара во время подъема нижние концы всех канатов отвинтились от верхних.
Таким образом, экспедиция Андрэ отправилась в путь не на управляемом, как планировалось, а на свободно летящем шаре, который будет полностью подвержен порывам ветра и другим атмосферным явлениям.

Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.

14 июля 1897 г., после 65 часов 33 минут путешествия, “Орел” приземлился на полярном льду в 480 км к северо-востоку от острова Дэйнс (82о 56′ с.ш., 29о 2′ в.д.).

0_149bd2_7b6b4c5a_orig.jpg
«Орел» вскоре после посадки на лед, 14 июля 1897 года.


После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции.
Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы.

0_149bdc_191d0273_orig.jpg


Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Уайт, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.

Последнее свидетельство их жизни позднее обнаружено в блокноте Стриндберга: 17 октября 1897 г. он написал: “Дома в 7,30 утра”.
Можно предположить, что вскоре после этого все трое погибли. Признано что полярные исследователи погибли от употребления в пищу мяса убитого ими полярного медведя, оказавшегося зараженным.

0_149bd0_9051ac0b_orig.jpg
Френкель и Стриндберг возле трупа медведя.


После 76 дней, проведенных на полярном льду в экстремальных физических и психологических условиях, первым умер Стриндберг 17 октября, Андре и Френкель промучились еще две недели. Кнут Френкель умер в своем спальном мешке, и Саломон Андре умер опираясь на скалу.
Сохранилось предание, что рядом с останками Андре был обнаружен мертвый голубь. А среди страниц дневника чудом сохранилось два засохших розовых лепестка. А вокруг места гибели полярного исследователя, как всегда, от горизонта до горизонта был только лед, лед, лед...
Но голубь не садится на лед

Шведская академия наук и многочисленные сторонники и почитатели северного воздухоплавателя предпринимали попытки отыскать хоть какие-то следы пропавшей экспедиции... Безрезультатно.
В 1899 году на исландском побережье местные жители нашли поплавок, сброшенный с аэростата «Орел». При нем оказалась записка Андре, сделанная в первый день полета. Конечно, она не пролила света на тайну исчезновения полярных исследователей.

Пропавшую экспедицию искали на севере Шпицбергена, в восточной Гренландии, на материковом побережье Баренцева и Карского морей.
На протяжении многих лет сотни стокгольмских мальчишек тайком от взрослых готовили экспедиции в Арктику, чтобы отыскать пропавших без вести Андре, Стриндберга, Френкеля.

Проходили годы. Вскоре разразилась Первая мировая война, нахлынули другие важные события, и люди забыли о первых аэронавтах, устремившихся на заре воздухоплавания к неведомому Северному полюсу и пропавших без вести...

0_149be6_406d54cd_orig.jpg
Последняя фотография «Орла» в полете.


Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог». Отстреливали моржей почти весь день. Когда сели отдохнуть, палило солнце. Усталые матросы Сален и Тюсвик, не бросая винтовок, полезли вверх, по мокрому склону, чтобы найти чистую воду. На высоте около 10 м над уровнем моря поперек пологой площадки журчал прозрачный ручеек. Сален наклонился над ним и увидел алюминиевую крышку от кастрюли. Матрос поднял ее и осмотрелся: может быть, и сама кастрюля здесь?
Невдалеке из-под снега выглядывал кусок грубого брезента. Норвежцы стали сбивать с него снег и вскоре обнаружили, что это нос лодки, а в ней какие-то вещи. Сразу бросилась в глаза приклепанная сбоку позеленевшая латунная пластинка. Сален протер ее, прочитал надпись и закричал:
- Полярная экспедиция Андре! Сюда, ребята!
Под гранитной скалой в конце площадки можно было рассмотреть квадратный кусок шелка, а под ним - кучу одежды. Здесь, по-видимому, когда-то стояла палатка. Все было засыпано снегом, поэтому не сразу рассмотрели, что в тряпье покоился прислонившийся спиной к гранитной стене человеческий скелет в тяжелых полярных сапогах. И когда увидели на полуистлевшей подкладке куртки вензеля "S. А.", поняли, что перед ними прах капитана первых воздухоплавателей, пытавшихся 33 года назад покорить Северный полюс.

0_149be4_fc3e5fad_orig.jpg
Найденные останки экспедиции.


Останки уложили в три гроба, погрузили на ту же канонерскую лодку "Свенсксюнн", которая 33 года назад доставила экспедицию Андре на Шпицберген, и привезли в Стокгольм, где торжественно сожгли в крематории. В память первых арктических воздухоплавателей здесь же, в Стокгольме, на добровольные пожертвования был учрежден дом-приют имени Андре для престарелых и бездомных полярных путешественников - последняя дань тем, кто отдал свое здоровье исследованию сурового Севера.

0_149be7_c421ad9d_orig.png
Похороны полярных исследователей в Стокгольме. 1930 год

0_149bd5_38394dea_orig.png
Школьники на выставке в Стокгольмском музее разглядывают на обнаруженные вещи пропавшей арктической экспедиции. 1930 год

mota_ru_0022512-1920x1200.jpg


...Лет через десять после исчезновения Андре и его товарищей архангелогородское начальство стал донимать один бродяга.
Уверял он, будто видел, как в устье Печоры опустился на лед громадный шар. А потом показались три человека. Все они были в «непрозрачных очках и одеты не по-здешнему». И витала над пришельцами большая стая голубей.

Вначале бродяга принял их за чаек. Но потом сообразил: и полет не тот, и крылья у птиц другие, и крика не слышно чаячьего. Но откуда в таких студеных землях голуби?..

Смекнул бродяга: дело нечисто. Хоть и любопытство разбирало, а страх победил. Кинулся он прочь. Но когда отбежал на приличное расстояние, все же оглянулся. Ни голубей, ни людей уже не увидел, только далеко-далеко в высоте мотался по воле ветров темный шар.

Бродяге начальство не поверило и даже не записало его рассказа. Но спустя какое-то время подобная история с появлением аэростата, незнакомцев и голубей произошла на острове Колгуеве, потом — на Ямале и на архипелаге Северная Земля.

Установить не удалось, произошло это на самом деле или свидетелям попросту померещилось. В Арктике случаются и не такие чудные видения.

hot_air_balloon_over_the_arctic_by_michelle_valberg.jpg


http://fanread.ru/book/9292902/?page=39
http://photochronograph.ru/2015/07/15/puteshestvie...u-polyusu-na-vozdushnom-share/
http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/ANDR/ANDR.HTM
http://www.yaplakal.com/forum3/st/0/topic1326984.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments